Особенности кронштейна
Он у Minn Kota Endura 30 c2 более надежный, поэтому ни тепловые, ни разрушающие (даже высокие) нагрузки ему не страшны. Надежен и приводной винт, поэтому водоросли ему не страшны.
Современные рыбаки для рыбалки пользуются дорожками, троллингом, а также ловят удочками и спиннингами, т.е. взаброс. Для них электромотор Minn Kota Endura 30 является помощником, которые не подводит, поскольку бензиновый двигатель плохо работает на малых оборотах.
Только, с двигателем Minn Kota Endura 30, цена на который достаточно демократична, ощущаешь маневренность водного средства передвижения, легко передвигающегося в камышовых бухтах и каменистых грядах.
Тест на пробег без дозаправки
Основная мысль последнего теста, уже расчетного — определить, насколько эффективны мощные лодочные электромоторы. Ведь скорость совсем «на чуть- чуть» больше, а время жизни — намного меньше. Сделаем нехитрые подсчеты: перемножим полученные нами в предыдущих тестах значения времени работы электромотора до полной разрядки аккумулятора и среднюю скорость в км/ч этого же электромотора. Лодка — «Кайман 380», загрузка 150 кг. Результаты — в таблице 6.
Как видно из таблицы 7, чем меньше передача, а значит — потребляемый ток, тем большее расстояние можно проехать на данном электромоторе. Если первые три передачи практически неинтересны ввиду редкого использования, то на, 4-й и 5-й остановимся подробнее.
Снова самым лучшим показателем обладает Minn Kota Enduro Pro 32. Прямо реклама получается, но против цифр не попрешь. На втором месте — аналог, Flover ЗЗТ, и это несмотря на дополнительное потребление светодиодного индикатора. Третье место — у Haibo ET34L, а четвертое — у Outland ТР 34. Стоп! Вроде же Haibo ET34L и Outland ТР 34 — одинаковые лодочные электромоторы, просто в разных «обертках». Как так? На четвертой передаче Haibo проживет меньше, чем Outland, а на пятой — наоборот. Видимо, все же не совсем одинаковые.
Чтобы пролить свет на этот вопрос, мы даже провели дополнительные измерения потребляемого электромоторами тока и напряжения в сети. Так вот, эти значения оказались идентичными, а это может говорить только о том, что электродвигатели разные. Разбирать не приходилось, но можно предположить, что стартеры и обмотки разные, а, может, разное расстояние между якорем и стартером. Сказать сложно, но одно очевидно при сопоставимых значениях потребления, электромоторы «едут» по-разному. Последнее место ожидаемо у Outland TP 44. Что тут скажешь, кроме как «лошади хотят кушать». Тяговые характеристики у него выше, чем у остальных, посему расходует он больше электричества, но при этом и идет быстрее.
Выводов о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», вы сегодня не дождетесь. Глобальных отличий в эксплуатационных характеристиках современных лодочных электромоторов, как оказалось, не существует. Кроме того, каждый принимает решение в пользу того или иного, руководствуясь своими собственными соображениями и системой критериев, да и просеивает потом вдобавок через решето бюджета. Что до ответов на поставленные в начале статьи вопросы, то, думается, большинство из них мы по ходу пьесы не оставили без внимания.
О. Ляльковский, Д. Самесов
Особенности эксплуатации лодочных электромоторов
И в завершение хотелось бы немного остановиться на особенностях эксплуатации лодочных электромоторов.
Начнем с силы тока, а если точнее – то особенностей работы под таким током. Электротехника – наука о контактах, плохой контакт – плохая работа мотора, большие потери на нагрев и риск не только быстрого выхода приборов из строя. И с точки зрения пожароопасности плохой контакт до хорошего не доведет.
1. Клеммы аккумулятора не должны иметь загрязнений и следов окислов. За их состоянием нужно регулярно следить и при необходимости – чистить.
2. Клеммы проводов также требуют пристального внимания, особенно поверхности и качество заделки многожильного провода. Провода должны очень надежно фиксироваться на клеммах аккумулятора, это обязательно нужно проверять перед включением лодочного электрмотора и периодически контролировать на рыбалке. Если вы заметили ослабление клеммы, то не стоит устранять неисправность при включенном злектромоторе, под напряжением, лучше мотор все-таки при этом отключить.
3. Большой ток в цепи вызывает сильный нагрев и самого мотора. Поэтому кратковременное включение мотора с винтом в воздухе допустимо лишь для проверки работоспособности мотора. Любое длительное включение должно быть лишь в воде. Пострадать от перегрева могут и обмотки мотора, и сальники.
4. Сам корпус мотора и сальники герметичны, а вот если вода попадет сверху со стороны штанги, например, если мотор упал в воду, то мотор следует очень тщательно просушить в течение суток, прежде чем на него подавать напряжение.
Соколов В.
Троллинговый или подвесной электромотор?
Сегодня в продаже имеются троллинговые электромоторы с отдельными батареями – названные так потому, что они в основном использовались в качестве вспомогательного тихоходного двигателя для рыболовов, а также электромоторы со встроенными батареями, предназначенные для приведения в движение лодок с целью уже перемещения из точки А в точку Б. Это те варианты, из которых будет выбирать рядовой водномоторник, думая о приобретении подвесного электромотора.
Троллинговые моторы по-прежнему популярны для низкоскоростного хода на лодке, так как они просты и дешевы, но для них требуется отдельная 12 вольтовая батарея.
Электромоторы со встроенными аккумуляторными батареями – это сложные устройства, предназначенные для обеспечения большей скорости и большей дальности хода при заданной мощности на небольшой лодке, хотя для любой 3-4-метровой лодки скорость корпуса будет ограничивать скорость в водоизмещающем режиме, с которой вы можете реально двигаться под любым мотором, если только вы не начнете глиссировать.
Подвесной лодочный электромотор со встроенной батареей часто включает в себя дисплей, показывающий скорость, дальность хода на заданной скорости и процент оставшейся ёмкости аккумулятора, но эти функции дополнительно увеличивают и так не низкую цену двигателя.
Модели троллинговых электромоторов и модели со встроенными батареями в нашем тесте были одинаковы по весу, и все имели примерно идентичный общий вес, что и бензиновый ПЛМ мощностью 2,5 л.с.
На каких лодках можно исполь лодочный электромотор?
Это могут быть и водоизмещающие корпуса – типа «Пеллы – Фиорд» или старой «Пеллы», или близкие по характеристикам корпуса других производителей. Причем, стоит отметить, что рекомендуемое полное водоизмещение лодок под электромоторы сопоставимо с пределами возможностей этих корпусов.
На корпусах ПВХ такой электромотор – Endura С2 – также можно использовать. При этом следует учитывать, что для улучшения управляемости на надувных лодках ПВХ стоит максимально разнести нагрузку – т.е. аккумулятор установить в нос и там его зафиксировать, чтобы в случае хода в волну он не «приехал» к транцу и не стал бы помехой шкиперу.
Следующая модель в линейке Minn Kota – Traxxis – заслуживает отдельного упоминания. Эти моторы выпускаются в следующих модификациях – 45, 55, и по своим тяговым характеристикам могут быть рекомендованы как для небольших лодок, так и для установки в качестве вспомогательных или подруливающих на транце на большие катера.
Их отличает наличие уже плавной регулировки скорости. Изменена конструкция румпеля: на данных лодчных электромоторах он может отклоняться вверх на угол до 45°, что заметно упрощает управление мотором, учитывая, что румпель еще и телескопический – с возможностью увеличения длины на 150 мм
Есть и еще одна изюминка в этой модели – устройство Digital Maximizer. Наличие подобного нововведения заметно добавляет экономичности электромотору. Когда лодочный корпус уже разогнался до скорости равномерного перемещения, а нагрузка на винт стабилизировалась, то «умные мозги» снижают подачу энергии в электродвигатель. Ведь для поддержания равномерного хода требуется меньше энергии, чем на разгон, когда корпус ускоряется. Казалось бы, мелочь, но для моторов, чей ток потребления превышает 40 Ампер, такая мелочь в итоге обращается в десятки минут лишнего запаса хода.
Лодочный электромотор легко может ходить и по заросшим водоемам (фото 6) – на нем впервые применен винт особенной конструкции, способный рубить траву.
Интересна конструкция тоже подруливающего мотора, но предназначенного уже для установки в носовой части катера. Это модель – PowerDrive V2, выпускаемая в модификациях 55 и 70. На нем, как и на Traxxis, устанавливается устройство Digital Maximizer. Мотор может управляться либо в ручном режиме, либо дистанционно. Предусмотрено два варианта «дистанции» – проводная и с применением беспроводной системы CoPilot. Причем пульт беспроводного управления может быть установлен как в любой части катера, так и быть в руках (фото 7) или на амуниции шкипера. Для особо увлеченных рыбалкой, кому управление мотором не интересно, в комплекте мотора предусмотрена кнопка AutoPilot. Встроенный компас обеспечивает удержание катера на курсе, несмотря на наличие волн и ветра. Отличительной чертой моторов PowerDrive V2 является рабочее напряжение – оно может быть и 12, и 24 Вольта.
Продолжает серию модель Engine Mount 55. Она устанавливается на антикавитационную плиту основного мотора судна. Регулировка оборотов на этом моторе – плавная, она производится с пульта дистанционного управления. Управление поворотом самого мотора производится штурвалом или румпелем основного мотора. Так же, как и в двух вышеперечисленных моделях, в конструкции Engine Mount есть Digital Maximizer.
Лодочные электромоторы на тесте
Модельный ряд каждого, уважающего себя, производителя лодочных электромоторов состоит, как минимум, из 4-5 моделей с разной мощность, тягой и другими характеристиками, чтобы покрыть, как и полагается, большую часть конкурентного рынка. Самые маленькие электромоторы имеют тягу около 13 кг, что равносильно мощности 0,38 л.с. Они предназначены для лодок со снаряженной массой до 700 кг. А самые мощные имеют тягу 25 кг. (0,85 л.с.) и уже готовы тащить суда, у которых снаряженная масса 1,5 тонны. Нам таких мощных не нужно, суда у нас маломерные и дай бог мы наберем 400 кг массы, так что мы выбрали на тест “легкий класс” с тягой от 14 до 16 кг., кроме одного мотора.
Minn Kota Endura Pro 32
Электромотор для лодок Minn Kota Endura Pro 32 с максимальной тягой в 14,5 кг. и мощностью 0,43 л.с. готов тянуть лодку общей массы до 680 кг.
- Штанга у мотора – 76 см.
- Вес – 7,3 кг.
- Передачи – 5 вперед, 3 назад
- Винт – двухлопастной
В особенности этой модели можно записать то, что штанга у него сделана из композитного материала. Ну и кроме всего прочего Minn Kota уже давно является законодателем мод в лодочном электромоторостроении. Качественная сборка, качественные материалы, надежность. И этот мотор как раз был у нас б/у, с пробегом более 3-х лет. Никаких нареканий на него у владельца за время работы не было. Ничего не ремонтировалось и по сей день все работает исправно.
Flover F33T
Лодочный электромотор Flover F33T от известного бренда с тягой 15 кг, мощностью 0,44 л.с., предназначен для надувных лодок с массой до 800 кг.
- Штанга – 75 см.
- Масса – 6,8 кг.
- Передачи – 5 вперед, 3 назад
- Винт – двухлопастной
Внешне моторы от Minn Kota и Flover очень похожи, но что будет на деле, посмотрим. Из интересных особенностей у F33T светодиодный индикатор уровня заряда аккумулятора, что очень удобно. Но по отзывам на форумах не все от этого в восторге, кто то говорит, что эта функция заметно “кушает” энергию. Посмотрим. Flover F33T мы получили новым, еще не распакованным.
Outland TP 34
Электромотор для лодки модели Outland TP 34 с максимальной тягой 15,4 кг, мощностью 0,47 л.с. и по заявлениям производителя готов тянуть лодку до 1,1 тонны снаряженной массы. Ничего себе такое обещание, по сравнения с Flover и Minn Kota практически в два раза больше. Остальные то характеристики примерно одинаковые. Посмотрим, что даст тест.
- Штанга – 78 см.
- Масса – 6,7 кг.
- Передачи – 5 вперед, 2 назад
- Винт – двухлопастной
Это еще один мотор б/у, который успешно отходил 2 сезона, не доставив проблем своему владельцу.
Outland TP 44
Лодочный электромотор Outland TP 44 с максимальной тягой аж 19,9 кг. и мощностью 0,59 л.с. Масса судна, которое он сможет тащить составляет 1350 кг, опять же по заявлениям производителя.
- Штанга – 91 см.
- Масса – 9,55 кг.
- Передачи – 5 вперед, 2 назад
- Винт – трехлопастной
Этот экземпляр попал к нам не новым, но и не сильно потрепанным. Он использовался менее сезона, проблем и нареканий у владельца не вызвал. В плюсы мы бы записали то, что штанга у TP 44 металлическая и винт уже трехлопастной. Это самый мощный электромотор на нашем тесте и он наверное все таки выходит за рамки “самых популярных”.
Haibo ET 34L
Электромотор Haibo ET 34L внешне и конструктивно идентичен моторам от Outland. Можно даже предположить, что они вышли из одного и того же цеха/завода. И это подтверждает то, что характеристики то у них одинаковые. И также предназначен для лодки с водоизмещением 1100 кг.
- Тяга – 15,4 кг.
- Мощность – 0,47 л.с.
- Штанга – 78 см.
- Масса – 6,7 кг.
- Передачи – 5 вперед, 2 назад
- Винт – двухлопастной
Еще один электромотор б/у с пробегом более трех сезонов и опять же без жалоб и поломок от владельца. По поводу Haibo в интернете ходит такая байка, что на 5-ой передаче он может “сделать” любого из своих одноклассников. Вот как раз и проверим.
Характеристики лодочных электрических моторов
- Тяга развиваемая электрическим лодочным мотором является его главной рабочей характеристикой. У большинства лодочных электромоторов развиваемая ими тяга указана в названии мотора. Тяга измеряется в английских фунтах (lbs), которые можно легко перевести в килограммы умножив тягу в фунтах на 0,4536. Для лодки весом 0,5 тонны требуется тяговое усилие до 33 lbs, лодки весом в 1 тонну – до 45 lbs. Мощность лодочного электромотора измеряется в лошадиных силах или в ваттах. Тяга развиваемая мотором напрямую зависит от его мощности. Мощность большинства лодочных электрических моторов составляет от 0,3 до 1 лошадиной силы.
- Максимальный ток потребления электродвигателя при максимуме нагрузки влияет на емкость аккумуляторной батареи и время ее работы при максимальной нагрузке до полного разряда.
- Рабочее напряжение лодочного электродвигателя может быть 12 или 24 вольта, у абсолютного большинства моторов оно составляет 12 вольт.
- Способ регулировки скорости у лодочного электромотора может быть либо с помощью переключения передач (обычно пять скоростей для движения вперед и две-три скорости для движения назад) или плавное изменение скорости с помощью цифрового вариатора.
- Лодочные моторы различаются по месту установки на устанавливаемые на носу лодки и устанавливаемые на корме. Моторы устанавливаемые на корме лодки могут закрепляться на транце резьбовыми зажимами или устанавливаться на кавитационной плите главного мотора и управляться с помощью пульта дистанционного управления. Моторы устанавливаемые на носу лодки закрепляются на специальной монтажной платформе. Наиболее распространены моторы с румпельным управлением закрепляемые на транце.
- Вес лодочного электромотора зависимости от особенностей его конструкции и величины развиваемой им тяги и чаще всего находится в пределах от 3 до 15 килограммов.
- Высота дейдвуда (штанги) лодочного мотора подбирается в зависимости от высота транца лодки или катера на который этот мотор будет установлен. Большинство электрических лодочных моторов имеют высоту дейдвуда (штанги) от 600 мм до 1350 мм.
Скорость движения лодки с лодочным электромотором
Какой скорости можно ожидать при использовании таких лодочных моторов? Диапазон скоростей лежит в пределах 5 — 8 км/час, т.е. практически независимо от степени загрузки судна с водоизмещающими обводами, вы получите почти неизменную скорость. Для сравнения — такая скорость под веслами достигается лишь при весьма интенсивной гребле — и то в ограниченный отрезок времени. Замеры проводились по гладкой воде. Разумеется, в ветер и в волну нужно будет вносить соответствующие коррективы. Но глядя на полученные цифры, очевидно, что за эти 3 — 4 часа можно отлично провести рыбалку, обойдя все заветные заводи, легко пройдя при этом 20 — 30 км на одной зарядке.
Первая пара: «Лидер 400» + «Minn Kota Enduro 30»
«Лидер 400» — не тот, что продавался летом 2006 г. и ранее, а новый, на момент проведения теста еще проходящий испытания. Лодку этого размера выбрали потому, что многие рыбаки охотно покупают четырехметровые лодки, на которые можно устанавливать мощные и доступные по весу 25- и 30-сильные моторы, чтобы за короткое время покрыть большие расстояния, добираясь до излюбленного места, и там уже ловить в спокойной обстановке.
«Лидер 400» до установки на него «Minn Kota Enduro 30» хорошо показал себя при заездах с 25-сильными моторами и различной загрузкой. Изначально мы попытались установить электромотор, не снимая бензиновый, но, поскольку в задней части лодки между транцем и оконечностями баллонов находятся специальные «косынки», электромотор установили на законное место — посередине транца. Аккумулятор также был установлен вблизи транца посередине лодки поперек киля. Установка мотора и аккумулятора не вызвала каких-нибудь сложностей. Правда, аккумулятор был без крышки, и в процессе эксплуатации на его верхнюю поверхность попадала вода, особенно когда мимо нас проносились, разводя волну, водномоторники-любители. Пришлось прикрыть его куском полиэтилена и закрепить скотчем.
Два слова о моторе. «Minn Kota Enduro 30» оснащен телескопическим румпелем, весит всего 7 кг, легко крепится к транцу, имеет несколько положений наклона и на максимальном режиме работы потребляет до 30 А.
Основные данные электромотора «Minn Kota Enduro 30» | |
---|---|
Мощность, л. с. | 0,43 |
Тяга, кг | 13,6 |
Вес, кг | 7,0 |
Напряжение, В | 12 |
Максимальный потребляемый ток, А | 30 |
Кол-во скоростей, вперед/назад | 5/3 |
Рекомендуемый вес лодки, кг | 600 |
Первая же попытка запустить мотор, как выражаются приверженцы бензиновых подвесных моторов, оказалась успешной. Сразу после подсоединения клемм и установки винта на нужную глубину, моторчик при первом же повороте рукоятки управления стал крутить винт, и лодка начала движение спокойно и непривычно тихо. Управление лодкой в первые моменты показалось необычным. На быстрые повороты мотора лодка откликалась не сразу, а с задержкой, независимо от того, в каком режиме работал мотор. Иными словами, для успешного перемещения в нужном направлении, особенно если есть хотя бы небольшое течение, необходимо управлять плавно, с учетом некоторого запаздывания «отклика».
На загрузку лодки мотор реагирует, но не сильно: если в лодку садится еще один человек («водитель» уже сидит в лодке) весом около 90 кг и размещается груз около 30 кг, потеря в скорости составляет примерно 0,2-0,3 км/ч.
Ветер, как оказалось, на движение влияет слабо. Так, во время пробных заездов ветер скоростью 3-7 м/с «съедал» от максимальной скорости при испытании в безветренную погоду около 0,1-0,2 км/ч (загрузка лодки была около 260 кг).
Глубина погружения моторной части практически не повлияла на скорость, разве что в максимально поднятом состоянии, когда винт находится от поверхности воды на расстоянии 1,5-2,5 см. Тогда в режиме максимальной мощности отмечается захват воздуха даже при очень слабом волнении, в связи с чем, естественно, теряется скорость.
Лодочные электромоторы Minn Kota
Компания Minn Kota специализируется на производстве лодочных электромоторов и оборудования для катеров — якорных лебедок, зарядных устройств для лодочных аккумуляторов и автоматических мелководных якорей. Минн Кота — лидер во внедрении технологических новинок, продукция компании популярна у рыбаков и образец для подражания конкурентов.
Модельный ряд лодочных электромоторов Минн Кота состоит из:
- электромоторов для водоемов с пресной водой
- электрических моторов для соленой морской воды
Электромоторы Minn Kota для соленой воды
Эксплуатация в агрессивной соленой воде требует повышенной защиты от коррозии, поэтому корпуса электромоторов этой группы выпускаются из легированных сплавов морского назначения, проходят семи ступенчатую очистку и затем анодируются цинком. После этого на все компоненты наносится порошковое покрытие на полимерной основе.
К электромоторам для соленой воды относятся серии Riptide SP, Riptide St и Riptide Ulterra.
Электромоторы Minn Kota для пресной воды
Эта группа электрических моторов делится на три части:
- моторы для установки на нос катера
- моторы для монтажа на бензиновом двигателе
- транцевые электромоторы
Электромоторы серий Edge, Maxxum, Fortrex, PowerDrive, Terrova, Ulterra устанавливаются на нос катера. Edge, Maxxum и Fortrex не работают с GPS устройствами i-Pilot и i-Pilot Link.
Рама электромоторов Edge сделана из анодированного алюминия, а головка из ударопрочного композитного материала, у них ручное управление, 5 передних и три задних скорости.
Maxxum — следующая за Edge серия. Выпускается в двух вариантах — с ручным управлением и с управлением педалью, с фиксированными и переменными скоростями. Электромоторы Maxxum развивают тягу до 80 lbs и устанавливаются на катера длиной до 6 метров.
Серия Fortrex предназначена для регулярного использования в жестких условиях на катерах размером до 7,5 метров. У электромоторов цельнокованный алюминиевый корпус, переменные скорости и тяга до 112 lbs. На моторах устанавливается гидролокационный датчик Universal Sonar.
Вторая группа носовых электромоторов оснащается GPS устройствами. GPS определяет координаты катера, а встроенная память хранит пройденные маршруты и точки лова. На основе GPS работает автопилот и электронный якорь, который не дает отклониться катеру от выбранной точки дальше чем на 1,5 метра. Скорость и курс у этих моторов изменяются педалью или беспроводным пультом. Скорость регулируется плавно. Это уменьшает потребляемую электромотором энергию аккумулятора и помогает добиться нужной глубины погружения и игры приманки при троллинге.
Первый в этой группе электромотор средней мощности Minn Kota PowerDrive V2. Он развивает тягу до 70 lbs, оснащен электронной педалью и дополнительно комплектуется пультами дистанционного управления CoPilot, i-Pilot и i-Pilot Link.
Серия Minn Kota Terrova предназначена для катеров размером от 5 до 7,5 метров. Terrova управляется и педалью, и пультом и этим отличается от PowerDrive, для которого придется выбрать или пульт, или педаль.
На вершине модельного ряда — Minn Kota Ulterra. Автоматические лодочные электромоторы выпускается с тягой 80 и 112 lbs, сразу комплектуются устройствами i-Pilot или i-Pilot Link и оснащаются водонепроницаемой педалью, отдельная клавиша на которой предназначена для включения электронного якоря.
Транцевые электромоторы Minn Kota
Модификация Endura С2 — серия Endura Max оснащается устройством Digital Maximizer, переменными скоростями и изменяемым по длине румпелем.
Румпель на электромоторах Minn Kota Traxxis регулируется по длине и уголу наклона. Электромоторы в этой серии имеют переменные скорости, а на головке у них установлен индикатор разряда аккумулятора.
Прежде чем купить лодочный электромотор Minn Kota определите полный снаряженный вес лодки или катера, на который вы планируете его установить. Выберите тягу электромотора исходя из веса и размеров лодки. Вес – более важный параметр. Подберите длину штанги вала, если планируете покупать электромотор с установкой на нос. Выберите аккумулятор, автоматический выключатель и зарядное устройство.
Особенности
Крепление Lever Lock Bracket характеризуется высоким показателем надежности в сравнении с имевшимся ранее. Оно устойчиво к действию ультрафиолета, не покоробится и не согнется. Штангу нелегко поломать, поскольку для ее изготовления выбран композитный материал. Не зря на нее выдается бессрочная гарантия.
Телескопическая конструкция эргономична. Она позволяет легко управлять лодкой.
Тяга увеличивается благодаря винту Power Prop, который водоросли отводит в стороны, а не наматывает, что добавляет владельцам лодок уверенно уверенности на воде.
Минимального шума и трения достигают благодаря использованию особой системы подшипников.
Характеристики лодочных электромоторов Minn Kota (Endura С2)
Начиная с этого года, в Россию (при сохранении всей линейки Minn Kota) будут поступать лодочные электромоторы уже под новой торговой маркой Endura С2. В новой линейке присутствуют несколько различных по мощности, а значит — и по тяге, лодочных электромоторов. Их ряд начинается от модели 30 и завершается 55-й. Что же обозначают эти, загадочные на первый взгляд, цифры?
Это тяга электромотора на швартовых, количественно выраженная в традиционных для американцев английских фунтах. То есть, переходя к более привычным для нашего брата килограммам, нетрудно подсчитать, что самый слабенький мотор Endura 30 при швартовых испытаниях разовьет усилие, равное 13,62 кг. А самый мощный в линейке Endura — «55-й» — 24,97 кг.
Как видно из приведенных параметров, мощность этих лодочных электромоторов находится в пределах 0,43 – 0,85 л.с. То есть, эти моторы не для больших скоростей, а, судя по винту с очень небольшим шагом, для обеспечения значительной тяги и приведения в движение судов с большим водоизмещением.
На примере модели Endura 30 рассмотрим технические характеристики и реальные возможности лодочного электромотора. Вначале — общие параметры.
— Все моторы имеют 5 передних, если так можно выразиться, скоростей и 3 задних. Для электромоторов это просто фиксированные положения подачи напряжения.
— В зависимости от мощности мотора может несколько отличаться по длине и вертикальная штанга (для многих будет более знакомым понятие «длина дейдвуда» в подвесных моторах на базе двигателей внутреннего сгорания). Так вот, мотор Endura 30 может быть установлен на лодки с транцем, начиная от 15 и до 30 дюймов (381 — 762 мм), при этом регулировка высоты положения мотора – плавная. Причем на лодках с транцем «S» мотор можно расположить на разных уровнях по высоте.
— Выбирая высоту установки, можно исходить как из заглубления винта, так и из удобства положения руки на румпеле (фото 1).
— Более мощные модели, в частности — Endura 55, имеют и более длинную штангу — вплоть до размера в 42 дюйма.
— Объединяет конструкцию моторов и штанга, изготовленная из композитных материалов. Это дает не только общее снижение массы конструкции, но и, что самое главное, и особенно это можно оценить на мелководье — гибкость. При наезде на препятствие штангой – она лишь изогнется (фото 2), а после снятия нагрузки вернется в исходное состояние. Мотор при этом останется цел.
— На всех моделях устанавливается и телескопический румпель (фото 3), заметно облегчающий управление мотором.
— Cтрубцина и механизм подвеса мотора на транце (фото 4) позволяют использовать мотор в мелководном режиме, а при движении на большой скорости уже под основным мотором — поднимать его и размещать для транспортировки горизонтально в кокпите, не снимая с транца.
— Вся линейка моторов Endura С2 питается от аккумулятора с напряжением в 12 Вольт. Но разные по мощности и, соответственно, тяге моторы этой линейки потребляют и разный ток на максимальных оборотах (при максимальной мощности). Так, если Endura 30 потребляет
максимум 30 Ампер, то модель «55» — 43 Ампера.
Аккумуляторы для лодочных электромоторов
Какие источники напряжения более подходят, чтобы приводить в движение эти лодочные электромоторы? Производитель рекомендует использовать только предназначенные целевым порядком для этого аккумуляторы (фото 5). Попробуем разобраться, так ли это требование актуально?
Специальные аккумуляторы – это аккумуляторы глубокого разряда, т.е. их можно «посадить в ноль» – и они при этом выдерживают несколько сотен подобных циклов.
Они могут быть и гелевые – необслуживаемые, и поэтому безопасные в небольших ПВХ-лодках. Встречаются и обслуживаемые, они более пригодны для больших катеров, в которых достаточно места и есть возможность их стационарной установки в специально предназначенные футляры.
В отличие от них, обычный автоаккумулятор не переносит глубокого или полного разряда, и подобное плавание для него может стать последним. Думаю, очевидно, что рекомендации появились не на пустом месте – и к ним следует прислушаться.
Практика использования и тесты времени хода с максимальной скоростью на специально предназначенных для лодочных электромоторов аккумуляторах дают такие цифры «посадки аккумуляторов в 0»: для мотора Endura 30 на пятом положении регулятора – 3,5 и 4,3 часа при использовании аккумуляторов 100 и 130 Ампер/часов соответственно. При повышении мощности мотора временные показатели будут пропорционально снижаться.
В версии мотора Endura С2 появилась очень приятная новинка – индикатор уровня заряда аккумулятора. Теперь этот нужный прибор будет всегда перед глазами – он расположен на корпусе мотора.
Лодочные электромоторы Minn Kota
На нашем рынке фирма представляет пять моделей, отличающихся мощностью, габаритами и некоторыми дополнительными функциями.
Описание
Небольшие по размерам подвесные моторы, работающие от аккумуляторных батарей. Удобны в использовании. Параметры, такие как длина штанги или руля – регулируются. Винт особой формы, с малым шагом, развивает высокую тяговую мощность, с лопастями, режущими траву. Модели крепятся на любой лодке и отлично работают, развивая скорость до 5-8 километров в час.
Мощность
Самый слабый из линейки Endura 30 развивает тяговое усилие в 13 килограмм. У самого “сильного” Endura 55 – почти 25 килограммов. Если пересчитать в лошадиные силы, получается от 0,4 до 0,9 л.с.. Этой мощи, как уже говорилось выше, для глиссирования, впрочем, как и просто для высоких скоростей маловаты. Максимальная скорость, которую развивает средняя лодка на этих движках, сопоставима со скоростью, которая достижима при интенсивной работе веслами. Однако этого достаточно для нормальной рыбалки, а запас хода на одной зарядке составляет 3-4 часа беспрерывной работы.
Аккумуляторы
Работают двигатели как от специальных, сконструированных для них батарей, так и от автомобильных аккумуляторов. В этом случае запас хода уменьшится, да и тяга, пусть не на много, но упадет. Для экономии энергии модели Endura-55 и 65 оснащены функцией Digital Maximizer. Это устройство следит за тем как движется лодка. Как только закончится разгон и начнется прямолинейное, равномерное движение – автоматоматически уменьшится подача тока, ведь для равномерного движения энергии требуется меньше чем для разгона. Эта “мелочь” обеспечивает дополнительно около часа работы двигателя.
Лодочный электромотор Outland TP 34
Лодочный электромотор Outland TP 34 (фото 10). Максимальная тяга в толчке 34 lbs = 15,4 кг, мощность 0,47 л. с. Производитель утверждает, что он рассчитан на снаряженную массу лодки до 1100 кг. Заявленный вес — 6,7 кг Длина штанги 78 см. Количество передач 5/2. Винт двухлопастной. На момент тестирования эксплуатировался более двух лет. Проблем за время использования не возникало
Обратите внимание, как отличаются заявленные значения допустимой массы лодки, с которой применимы Outland TP 34 и Minn Kota Endura Pro 32: разница почти в два раза! 1100 против 680 кг. Это интригует, поскольку остальные заявленные параметры у этих двух лодочных электромоторов если и отличаются, то несущественно
Выходит, что либо кто-то перестраховывается, либо кто-то дает нереальные цифры — надеемся, это прояснится в тесте.
Плюсы и минусы лодочных электромоторов
Отношение к подвесным лодочным электромоторам очень неоднозначное. Те, кто любит прокатиться по реке или озеру наперекор волнам с ревом и максимальной скоростью считают их игрушками, а тем, кому важна тишина, неспешный ход и возможность подобраться на лодке к рыбному месту, не спугнув обитателей, они кажутся идеальными.
Плюсы
Преимущества и недостатки также очень субъективны и зависят исключительно от нужд хозяина лодки. Тем не менее можно выделить некоторые общие достоинства электрических моторов:
- Малый вес. Средний вес мотора, около восьми килограмм, поэтому не надо быть очень сильным и выносливым для переноски и установки мотора. Прекрасное качество для туристов, рыбаков и прочих категорий граждан, которым нужно привезти и перетаскать немалое количество багажа в лодку.
- Отсутствие шума. Рыбакам и любителям природной тишины это качество придется по вкусу (также, как и тем, кому нужно относительно тихо подкрасться к определенному месту, например, фотографам или рыбнадзору).
- Быстрый и легкий запуск. Приятная мелочь, которая экономит время и нервы.
- Комфортная маневренность и высокая управляемость — одни из главнейших качеств при передвижении по воде.
- Повышенная проходимость на мелководье. Это спасает от застревания винта в водорослях и экономит время и силы, а заодно и не заставит мокнуть в воде, выпутывая винт.
- Редкое обслуживание. Такие моторы нуждаются только в сезонном обслуживании и прекрасно перезимуют без консервации.
- Малые размеры. Практически все модели легко помещаются в стандартный автомобильный багажник.
- Низкая стоимость по сравнению с бензиновыми моторами. Даже с дополнительными аккумуляторами электромотор будет стоить дешевле.
- Экологичность и дешевизна топлива. Отсутствие необходимости везти с собой канистры часто экономит место в машине и спасает багаж от неприятного запаха бензина.
Минусы
У любых моторов не может быть только положительных сторон, и у электрических есть некоторые недостатки:
- Малый запас хода. При полном заряде аккумуляторы будут работать не более двух дней. Поэтому при длительных путешествиях следует заранее озадачится этой проблемой и взять дополнительные (лишний вес снаряжения) или найти способ подзарядки (не всегда возможно). При кратковременных прогулках или рыбалке этот недостаток совершенно незаметен.
- Малая скорость движения. С таким мотором не получится поучаствовать в гонках, кого-то догнать и поймать или прокатиться так, чтобы сносило ветром. В среднем лодка будет двигаться со скоростью около 6 км/ч, этот параметр сильно зависит от модели.
- Борьба с сильным течением, ветром и штормами тоже не является сильной стороной электромоторов. В некоторых случаях они могут оказаться малоэффективными или попросту бесполезными.
Все недостатки работают только в определенных случаях. Если использовать электромотор как дополнительный, при наличии бензинового для основного скоростного хода, то рыбалка или путешествие пройдут исключительно идеально.