Где и на чем путешествовать по воде

Искусственные препятствия

Мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав относятся к искусственным препятствиям.Мосты.

На небольших реках их проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Предварительно надо убедиться, что перед мостом нет старых устоев, топляков, спиленных свай и Других подводных и надводных препятствий. Следует помнить, что в пролетах течение заметно убыстряется. Подходить к мосту на» до на малой скорости, взяв заранее точное направление

Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами,- вероятность навала на устой здесь наибольшая

Низкие мостки и клади.

Туристы преодолевают их, откинувшись на дно лодки и предварительно убрав весла (на байдарке — сняв волнорез и спинки). Иногда бывает необходимо подтоплять лодку, чтобы увеличить ее осадку. Тогда приходится прибегать к помощи экипажа другого судна.

Паромные переправы.

Проходятся в соответствии с положением парома: или посередине реки над тросом или под ним, прижавшись к высокому берегу.

Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, связанных тросом), лесные заторы, молевой сплав.

Эти препятствия начинающие туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препятствию, надо пристать к берегу и просмотреть путь волока. Перед обносом лодки и байдарки обычно разгружают. Если нет специальных тележек, байдарки переносят вдвоем на плечах или на руках, а лодки по ровной дороге перекатывают на обрубках бревен диаметром 10-15 см.

В отдельных случаях узкие пешеходные наплавные мостики или запани без заторов можно преодолеть «в лоб», слегка притопив одно из звеньев моста или лесоудерживающего бона. Однако с байдарки притоплять бревна бона не рекомендуется.

Шлюзоваться можно только при предъявлении маршрутного документа и по получении соответствующего разрешения от начальника шлюза. В шлюзе туристским судам не разрешается стоять близко к стенкам и воротам камер, находиться между большими судами. Выходить из шлюза следует сзади каравана судов.

Какие бывают каюты

Цена билетов зависит от того, сколько в каюте ярусов и мест, какой у нее класс комфорта и на какой она палубе.

Ярусов в каюте один или два. Двухъярусные напоминают купе в поездах со спальными полками друг над другом. В таких каютах тесно, но они на 25—35% дешевле одноярусных. Например, на «Александре Суворове» с 15 по 25 сентября 2020 года можно съездить из Казани в Астрахань и обратно. Тур в двухместной двухъярусной каюте обойдется в 55 200 Р, а в одноярусной — 69 300 Р.

Мы с мужем и детьми путешествуем только в одноярусных каютах. На многих теплоходах нет таких для четверых, поэтому нам пришлось сузить выбор.

По количеству мест каюты рассчитаны на 1—4 человек. Чем больше мест, тем дешевле билет на человека. Например, в сентябре 2020 года можно поплыть на «Александре Суворове» из Казани в Углич. Билет в двух- или трехместной каюте обойдется в 38 200 Р, а в одноместной — в 56 400 Р.

Если плыть одному в двухместной каюте, придется доплатить 40—50% за второе пустующее место. А если второй пассажир — ребенок до 14 лет, на его билет часто бывают скидки. У «Инфофлота» скидка — фиксированные 15%, но она не действует на люксы.

Ребенок до пяти лет путешествует бесплатно, если спит в одной кровати с родителем или на диване. По желанию можно доплатить только за питание для ребенка. В 2019 году мы доплачивали 800 Р в сутки.

Детское место на 2000—5000 Р дешевле взрослого

По типу комфорта каюты бывают такие: стандарт, полулюкс и люкс. Во всех есть кондиционер и радио. По радио приглашают на завтрак, обед и ужин. Свое радио можно отключить, но вы все равно услышите соседское. Кондиционеры в каютах бывают и советские, и современные — как повезет.

Туалет и душ тоже есть в каютах любого класса. Исключения я встречала только на «Космонавте Гагарине»: там в некоторых каютах был лишь умывальник, а туалет и душ — общие, на палубе. Места в таких каютах стоили столько же, сколько в аналогичных с полными удобствами, но на палубах повыше.

Во всех каютах ежедневно убирают, раз в несколько дней меняют полотенца и постельное белье. Везде есть запасное одеяло или плед, в случае чего их бесплатно выдадут на ресепшене.

В июле 2020 года есть круиз из Нижнего Новгорода в Пермь на теплоходе «Михаил Фрунзе». Цена билета варьируется от 59 200 Р до 80 800 Р в зависимости от каюты

По комфорту каюты отличаются только площадью и наполнением. Стандарт — самые маленькие. Чайник, холодильник, кабельное ТВ и фен там есть не всегда. Их чаще встретишь в полулюксах и люксах. Еще в них выдают халаты и тапочки. А люксы еще и двухкомнатные: с гостиной и спальней. Полулюксы и люксы обычно вдвое дороже стандартных номеров. Например, в октябре 2020 года трехдневный круиз из Москвы в Углич на «И. А. Крылове» в номере стандарт стоит от 14 000 Р, а в люксе — 30 500 Р.

То, что каюта — люкс, не гарантирует, что она хорошая. Однажды я плавала на «Григории Пирогове» в люксе. Он оказался очень маленьким, а диван в нем был сломан. В итоге весь круиз на кровати спал ребенок, а мы с мужем — на полу.

Палуб обычно три или четыре. На самой нижней вместо окон иллюминаторы. Над ней находится главная палуба, через нее пассажиры заходят на борт. Выше — средняя палуба, а самая верхняя — шлюпочная. На шлюпочной часто нет кают, зато стоят шезлонги.

Чем ниже палуба, тем дешевле на ней каюта. Например, с 7 по 30 июня 2020 года на теплоходе «Семен Буденный» цена за человека в двухместной двухъярусной каюте на шлюпочной палубе — 132 900 Р, на средней — 123 800 Р, а на главной — 120 800 Р.

Где не стоит брать каюту. Над машинным отделением мою каюту однажды сильно трясло, и я не могла спать. Еще хуже было в каюте возле музыкального зала: в 10 вечера там начался концерт. Я просила закрывать дверь в зал, но гостям было жарко — они все равно ее открывали. Концерт закончился поздно, и я не выспалась.

С тех пор я никогда не беру каюту возле музыкального зала. Где они находятся, узнаю на сайте круизной компании. Но где машинное отделение, заранее не понять.

На схеме «Космонавта Гагарина» каюты без удобств обозначены серым цветом

Водные маршруты по Дону.

По Дону от Данкова до Воронежа

Маршрут длиной 310 км, первой категории сложности, рассчитан на две недели. Начинается в городе Данкове, куда можно добраться по железнодорожной линии Смоленск — Мичуринск. В самом Данкове туристов ждет неплохой краеведческий музей с выставкой картин.

С самого начала туристов ждет холмистая местность, местами поросшая ивами, по пути периодически встречаются села, в районе  Лебедяни встретятся лиманы, островки, на которых можно будет разбить лагерь.

В селе Большое Попово встречается крупный приток Дона — Красивая Меча, по которой пролегает еще один водный маршрут. Далее Дон бежит через луга, рощи и леса, на пути будут две плотины.

Через пять километров после впадения в Дон реки Быстрой Сосны встретятся причудливые скалы, где можно будет посмотреть интересные карстовые пещеры.

Километров через 30 встретится старинный городок Задонск, где есть достойный внимания монастырь.

Достигнув устья реки Воронеж, можно подняться по ней до самого города Воронежа, в 1586 служившего крепостью, и осмотреть его достопримечательности.

Это лишь ничтожная доля существующих водных маршрутов, предлагаемых туристам. Невозможно в этой статье перечислить их все, только в Подмосковье существует несколько довольно интересных.

Есть много маршрутов, начинающихся на притоках Дона, в частности, по Красивой Мече, проходящий через Тульскую и Липецкую области, по реке Воронеж, проходящий через Тамбовскую, Липецкую и Воронежскую области.

По рекам Волгоградской и Астраханской областей также проложено множество маршрутов, очень интересных для туристов, например, по реке Медведице, , Ахтубе, по Волге и ее дельте.

{loadposition vodn-tur-russ}

{loadposition sotial}

{jcomments on}

По каким маршрутам я плавала

Круизных маршрутов очень много: по Волге, Оке, Москве-реке, Неве и менее крупным рекам. Начать путешествие можно в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани, Петрозаводске и других городах. Люди часто проезжают сотни километров, чтобы потом сесть на теплоход и куда-нибудь поплыть.

Мой первый круиз был из Санкт-Петербурга в 2008 году. Маршрут назывался «Серебряное ожерелье России». Он охватывал Валаам, Мандроги, Кижи, Лодейное поле и Свирьстрой в Карелии. Я не помню, сколько стоила путевка, но в 2020 году на теплоходе «Леонид Соболев» она стоит от 38 600 Р с человека.

Без теплохода я бы не осилила такое путешествие: на машине между городами сотни километров — пришлось бы дольше ехать до них, чем потом гулять. А на теплоходе мы путешествовали шесть дней и большую часть времени я отдыхала. После того и полюбила круизы.

В 2014 году я пять дней плавала на «Григории Пирогове» по маршруту Москва — Калязин — Ярославль — Тутаев — Мышкин — Москва. Сейчас тур стоит от 15 600 Р за человека.

В 2016 году я поплыла на «Президенте» по тому же маршруту, только без Калязина и Ярославля, зато с Угличем. Пятидневный круиз обошелся в 50 800 Р за двоих взрослых и ребенка. Но из Москвы теплоход почему-то не отправлялся несколько часов, и всю первую половину путешествия мы отставали от графика. В итоге в Углич приплыли ближе к четырем часам вечера. Время прибытия заранее не объявили, и когда все собрались на экскурсию, мой ребенок спал. Пришлось пробежаться по городу самим, когда он проснулся.

Я решила попасть в Углич еще раз и в 2019 году отправилась в круиз на «Григории Пирогове». Маршрут был Москва — Ярославль — Мышкин — Калязин — Углич — Тутаев — Москва. За двоих взрослых и двоих детей я заплатила 63 214 Р. Плюс доплачивала за питание детей по 800 Р в день.

Что такое водный туризм

Многоплановость данного туристического направления поражает. Это может быть комфортабельное, расслабляющее и безопасное путешествие. Но оно способно повернуться к человеку и совсем с другой – сверхэкстремальной стороны, где уверенно будут себя чувствовать лишь подготовленные спортсмены – профессионалы.

Водный туризм привлекает отдыхающих удачным сочетанием различных элементов: познавательных, активных, оздоровительных и спортивных направлений. Этим видом может заняться практически каждый человек любого возраста без серьезных изъянов в плане здоровья. Особенности заключаются в наличии степеней сложности, если только речь не идет о круизах, и в том, что он считается экстремальным видом.

Следует учесть советы профессионалов, выполнение которых сделает отдых на воде незабываемо приятным и надежным:

Каким бы хорошим пловцом вы ни были, отправляясь в путешествие по водному пространству, наденьте спасательный жилет.
Важно посещение специализированных обучающих мероприятий, приобретенные здесь знания помогут в трудных походах по водной стихии.
Уровень водного маршрута следует выбирать по восходящей степени сложности.
Собираясь в поход, не забудьте об аптечке, и пройдите курсы, которые не застанут вас врасплох на воде.

Впечатлений от водного туризма, наполненного зашкаливающими эмоциями, хватит надолго.

Сплавы

Сплавы – это спуск по течению реки на плотах, сплавных катамаранах или рафтах, то есть групповые путешествия. Участие в сплаве доступно практически каждому. В начале строится или надувается плот, на нем размещаются туристы и вперёд, за приключениями. Можно спускаться по бурным горным рекам, можно по спокойным равнинным, наслаждаясь красивыми видами проплывающих берегов и ловлей рыбы. Путешествовать можно всей семьёй, с домашними питомцами. Для этого нужно обратиться в туристическое агентство, которое занимается подобными путешествиями или если есть опыт в этом, то самостоятельно. Но как бы не манили речные просторы, не надо забывать о технике безопасности, то есть обеспечить всех туристов спасательными жилетами, не забыв взять аптечку.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Питание

На теплоходе трехразовое питание в одну или две смены. Если гостей мало и ресторан вмещает всех, то питание в одну смену. А иногда и двух ресторанов мало, тогда кормят в две. Смену можно выбрать при посадке, но перед самым отплытием мест в одной из смен может не быть. А менять смену во время круиза нельзя.

Питание в две смены мне не нравится. У меня такое было на «Григории Пирогове» и «Президенте». Если теплоход рано причаливал к пристани, первая смена вставала на завтрак ни свет ни заря. А бывало, что теплоход отплывал из города поздно вечером. Тогда первую смену кормили, когда все поднимались на борт, а вторая ждала еще полтора часа, пока официанты уберут посуду и заново накроют столы.

На теплоходах кормят по меню или в формате шведского стола. Иногда только обед и ужин по меню, а завтрак — шведский стол. В меню нужно выбрать одно из двух-трех блюд. Заказывают их за сутки.

На всех теплоходах предлагают традиционные для России блюда без острых специй: котлеты, запеченную курицу, рыбу. Порции средние, а еда в целом вкусная. Не припомню, чтобы при мне кто-то оставлял полную тарелку.

Если есть все, что дали, то останешься сытым. А если отказаться от еды, то непонятно, что потом есть. На «Григории Пирогове» можно было купить что-то вкусненькое в ресторане, но только если теплоход плыл. А на стоянках не продавали даже воду.

Это ресторан на теплоходе экономкласса «Григорий Пирогов». Фото: «Речфлот» А это — на теплоходе премиум-класса «Сергей Есенин». Фото: «Речфлот»

Что взять с собой на сплав по реке

С собой нужно взять стандартный набор туриста. вам необходимо будет приготовить 2 комплекта одежды: первый используется на воде, а второй — во время стоянки и ночевки в палатке.

Комплект на воду

В летнее время можно сплавляться в купальных костюмах, плавках, резиновых сланцах или же в обычной спортивной одежде. Но лучше закрывать все части тела легкой, но плотной одеждой, чтобы не обгореть под палящим солнцем.

Комплект для стоянки

Для стоянки нужно иметь одежду с длинными рукавами. Даже летом ночевать в палатке довольно прохладно, поэтому вам пригодятся теплые носки, штаны и свитер. Также советуем взять теплый головной убор. Если сплав весной или в прохладную погоду летом, то нужно взять более теплую одежду, ветрозащитную куртку и штаны.

Примерный список снаряжения и одежды для сплава на байдарках:

  • паспорт
  • заряженный сотовый телефон
  • пауэр-банк
  • удобная одежда и обувь по сезону
  • теплые вещи на вечер и на ночь (свитер, шерстяные носки, термобелье)
  • резиновые сапоги весной и осенью, а также в дождливую погоду летом
  • х/б перчатки
  • в жару — светлую, тонкую рубашку с длинными рукавами
  • фонарик (удобнее налобный)
  • дождевик (можно одноразовый), обязательно
  • летний головной убор (панама, кепка)
  • средство от комаров
  • крем от загара
  • средства личной гигиены (зубная паста, щетка, мыло, полотенце, туалетная бумага)
  • необходимые индивидуальные лекарства

Важно: не забудьте взять с собой портативный аккумулятор, а также налобный фонарь. Эти приборы сильно повысят комфортность палаточного отдыха

Что взять в путешествие

На теплоходе со мной всегда наличные, вода, аптечка и теплые вещи.

Наличные. В круизе не везде можно заплатить картой. На причалах продают сувениры, вяленую рыбу, что-то для перекуса, но принимают только наличные. На теплоходах тоже часто нет банкоматов и терминалов для оплаты. Поэтому в круиз я обязательно беру с собой наличные из расчета 1000 Р в день на человека. Обычно деньги еще остаются.

Бутилированная вода. Воду из крана лучше не пить, поэтому в городах я покупаю воду в бутылках. В день трачу около 100 Р.

Перекус. Ужины на теплоходах бывают поздние, и я беру из дома что-то для перекуса: яблоки, бананы, печенье.

Аптечка. На теплоходах есть медпункты, но я всегда боюсь, что там не окажется нужных лекарств. А на остановках в маленьких городах аптеку бывает трудно найти. Поэтому я обычно беру с собой стандартный набор: пластыри, зеленку, жаропонижающие, обезболивающие и лекарства на случай отравления.

Теплая одежда. На реке прохладнее, чем в городе, поэтому зонт, ветровка и свитер в круизе не помешают.

Виды водного туризма

Водный туризм — вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с

использованием байдарок, каяков, надувных спасательных плотов (ПСН), лодках,

рафтах, катамаранах (каркасно-надувной конструкции), плотах (деревянные

конструкции с надувными элементами) и других плавательных средств. Для

организованных туристов, не увлекающихся спортивным туризмом, приемлемы

маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.

Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от

часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных

походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий

может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у

рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы

и рафты шьются специальные «фартуки», чтобы плавательные средства не заливало

Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I — VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня — летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.

Вейкбординг — представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.

Дайвинг — очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.

Водные лыжи — один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.

Виндсерфинг — это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг — это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) — $500, гидрокостюм — $200, итого $1700.

Каякинг — сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.

Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления — гребной слалом, родео и сплав.

Слаломный каякинг — это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

Рафтинг (сплав) — сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.

Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров — от 1000-1500 $.

Водный туризм — недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей

Развлечения на борту

На теплоходе можно посидеть в баре, позагорать в шезлонгах или послушать по радио о местах, мимо которых вы плывете. Рассказывает методист — «голос» теплохода.

На многих теплоходах есть сауна, но я ходила в нее всего раз. Пока я грелась, теплоход сильно качало, и в маленьком жарком помещении мне стало плохо.

Еще на теплоходах работают детские аниматоры, а для взрослых устраивают концерты. Расписание обычно висит на палубе. С аниматорами как повезет. Одна девушка занималась с детьми без энтузиазма. А в другом круизе аниматор постоянно играла с детьми, рисовала с ними и пускала огромные мыльные пузыри.

На концертах иногда поет аниматор, а иногда — приглашенные певцы. Еще в музыкальных салонах часто есть рояль. На нем играет приглашенный пианист или кто-то из гостей.

Одно из самых популярных развлечений — смотреть на шлюзование теплохода. Допустим, теплоход идет по реке с определенным уровнем воды, и ему нужно перейти в искусственный канал, где вода выше или ниже. Шлюз помогает это сделать. Например, на канале им. Москвы, который соединяет Волгу с Москвой-рекой, 11 шлюзов.

Когда теплоход заходит в первый шлюз на маршруте, пассажиры бегут на это смотреть. В шлюзах есть камеры. Теплоход заходит в камеру через ворота и цепляется к буйкам с краю. Если ему нужно подняться, камера наполняется водой, а если спуститься — вода уходит. Когда достигнут нужный уровень воды, в камере открываются другие ворота, и теплоход плывет дальше.

Этот шлюз почти наполнился водой

Категории водного туризма.

Водный туризм насчитывает 6 категорий, первые три доступны новичкам, для остальных трех требуется специальная подготовка.

Новичкам туристам стоит выбирать реки неподалеку от дома, желательно равнинные. На таких реках основными препятствиями бывают мели, перекаты – отмели с противоположных берегов, завалы или искусственные сооружения типа низких мостов, дамб.

Реки в Карелии, в основном, равнинные, но здесь нередко встречаются мелкие каменные пороги, водопады. Большие реки в центральной России интересны туристам обычно в верховьях.

Горно-таежные и горные реки могут похвастать маршрутами от 2-й до 6-й степени сложности. Таких рек много в Средней Азии, Карпатах, на Урале, Алтае.

Между Уралом и Енисеем реки, в основном, равнинные 1-й – 2-й категории.

Регион Байкала может предоставить до 3-й категории сложности маршруты по Лене и Улькану, либо до 5-й на горах Хамар-Дабан и  Витим.

В России рек, озер и прочих водоемов больше, чем в любой стране мира, но относительно развит водный туризм в трех регионах: Карелия, Алтай, Кавказ.

Аренда водного транспорта

Взять водный транспорт в аренду можно практически во всех крупных городах стоящих на реках или морях. Здесь можно найти предложения на любой вкус и кошелек. Часто на набережной встречаются зазывалы, которые предлагают в аренду тот или иной тип судна. У них можно уточнить всю актуальную информацию.
Какие права нужны для управления водным транспортом
Для управления водным транспортом масса которого больше 200 кг, а также с установленным мотором мощностью больше 10 л.с. потребуются права на управление маломерным судном. Для управления парусной яхтой дополнительно требуется диплом яхтенного капитана.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Главные достоинства перевозок по воде

Самые быстрые современные корабли уступают по максимальной скорости передвижения лучшим современным самолётам, но вместимость водного транспорта выше, чем авиационного. Кроме того, на палубе корабля можно провозить очень габаритный груз, который не поместиться в самолёт.

Корабли появились на несколько столетий раньше, чем самолёты. Длительное время они использовались не только для перевозки путешественников, но и для ведения войн. В нынешнем же веке плавучие средства применяют для перевозки угля, нефтепродуктов, зерна, железной руды, многих других веществ и вещей, а также для пассажироперевозок. Большинство грузов перед погружением на борт корабля (или в его трюм) упаковывают в специальные контейнеры.

Туры на подводных лодках

Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .

Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.

Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.

До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.

Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.

Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.

Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.

Что взять с собой в дорогу

Ответ на этот вопрос зависит от продолжительности маршрута и типа судна. В однодневный маршрут достаточно захватить бутербродов и чая. К многодневному походу нужно подготовиться посерьезнее. В любом случае во время путешествий по воде нелишним будет иметь гермомешок, куда складываются особо ценные вещи. Однако правило относится лишь к судам открытого типа (лодки, байдарки, каяки и пр.). На яхте, которая арендуется с экипажем таких проблем как еда и сухие места у человека не возникнет. В водное путешествие также нужно взять те вещи, без которых человек не может обойтись (например, лекарства).

Где путешествовать

В водном туризме особое место занимает территория. Существуют маршруты по рекам различной степени сложности. Реки Карелии и Кольского полуострова имеют 2-3 категорию сложности, соответственно сплавляться по ним сможет даже малоопытный экипаж. К тому же этот регион славится своими грибными местами и ягодниками. Новичкам следует отправиться за острыми ощущениями в Поволжье и среднюю полосу России. Реки этого региона имеют 1 категорию сложности. Мастеров водного туризма приглашают реки Кавказа. Они очень своенравны и непредсказуемы, и имеют 4-6 категорию сложности.

Реки Уральского региона имеют реки как 2-3 категории сложности, так и 4 категории. Красота Уральских гор и уральской природы также не оставит равнодушными к этому региону. Реки самых сложных категорий находятся на Алтае, они полноводны, быстры и опасны. Реки Якутии отличаются огромной протяженностью и имеют 3-5 категорию сложности. В целом водный туризм требует специальной подготовки, но сегодня туристические фирмы организуют сплавы для практически неподготовленных туристов, предлагаются даже маршруты для детей.

3. Маршрут

Находясь на судне, можно делать все, что захочется, в любое время дня и ночи  изменять свои занятия в зависимости от погоды и настроения. Однако на суше туры и мероприятия проводятся в определенное время. Итак, если путешествуя в пункт назначения хочется увидеть определенные достопримечательности, составление маршрута определенно будет большим подспорьем. Хороший способ узнать, что происходит, – связаться со своей яхтенной командой, которая имеет большой опыт работы в этом районе и знает многих местных жителей.  Может появится возможность посетить некоторые достопримечательности или мероприятия, или устроить личный тур или получить опыт, который недоступен другим типам путешественников.

Черногория, Турция, Корсика

Водный тур по Черногории предлагает прокатиться на яхте по Которскому заливу. Во время путешествия можно насладиться природой удивительной красоты, а также увидеть гранаты, пальмы, олеандры, агавы, киви и мимозы. Остров Ада Бояна — это кусочек рая на Земле, который известен великолепными пляжами и нудистским курортом. В Porto Montenegro для всех гостей — бутики, ночные клубы, рестораны и море развлечений на любой вкус.

Корсика славится на весь мир как остров красоты за счёт богатой истории, шикарной архитектуры и разнообразной природы. Поэтому совсем не странно, что прогулка на яхте вдоль Корсики ежегодно привлекает всё больше желающих.

Нельзя обойтись в топ-10 направлений для водного путешествия и без Турции.

Кавказ.

Благодаря сложному горному рельефу кавказские реки привлекают более опытных туристов, здесь можно найти маршруты вплоть до самой опасной — шестой категории сложности. Основные маршруты пролегают по рекам Белая, Кубань, Большая Лаба, Большая Зеленчук и Терек.

Туристы обычно сплавляются по этим маршрутам на байдарке, каяке, рафте, карабубере.

Самым удобным для массового туризма регионом является Карелия, благодаря многочисленным турбазам, самым разнообразным рекам и озерам и красивейшей природе.

Часто для этих путешествий используют лодку ПВХ, которую можно поместить в багажнике машины, на ней хорошо путешествовать семьей с ночевками на берегу.

В зависимости от выбранного вида путешествия, можно использовать собственную лодку ПВХ, которая помещается в багажник автомобиля, специально подготовленный моторный катер или рафт, сконструированный для преодоления коварных горных порогов и опасных речных перекатов.

Мало разработан Кавказ, инфраструктура очень плохо развита, хотя он  и очень привлекателен для опытных туристов-водников.

Снаряжение туриста для водных маршрутов.

  • Личные спасательные средства
  • Одежда для похода и сухая
  • Посуда, ложка и нож
  • Личные средства гигиены
  • Своя аптечка
  • Спички (в герметичной упаковке)
  • Документы и деньги (в герметичной упаковке)
  • Средства против комаров
  • Фонарь,термос, фото-видеокамера, снаряжение для рыбалки.

Общее для группы туристов:

  • Палатка, желательно двухслойная, если нет, то для брезентовой палатки на случай проливных дождей желательно захватить полиэтилен.
  • Коврик и спальник (лучше всего трехслойный с синтепоном)
  • Котлы для костра
  • Топор, пила
  • Газплитка или примус
  • Еда.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий