Общее описание катера «Чибис»
Катер должен был покрывать цели не только спасательных операций, но и быть пригодным для осуществления патрульной службы в прибрежных зонах поблизости спасательных станций.
Забегая наперёд, отметим – катер вышел довольно удачным:
обладает высокими скоростными характеристиками. Это сделано с целью быстрейшего проведения спасательной операции, так как нормативы дают до 6 минут на выполнение поставленной задачи;
Катер “Чибис” обладает высокими скоростными характеристиками
- катер обладает высокой манёвренностью для поиска пострадавших при любом волнении;
- удобен для выполнения оперативных задач во время дежурства;
- обладает широким кокпитом и специальным оборудованием – специфика спасательных мероприятий. Большая часть всей аппаратуры размещается вдоль бортов, здесь высвобождено место за счёт устранения зашивки изнутри.
В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя. Изначально приходится привыкать к нему, так как управление отличается тем, что располагается по левую сторону. Эта модель имеет специальную доску посредине корпуса, которая может убираться при отсутствии необходимости. Её основная задача заключается в расположении пострадавшего. Для расширения места на кокпите доску лучше снимать, так как эффективную врачебную помощь оказывают уже при достижении берега. Реанимационных приборов на борту не предусмотрено.
В отношении компоновки всё довольно традиционно – 2 переборки, разделяющие судно на несколько отсеков:
- носовая часть;
- кокпит;
- моторная ниша.
В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя
Даже в случае затопления носа катер останется над уровнем воды.
В процессе разработки должное внимание удалялось удобству расположения кокпита и отсека для установки мотора. Размеры кокпита подбирались с целью создания приемлемых условий для подготовки и выполнения операций по спасению пострадавших, а также для оказания первой помощи и принятия реанимационных мер
Для достижения перечисленных целей в конструкции кокпита предусмотрен рундук, дополнительно он вмещает доску для расположения пострадавшего и сидения для медработника с откидным типом фиксации. Поблизости сидения имеется аппаратура и аптечка. Для других членов экипажа оборудованы 4 сидения.
Сидения, расположенные на корме, скрывают от вида 2 акваланга, которые служат для спасателей-матросов. С той же целью в рундуке имеется 2 гидрокомбинезона и остальное необходимое водолазное снаряжение. Благодаря выбранному расположению, удаётся обеспечить быстрейшее одевание экипировки.
В кокпите имеется:
- 2 якоря, они имеют традиционные концы;
- трап складного типа;
- различное снабжение для шкипера и аварийно-спасательных целей;
- 2 огнетушителя;
- насос для откачки воды ручного типа.
Катер Чибис имеет 2 якоря
В кокпите имеется пульт управления, в нём присутствуют:
- рулевая машинка;
- рычаг для переключения на реверсивный ход;
- рукоятка для контролирования оборотов мотора;
- средства для обеспечения связи с внешним миром: мегафон, радиостанция, флаги, ракетница;
- съёмный тип тента.
Двигатель работает на бензине, модель мотора – М8ЧСПУ100-1.
Ниша для мотора позволяет открыть доступ к устройству и сопряжённым системам, а также к аккумулятору и электрическому оборудованию. Для закрытия отсека используется откидной люк, он имеет специальный фиксатор. Вентиляционная система работает естественным методом, специальный вентилятор не используется, имеются только решётки для тока воздуха.
Помимо мотора, в нише устанавливаются:
- аккумулятор;
- электрическое оборудование для обеспечения электроэнергией всего катера;
Катер “Чибис” с надстроенной рубкой и переделанный под подвесной мотор
- кошма противопожарного типа, укладывается в футляр;
- рулевые механизмы, состоящие из: штуртроса, машинки руля и рулевого баллера. Штурвал может наклоняться максимально на 35°;
- сигнал звукового типа;
- румпель для ремонта;
- сумка для хранения инструментария и запасных компонентов лодки.
По периметру корпуса устанавливаются сигнальные огоньки, которые расположены на палубе, стойках козырька для защиты от ветра и мачте. Вдоль бортов присутствует леер спасательного характера с соответствующей надписью: «Спасательный». Окраска корпуса выполнена в хорошо отличимый цвет – преимущественно оранжевый, а в носовой части присутствует эмблема службы спасателей. Ресурс катера рассчитан на 15 лет эксплуатации.
В корме и на носу имеются рым-утки, они обеспечивают качественную швартовку катера и позволяют фиксировать судно при подъёме из воды.
Для чего подходит катер
За все годы эксплуатации людьми катер «Чибис» зарекомендовал себя как надежное судно в спасательных операциях и в охране водных территорий. Все испытания, производимые государственными органами, дали положительные результаты.
Во время тестов и эксплуатации были выделены его устойчивость и хорошая управляемость.
«Чибис» участвовал в эвакуации людей, терпящих кораблекрушение; в зонах пляжного отдыха он стал незаменимым помощником для спасателей. А для инспекции рыбной охраны он помог занять выигрышную позицию в борьбе с браконьерами.
Несмотря на то что в своем большинстве этот катер всегда находился на балансе государственных организаций, его также положительно оценили и частные владельцы.
Просторный кокпит позволяет долго находиться на борту катера, а также совершать длительные путешествия по воде. Поэтому катер сыграл роль передвижного дома по воде для многих туристов.
Отсутствие зашивки внутри корпуса освобождает дополнительное место и позволяет снабдить экипаж дополнительным провиантом.
Высокоскоростные характеристики катера и маневренность на воде дают возможность успешно использовать судно в целях охоты и рыбалки.
Также все вышезаявленные характеристики позволили «Чибису» неоднократно принимать участие в спортивных соревнованиях. Поэтому на сегодняшний день «Чибис» перестал ассоциироваться со спасателями. На его борту все больше можно увидеть простых отдыхающих и рыбаков.
Катер «Чибис» не был рассчитан на массового потребителя, а создавался для работы в государственных службах. Поэтому спрос и предложение этого водного транспорта по сравнению с другими катерами на рынке не столь широк.
Однако в интернете можно найти владельцев «Чибиса», которым он прослужил несколько лет, и теперь они выставляют его на продажу. Также на специализированных форумах можно встретить желающих приобрести этот катер.
Цена на катер зависит в большей степени от года выпуска. Но и немаловажным будет учесть его нынешнее состояние и дополнительное оснащение.
В интернете можно найти более новые и дорогие модели, их ценовой диапазон варьируется в 1,5 – 2 млн р. и больше.
Также на форумах есть информация, что катер «Чибис» можно приобрести у спасательных служб. За долгие годы эксплуатации катера переходят на списание. Но среди них есть очень много находящихся в хорошем состоянии до сих пор.
Созданный более 40 лет назад катер «Чибис» до сих пор продолжает успешно выполнять функции своего назначения. Этот катер все еще не перестает служить как государственным органам, так и своим частным владельцам.
Несмотря на то что среди большого выбора водных транспортных средств «Чибису» найдутся достойные конкуренты, катер, как и раньше, собирает в основном положительные отзывы.
Комплектация катера «Чибис»
Поскольку катер создавался прежде всего для спасательных операций, его строение и все комплектующие продуманы с целью удобного оказания скорой помощи на воде.
Так, для спасателей в специальном отсеке за сидениями на корме находятся 2 акваланга, а в рундуке спрятаны 2 гидрокомбинезона со спасательным снаряжением. Удобство расположения этого инвентаря позволяет аквалангистам уже на подходе к месту бедствия облачиться в костюмы ныряльщиков.
Для пострадавшего пассажира в кабине катера между задними сидениями находится медицинская доска. Она предусмотрена для транспортировки человека, неспособного самостоятельно сидеть в кресле. Сама доска занимает в катере значительное количество пространства, поэтому в случае ненадобности она легко извлекается.
В правой части кокпита возле медицинской доски предусмотрено дополнительное откидное кресло и для самого медика. Рядом с креслом имеется комплект медицинского снабжения.
Средствами связи катера с внешними объектами служат встроенная радиостанция и электронный мегафон. Для подачи сигналов на воде предусмотрены флаги, ракеты и сигнальные фигуры.
Сигнальные огни установлены на стойках ветрозащитного козырька и на бортах судна.
На левой и правой сторонах катера натянут спасательный трос, который помогает человеку за бортом оставаться на плаву.
В комплектацию катера входят спасательные жилеты в количестве 4 шт. и один спасательный круг.
Предусмотрены также два якоря, складной трап, багор-весло, два огнетушителя и осушительный насос (ручной).
Итого в комплектацию входит:
- акваланг АВМ-1М – 2 шт.;
- багор-весло – 1 шт.;
- доска для пострадавшего – 1 шт.;
- трап складной, переносный – 1 шт.;
- водолазное снаряжение – 2 шт.;
- спасательное снабжение – 1 шт.;
- спусковой конец – 1 шт.;
- отделение для пиротехнических средств – 1 шт.;
- УКВ-радиостанция – 1 шт.;
- якорное устройство – 1 шт.;
- сигнальный конец – 1 шт.;
- комплект медицинского снабжения – 1 шт.
Расположение и устройство: продольный разрез и план со снятой палубой
1 — главный двигатель; 2—акваланги АВМ-1М; 3 — заднее сиденье; 4 — багор-весло; 5 —доска для пострадавшего; 6—трап складной, переносный; 7 — рундук с водолазным и спасательным снабжением; 8 — мачта для подъема сигнальных флагов; 9 — переднее сиденье; 10—рулевое управление; 11 —ветровое стекло; 12 — носовой релинг; 13 — моторный отсек; 14 — аккумуляторная батарея 6СТ75ЭМС; 15—топливный бак (емкость 45 л); 16—кокпит; 17 — спусковой конец; 18 — ДУ двигателем; 19 — носовой отсек; 20 —отделение для пиротехнических средств; 21 — УКВ-радиостанция; 22— якорное устройство; 23 — сигнальный конец; 24 — откидное сиденье; 25 — комплект медицинского снабжения; 26— рундук с водолазным и спасательным снабжением; 27 — рулевое устройство.
За кормовыми сиденьями хранятся два акваланга для матросов-спасателей, а в рундуке — гидрокомбинезоны и другое легководолазное снаряжение. Такое размещение позволяет аквалангистам еще на пути к пострадавшему быстро надеть гидрокомбинезоны, акваланги и быть готовыми к спасению людей до подхода катера к месту бедствия.
В кокпите также размещены два якоря с концами, складной трап, аварийно-спасательное и шкиперское снабжение, два огнетушителя и ручной осушительный насос.
Кокпит катера оборудован пультом управления с рулевой машинкой, рукоятками управления реверсом и оборотами двигателя, средствами внешней связи (УКВ-радиостанция, электромегафон, сигнальные фигуры, ракеты и флаги) и съемным тентом.
В носовой части кокпита установлен ветрозащитный козырек, центральная стойка которого является основанием откидной мачты. В кормовой части под сиденьями размещены топливные цистерны.
В качестве двигателя выбран бензиновый двигатель марки М8ЧСПУ100-1.
Габариты моторного отсека обеспечивают свободный доступ к двигателю, его системам, аккумуляторной батарее и электрооборудованию.
Моторный отсек катера закрывается откидной крышкой с фиксатором. Кроме двигателя с агрегатами здесь размещены аккумуляторная батарея, электрооборудование, противопожарная кошма в футляре, рулевое устройство, звуковой сигнал, запасной румпель и сумка с инструментом и запчастями.
Вентиляция моторного отсека осуществляется естественным путем через вентиляционные решетки.
Рулевое устройство состоит из рулевой машинки, штуртросов и руля с баллером. Максимальный угол перекладки руля 35°.
На палубе катера, стойках ветрозащитного козырька и на мачте установлены сигнально-отличительные огни.
В носовой и кормовой частях палубы установлены рым-утки для швартовки катера, которые одновременно служат и для его подъема из воды.
По бортам катера навешен спасательный леер и нанесена надпись «Спасательный». Корпус окрашен в хорошо заметный на воде оранжевый цвет, а в носу на палубе нанесена эмблема спасательной службы. Срок службы катера рассчитан на 15 лет.
Опытный образец катера прошел всесторонние заводские и государственные испытания и по их результатам был рекомендован для эксплуатации спасательным службам страны.
С 1979 г. освоена серийная постройка катеров «Чибис», они уже начали свою службу на спасательных станциях.
В 1980 г. опытный образец катера экспонировался на ВДНХ в павильоне «Судостроение» и был отмечен серебряной и бронзовыми медалями. В 1981 г. группе разработчиков катера выдано авторское свидетельство на промышленный образец катера.
По материалам журнала Катера и Яхты, №2 (96), 1982 год
Технические характеристики катера «Чибис»
Катер «Чибис» – это цельнометаллическое судно, корпус которого изготовлен из алюминиево-магниевого сплава сварным методом.
Конструкторы традиционно подошли к компоновке катера и с помощью двух переборок поделили отсек на 3 части – носовой отсек, кокпит и моторный отсек.
Технические характеристики катера «Чибис»:
- Длина катера – 7,0 м;
- Ширина катера – 2,0 м;
- Высота борта на миделе – 1 м;
- Максимальная осадка при полном водоизмещении – 0,3 м;
- Максимальная мощность двигателя М84СПУ100-1 – 100 л.с.;
- Длительность в режиме автономного плавания – 2,8 ч;
- Скорость по воде с максимальной нагрузкой – 43 км /ч;
- Вес катера с полным оборудованием – 1,5 т;
- Пассажировместимость – 6 человек.
- Срок эксплуатации, заявленный изготовителем – 15 лет.
Конструкторы рассчитали проект катера таким образом, что при повреждении носового отсека и полном затоплении его водой, судно все равно должно оставаться на плаву.
В середине носового отсека есть центральная стойка, которая исполняет роль откидной мачты катера. Стойка оснащена козырьком, который служит защитой кокпита от ветра. На носовом отсеке так же установлено и ветровое стекло.
Строение катера позволяет матросам легко подобраться к двигателю и аккумулятору. Отсек с мотором М8ЧСПУ100-1 и электрооборудованием находится в кормовой части и закрывается фиксирующей крышкой.
Топливные баки с бензином, емкостью 45 л расположены под сидениями заднего ряда.
Также в кормовой части находятся запасной румпель, само рулевое устройство и запчасти с инструментами.
В кокпите установлен пульт управления, оснащенный рулевой машинкой, а переключение на реверсивный ход и управление оборотами двигателя осуществляется при помощи рукояток.
Устройство и оснащение катера:
- носовой отсек;
- кокпит;
- моторный отсек;
- главный двигатель;
- рулевое устройство;
- дистанционное управление двигателем;
- топливный бак емкостью 45 л – 2 шт.;
- аккумуляторная батарея 6СТ75ЭМС;
- мачта для подъема сигнальных флагов;
- переднее сиденье – 2 шт.;
- заднее сиденье – 2 шт.;
- откидное сиденье;
- ветровое стекло;
- носовой релинг.
Чехлы и тенты на катер Чибис
При эксплуатации судна, транспортировке или швартовании возникают ряд проблем, связанных с обеспечением комфорта пассажиров во время водной прогулки, сохранностью систем управления, приборов, корпуса, внутренней обшивки в период между эксплуатацией. Специальные чехлы и тенты на катер обеспечивают максимальную защиту в любых ситуациях и являются наиболее эффективным способом продления срока эксплуатации судна.
Наша компания изготавливает чехлы и тенты на плавательные средства по индивидуальным размерам и пожеланиям. Мы выполняем пошив защитных укрытий любого назначения — зимние , ходовые тенты , стояночные или транспортировочные .
Работа по предварительным индивидуальным замерам обеспечивает надежность конструкции и идеальное совмещение с судном.Изделия изготавливаются из прочных, износостойких материалов:
- водонепроницаемая полиуретановая ткань с дышащим эффектом
- японская фурнитура и крепежные элементы.
Предлагаем заказать или купить тент или чехол на катер высокого качества по доступной цене и значительно продлить срок службы плавательного средства!
Сделать заказ
Звоните +7 926 131-65-80
Или заказывайте через нижеприведенную форму
Проект катера «Чибис» разрабатывался с целью создания небольшого судна, используемого для спасательных операций на прибрежных участках морей и больших водохранилищах. Созданием катера занимались конструкторы ЦКБ «Восток» и профессиональные спасатели. Производство запущено в 1979 году, а первые образцы появились в 1978 году. В конструкции всё спроектировано с целью оказания первой помощи при катастрофе. Изготавливается из лёгкого металлического сплава.
Катер «Чибис»
Катера и Яхты, №2 (96), 1982 год
«Чибис» (малый спасательный катер из легкого сплава), специально спроектирован и оборудован для оказания помощи терпящим бедствие на воде. Проект Чибиса создавался специалистами ЦКБ «Восток» в тесном контакте со спасательной службой Ленинграда, руководимой Б. О. Найманом.
Катер получился удачным, скоростным, что очень важно, так как на все сборы и поиск пострадавшего нам по нормам отводится не более 6 минут, маневренным, удобным для оперативной работы дежурной смены. Специфика работы спасателей требует одновременно и просторного кокпита, размещения большого количества специального оборудования
Благодаря отсутствию внутренней зашивки бортов удалось большую часть этого оборудования разместить вдоль них.
Немного необычным для водителей спасательных катеров оказалось дистанционное управление реверсом и газом обычного лодочного типа — под левую руку, но это дело привычки. В будущем придется сделать доску для пострадавшего убирающейся на уровне пайола или вообще отказаться от нее, чтобы кокпит освободить для работы команды. Опыт показывает, что практически действенную врачебную помощь всегда оказывают уже на берегу, поскольку многие специальные медицинские приборы для реанимации не приспособлены для работы на волнение.
Сосновский судостроительный завод приступил к серийному производству спасательных катеров «Чибис» в 1982 году.
В августе 1978 г. был принят опытный образец первого отечественного малого спасательного катера «Чибис», проект которого разработан специалистами филиала ЦКБ «Восток» по техническому заданию спасательных служб министерств жилищно-коммунального хозяйства УССР и РСФСР.
По замыслу конструкторов, катер «Чибис» предназначен не только для оказания помощи терпящим бедствие на воде, но и несения патрульно-спасательной службы в зонах действия спасательных станций.
Катер «Чибис» построен под надзором и по Правилам Речного Регистра РСФСР для судов класса «Р», которым разрешается плавание в бассейнах разряда «О» с ограничением по погодным условиям. «Чибис» может эксплуатироваться и в прибрежных морских районах.