Чем смазывать безынерционные катушки
Обычные советы при смазки спиннинговых катушек:
Оптимальная смазка той же самой компании, которая изготовила катушку. До того, как наносить смазочный состав, нужно тщательно убрать отработанные остатки предыдущей. Обычно две смазки невозможно размешать с минеральными и синтетическими компонентами в составе. В крайнем случае в качестве смазки для безынерционной катушки подойдет Циатим 203, а в качестве жидкого состава – масло, использующееся для бытовых швейных машин. Не нужно смазывать катушки жидкостью WD-40, а также моторными маслами. В особенности, не стоит делать это для катушки, содержащей большое количество деталей из пластика
Это важно! Присадки и жидкость WD-40, применяющиеся в моторных маслах, способны создать разрушение механизма катушки. Смазка для катушек безынерционных спиннинговых EFELE подходит для всех узлов:
Смазка для катушек безынерционных спиннинговых EFELE подходит для всех узлов:
Смазка для катушек безынерционных EFELE
Как и чем смазать безынерционную спиннинговую катушку — видео инструкции от разбора до сбора:
Как смазать
Разобранные части смазывать по отдельности не стоит, так как во время сборки детали будут скользить, создавая сложность для установки на свое место. Из-за этого возникнет вероятность выскальзывания из рук с падением элементов на грязную поверхность, а это может привести к необходимости повторной очистки.
Рыбалка является увлекательным времяпровождением, но чтобы сопутствовал успех, нужно серьезно относиться к подготовке и промежуточным циклам по обслуживанию важных деталей в рыболовной оснастке.
Сборка катушки
Ну вот все детали мы отмыли, можем уже бензин отодвинуть в сторону. Берем салфетку, вытираем руки после бензина. Детали у нас в этот момент подсыхают, и сейчас будем уже начинать собирать катушку в обратном порядке.
Первым делом начинаем собирать в единое целое, обгонную муфту на ведомой главной шестерни;
Подшипник смазываем капелькой, довольно густой смазки;
Теперь одеваем на шестерню втулку;
А затем, уже на втулку аккуратно надвигаем обойму обгонной муфты. Ее можем смазывать, а можем не смазывать. В принципе, по большому счету, чуть-чуть смазки сюда дать можно, но только чуть-чуть, буквально микро капельку;
Далее одеваем верхний опорный подшипник, и тоже смазываем его капелькой смазки.
Все, шестерня с обгонной муфтой, собрана воедино. И теперь мы можем уже заниматься непосредственно закладыванием смазки в главную пару.
Берем специальную густую смазку, и при помощи палочки аккуратно закладываем смазку. Много смазки закладывать не нужно, необходимо ровно столько смазки, сколько может поместиться в зазор между шестеренок.
Откладываем в сторону главную шестерню и аналогичным образом смазываем ведомую шестерню и шестерню, кулисной передачи.
Берем корпус катушки и перед тем, как устанавливать подшипник рукоятки, смазываем его капелькой масла. Теперь приступаем к сборке кулисной передачи.
Настала пора предварительно устанавливать главную шестерню и шток катушки. Шток должен дойти до отверстия, эти отверстия необходимо совместить и при помощи маленького винтика зафиксировать шток. Берем самую мелкую крестовую отвертку и аккуратненько фиксируем шток.
На закрепленный шток, тоже предварительно надвигаем ведомую шестерню с обгонной муфтой. И перед тем, как все сделать, нам нужно совместить наши царапинки.
Итак, находим наши рисочки (царапинки) и совмещаем наши шестерни. Все, совместили шестерни, и сейчас они находится именно в том положении, в котором они находились до разборки катушки.
Смазываем маслом 2-ой опорный подшипник рукоятки, вставляем его в боковую крышку катушки и при помощи отвертки собираем корпус;
Теперь нам необходимо поставить эту деталь, которая будет фиксировать стопор переключения обратного хода. Мы ее одеваем, и при этом необходимо совместить пружинку вот с этим вырезом;
Далее, винтиками прикручиваем фиксатор стопора обратного хода;
Устанавливаем на катушку ротор, фиксируем его гайкой, а саму гайку, страховочным винтиком.
Теперь нам в обратном порядке необходимо установить все эти детали:
Сначала шайбочку;
Потом шестеренку. Это шестеренка будет у нас издавать треск, когда прокручивается фрикционный тормоз;
Втулочку;
На втулочку одевается подшипник. Капнем сюда капельку масла, хотя тут нагрузки никакой нет. Это подшипник, на котором вращается непосредственно наша шпуля с леской;
Теперь металлическая шайба;
И вот эта тефлоновая шайбочка.
Прикручиваем шпулю с леской и рукоятку катушки. Проверяем какой ход имеет катушка после технического обслуживания. Ход катушки превзошел все ожидания.
Вот в общем-то и все ТО безынерционной катушки, можно отправляться на рыбалку.
Самые популярные проблемы и их ремонт
Поскольку механизм работы катушки достаточно сложен, возможные поломки могут быть в различных местах. В одних случаях нужно провести ремонт, в других — нужно правильно выбрать саму катушку при её покупке.
Рассмотрим наиболее типичные поломки, которые происходят в процессе эксплуатации:
- Поломка ручки — это довольно частая проблема. В этом случае может помочь правильный выбор марки. Нужно ориентироваться на такие модели, в которых предусмотрено крепление ручки с использованием шайбы и втулки.
- Необычный шум при работе. Как правило, сходу установить конкретную проблему не получается. Для того, чтобы не испортить катушку окончательно, надо прекратить работу с ней, разобрать, тщательно прочистить и аккуратно смазать. Затем нужно её собрать. Если всё сделано правильно, посторонний шум исчезнет.
- Возможно неравномерное наматывание лески. Может оказаться так, что линия её намотки не будет ровной (например, будет восходящим или нисходящим конусом). Конечно, существуют такие варианты катушек, когда это сделано сознательно. Но мы говорим о такой ситуации, когда это не планировалось. Обычно на оси шпули находятся специальные шайбы, которые влияют на линию наматывания лески. Их можно просто передвинуть вдоль оси для того, чтобы скорректировать намотку нужным образом. Здесь мы обсуждали вопрос – как намотать леску на катушку.
Ремонт фрикциона катушки спиннинга
С фрикционом связана одна часто встречающаяся досадная неполадка. Некоторые безынерционные катушки прекрасно работают с монофильной леской. И вот, когда рыбаки хотят их попробовать с плетёнкой, возникает неожиданная, но, очень неприятная проблема. При забросе крючка леска попадает в щель фрикциона и застревает там.
С монофильной леской такого не происходит. Связано это с некоторой упругостью такой лески, которая не позволяет ей застрять в щели между между шпулей и фиксирующей гайкой фрикциона.
Плетёнка обладает другими физическими свойствами и это может привести даже к обрыву лески. Несмотря на кажущуюся сложность, отремонтировать катушку несложно.
Для этого нужно сделать следующее:
- Открутить и снять фиксирующую гайку.
- Снять шпулю.
- Снять фрикционные шайбы.
- На стержне в самом конце находится специальная прокладка. Она сделана из фетра. Её также нужно снять.
- Вместо фетровой прокладки нужно поставить более тонкую, сделанную из пластика.
- Затем нужно поместить фрикционные шайбы на их место, поставить шпулю и закрепить фиксирующую гайку. Из-за того, что пластиковая прокладка гораздо тоньше сделанной из фетра, гайка будет слегка утоплена в отверстии. Это исключит попадание плетёнки в щель в процессе рыбной ловли.
Ремонт лескоукладывателя катушек для спиннинга
Одной из возможных проблем является ситуация, когда скидывается дужка лесоукладывателя. Такая проблема может привести к сбросу приманки или обрыву лески. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно сильнее прикрутить те болты, с помощью которых крепится дуга лескоукладывателя. К сожалению, не во всех случаях этот способ способен помочь.
Если возникла такая ситуация, то можно снять крышку, под которой находится пружина лескоукладывателя, и поставить прокладку на тот стержень, который крепит эту пружину. Если и в этом случае проблема не устранена, то лучшего всего просто заменить пружину на более тугую.
С лескоукладывателем может быть связана ещё одна проблема. В некоторых случаях при забросе лески, она подаётся спиралью. Причиной в данном случае является плохая работа подшипника лескоукладывателя. Часто это бывает связано просто с отсутствием смазки на нём.
Для ремонта такой неисправности нужно разобрать лескоукладыватель, затем прочистить и смазать этот подшипник.
Ремонт ручки катушки спиннинга
Если при работе ручку заедает, а в том случае, когда имеется нагрузка – клинит, то речь идёт о серьёзной поломке. В таком случае необходимо заменить ведущую шестерню и ведомую на новую пару.
Виды спиннингов и катушек
Спиннинги бывают двух основных видов:
- Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще).
- Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании.
Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.
Виды катушек на спиннинг:
- Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем.
- Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской.
- Самая новая разработка специалистов — это инерционная мультипликаторная катушка. Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки.
Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.
Виды поломок спиннинга
Спиннинг ломается по двум причинам:
- Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
- Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.
Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.
- Удилище (колено) ломается пополам.
- Поломка тюльпана, самого кончика спиннинга. Зачастую он отламывается у основания.
- Поломка вершинки. Часто ломается в середине или начале последней секции.
Виды повреждений катушек:
Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.
- Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
- Катушка туго вращается и заедает.
- Трансформация дужки.
- Потеря колпачка редуктора.
Зачем нужно обслуживание безынерционных катушек
Безынерционная катушка — одна из немногих рыболовных принадлежностей, которая имеет сложный механизм, требующий обслуживания. Ни у кого не возникает вопросов, зачем нужно техобслуживание автомобиля. Нетрудно догадаться, что произойдет с коробкой передач автомобиля, если в ней не будет масла. Безынерционная катушка — это тоже в своем роде коробка передач, но, в отличие от автомобильной коробки, она не заполнена до какого-то определенного уровня смазкой, а смазана лишь частично. Поэтому такой вариант смазки быстрее уходит из трущихся узлов, и они начинают работать «по-сухому».
Если вы хотите, чтобы безынерционная катушка максимально долго служила, как новая, и никогда не подводила на рыбалке, ее следует периодически обслуживать и смазывать! Как часто нужно обслуживать безынерционных катушку Автор статьи провел исследование.
Безынерционная катушка Daiwa была обслужена с использованием специализированных смазок. Далее, во время 10‑дневного выезда на рыбалку, каждый день проверялось наличие этой смазки на самом нагруженном трущемся узле — на зубьях ведущей шестерни. По результатам данного исследования, была получена следующая информация. После 50 часов эксплуатации с рабочей поверхности зубьев ведущей шестерни смазка ушла полностью.
Смазка оставалась рядом с зубьями и на нерабочей поверхности зубьев, в то время как на рабочей (что наиболее важно) смазки уже не было. Соответственно за основу в качестве «эталонного» интервала времени межсервисной работы катушки предлагается брать те самые 50 часов. Особые случаи
Особые случаи
Виды неисправностей
- Поломка механизма главной передачи. Признаки грохотание, заедание, заклинивание катушки в процессе работы. Причины износ оси и поломка зубчиков ведущей шестеренки после испытываемой нагрузки. Чаще всего появляется из-за попыток выдернуть леску, работы с катушкой не по ее назначению и при небрежном вылове рыбы.
- Неисправность оси ведущей шестеренки. Причина потеря подшипника, которая подлежит исправлению, заменой им втулки.
- Самозатягивание фрикциона. Причина некачественная покупка. Изначально, производитель допустил ошибку, поэтому такая поломка сулит рыбаку покупку новой катушки.
- Остановка движения шпули, накладывание лески. Причина не подходящая нагрузка под данный тип катушки.
- Сокращение расстояния заброса. Признак плохая укладка лески. Причины изначальная неисправность механизма или попадание в него посторонних частиц.
- Неисправность системы обратного хода. Причины загустевание смазки на морозе, посторонние частицы или деформация прижимных пружин.
- Слишком шумная работа ролика. Причины уменьшение смазки у подшипника или посторонние частицы в механизме.
- Разрушение лески из-за повреждения шпули. Причины царапины, вмятины и прочие изменения, которые влекут за собой затрудненный сход лески и ее дальнейшее истирание.
- Грохот в рукоятке. Причины изначальная неисправность катушки, износ рукоятки или раскручивание зажимного винта.
- Обрыв лески. Причины произвольное защелкивание дуги из-за потери упругости пружины возврата, износа составных частей дуги или неисправности толкателя.
Читать: Выбор катушки дешевая или дорогая?
В заключение следует сказать о том, что как бы неприятно не было внезапно обнаружить неисправность безынерционных катушек, в большинстве случаев, рыбак может самостоятельно исправить поломку или обратится к опытному мастеру.
Симптомы повреждений и способы их устранения
Чтобы провести грамотный ремонт безынерционных катушек своими руками, равно как и инерционных, нужно предварительно определить причину поломки, и сделать это правильно. Конечно после разборки изделия можно явно увидеть деталь, которая вышла из строя. Однако проявление определенных симптомов неполадок поможет с большой вероятностью определить вышедшую из строя деталь до того, как катушка будет разобрана.
Виды неисправностей и их проявление:
- Внутренний шум. При возникновении в изделии посторонних звуков в процессе использования, следует сразу же прекратить ее эксплуатацию. Необязательно, что шум вызывает поврежденная деталь, он может быть и вызван попавшей в механизм грязью. Однако, если причина не в загрязнении изделия, то вероятнее всего из строя вышли подшипники. Тогда для того, чтобы осуществить ремонт рыболовной катушки, достаточно будет заменить изношенные детали.
- Скрип в катушке. Постоянное поскрипывание внутри корпуса сигнализирует рыбаку только об одном — пора разобрать катушка, очистить ее от старой смазки и обработать новой. Определить какая деталь или узел является источником скрипа достаточно проблематично. Поэтому лучше осуществить полное техническое обслуживание изделия.
- Леска неравномерно наматывается на шпулю. Иногда начинает происходить следующая ситуация — леска неравномерно укладывается на шпулю образуя передний либо задний конус. Исправить это достаточно легко. Если намотка происходит конусом вниз, то необходимо снять одну шайбу с основного вала катушки. В случае образования конуса вверх — шайбу нужно добавить.
- Дужка лесоукладывателя производит самосброс. Ремонт катушки для спиннинга своими руками в случае возникновения подобной проблемы следует производить в следующем порядке. В первую очередь нужно подтянуть болты крепления дужки, такая проблема вполне возможна из-за из ослабления. Если положительного результата достигнуть не удалось, тогда нужно увеличить жесткость пружины. Можно либо ее заменить на подходящую, либо под стержень установить прокладку для сжатия ослабленной пружины и придания ей необходимых свойств.
- Отказывает стопор обратного хода. Поскольку в основе механизма стопора лежит обгонная муфта, то скорее всего такая неисправность связана не с поломкой, а с элементарным загрязнением или скоплением густой смазки. В таком случае весь ремонт катушки будет заключаться в разборке муфты, ее очистке и смазке.
- Клин механизма под нагрузкой. Если при подмотке лески из катушки доносятся отчетливые стуки, а под определенной нагрузкой она вообще заклинивает, то с большой вероятностью можно говорить о том, что механизм главной передачи поврежден. Ремонт катушек в таком случае осуществляется путем замены шестерен главной передаточной пары.
- Обрыв лески из-за гайки фрикциона. Катушки с передним расположением фрикциона могут страдать следующим недостатком — при забросе распутывающаяся леска цепляется за гайку фрикциона и обрывается. Понятно, что дело здесь не в поломке, а в конструкторской недоработке, поскольку гайка на 1-2 мм выступает за боковую поверхность шпули. Ремонт фрикциона катушки в таком случае осуществить легко — разберите гайку и замените более толстую фетровую прокладку на более тонкую из пластика.
Для того, чтобы изделие прослужило вам в долгосрочной перспективе, его нужно правильно и бережно эксплуатировать, осуществлять периодическое техническое обслуживание и оперативно реагировать на любые признаки отклонения работы катушки от нормального режима.
Мнение эксперта Книпович Николай Михайлович Зоолог, гидробиолог
Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Важно! Качество ремонта зависит не только от аккуратности разборки катушки, но и от качества обратной сборки. Тщательно вымывайте разобранные изделия, складывайте их по порядку — тогда ремонт с большой вероятностью пройдет качественно и успешно
Не стоит откладывать ремонт спиннинговых катушек в долгий ящик — промедление только усугубит положение дел и ускорит разрушение не только поврежденных деталей, но и тех, которые находятся с ними во взаимодействии. Это приведет к удорожанию ремонта или вовсе выходу из строя изделия!
Бывалые рыбаки не советуют разбирать и смазывать качественную новую катушку в течении 1-2 сезонов. При отсутствии проявления проблем допустима лишь легкая смазка вращающихся деталей для облегчения скольжения. Также помните, что некоторых поломок можно избежать зная правила эксплуатации катушек — например, вернувшись домой с рыбалки не оставляйте затянутым фрикцион, ослабляйте его. Это поможет избежать деформации и слипания фрикционных дисков во время длительного простоя катушки!
Смазка безынерционной катушки
- Очищаете поверхность катушки.
- Разбираете катушку.
- Чистите детали в бензине.
- Смазываете детали и подшипники.
- Собираете катушку.
Для смазки шестеренок и деталей используется густая смазка. Для смазки подшипников используется жидкая смазка.
Зубцы всех шестеренок нужно смазывать таким образом, чтобы смазка полностью заполнила пространство между зубцами. Излишки смазки нужно убрать. Густой смазкой смазываете большую шестерню, пальчиковую шестерню, маленькую шестерню, внутреннюю деталь на маленькой шестерне и шток.
Тонким слоем густой смазки можно покрыть другие металлические детали, чтобы те не коррозировали. Подшипники открытого типа смазываете жидкой смазкой, а подшипники закрытого типа смазывать не нужно.
При сборке, штырек маленькой шестерни должен попасть в паз накрывающей его детали. Основную шестерню нужно смазать в нескольких местах и установить в корпус катушки. Далее смазываете шток по всей длине густой смазкой и устанавливаете на место. Основной механизм катушки смазан.
Самые популярные проблемы и их ремонт
В зависимости от типа катушки и ее конструктивных особенностей, в процессе эксплуатации могут возникнуть проблемы, некоторые из которых несложно устранить самостоятельно. Рассмотрим принципы настройки более детально:
- Потеря ручки. Это самая популярная проблема. Для того, чтобы ручку не потерять, выбирайте те модели, конструкция которых имеет шайбу и втулку для крепления ручки.
- Самосброс лесоукладывателя. Дужка лесоукладывателя скидывается во время заброса. Обычно такая проблема приводит к отстрелу приманку, а в более тяжелых случаях может повредить удилище. Иногда эту неполадку можно устранить, просто подтянув болты, крепящие дугу. Если это не помогло, то нужно снять крышку, которая скрывает пружину, и, либо заменить на более упругую, либо добавить ей твердости, установив прокладку на стержень, крепящий пружину.
- Постоянные обрывы лески. Плетеная леска обладает меньшей пружинистостью, чем монофильная, и на некоторых моделях безынерционных катушек обрывается при забросах. Проблема может быть связана с тем, что фиксирующая гайка фрикциона на 1,5-2 мм выше кромки шпули. Леска цепляется за гайку и попадает под кромку, запутывается там и происходит обрыв. Устраняется эта неполадка установкой пластиковой прокладки. Для этого фиксирующую шайбу необходимо вынуть, затем снять все фрикционные шайбы, и затем меняете фетровую прокладку на тонкую пластиковую. Установив детали на место вы увидите, что фиксирующая гайка сравнялась с краем шпули, и леска больше не сможет зацепиться.
- Леска подается спиралью. Эта неисправность связана с попаданием грязи в ролик лесоукладывателя. Подшипник трется, леска через него не проходит, соответственно, она закручивается и не подается ровно. Ремонт заключается в разборке, тщательной очистке и смазке деталей.
- Внутренний шум. Если во время рыбалки вы услышали какие-либо нехарактерные для спиннинговой катушки звуки, то необходимо прекратить любые работы с ней. Они могут быть связаны с серьезными поломками. Возможно, что внутрь механизма просто попала грязь, но, есть вероятность и повреждения подшипников. Катушку нужно разобрать, и, в зависимости от проблемы, либо очистить, либо заменить поврежденные детали.
- Неравномерное наматывание лески. Часто бывает так, что леска наматывается на шпулю по косой линии, образуя либо передний, либо задний конус. На основном валу находятся шайбы разной толщины. Если леска наматывается конусом вниз, то для устранения проблемы нужно снять одну шайбу. Соответственно, если конус направлен вверх, то шайбу нужно добавить.
Карпфишинг для начинающих — руководство, которое проложит путь в мир карповой ловли и крупных трофеев.
Руководство по съедобной резине — экспертная аналитика и подробный разбор лучших брендов и моделей ароматизированных приманок.
Как увеличить улов рыбы?
За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:
- Активатор клева. Эта добавка их сухой крови сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
- Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
- Приманки на основе феромонов.
Скорость вращения ротора катушки
Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом “Gear ratio” и отношением чисел. К примеру: “5,0:1” означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; “3.6:1” – за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.
При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так – как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой “спектр” передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1. Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели – поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:
В этой категории БК имеют следующую классификацию:
Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели – поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:
– тихоходные (силовые) – передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля “троллингом”.
– универсальные – передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.
– скоростные – передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких с джиг – головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти – характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно воблеров.
Ремонт бланка с одной внутренней втулкой
В первом случае восстановление снасти своими силами не составляет больших трудностей, но в идеале для него понадобятся материалы в виде колена другой удочки подходящего диаметра. Если у вас есть старые ломаные бланки, которые вам больше не нужны, ремонт не займет много времени.
Чтобы провести его, необходимо:
- обработать края перелома — отпилить до конца трещин и зачистить края бруском;
- сделать внутреннюю вставку длиной 7 см из подходящего по диаметру колена другой удочки и придать ей необходимую конусность;
- сделать внешнюю вставку длиной около 4 см из отрезка колена диаметром побольше и придать нужную конусность ей.
Чтобы придать нужную форму внутренней вставке, необходимо обточить ее таким образом, чтобы внешний диаметр с одного — верхнего — конца был меньше, чем с другого, и она точно входила в место перелома бланка. При обработке внешней вставки, напротив, нужно подогнать ее внутренние диаметры.
Также можно перенести пропускное кольцо, расположенное ниже перелома (ближе к комлю спиннинга) на вставку, которая охватывает колено сверху. Благодаря этому готовая снасть будет иметь более презентабельный вид, а место стыка двух обломков колена удастся максимально разгрузить.
Описанный выше ремонт позволяет быстро вернуть спиннинг в рабочее состояние, при этом в случае правильного обращения служить он может еще долгое время. Однако подобная технология имеет существенный недостаток — чтобы смонтировать тщательно подогнанную по верхнему и нижнему диаметрам наружнюю втулку, ее надо надевать со стороны вершинки, для чего, вероятнее всего, потребуется снять одно или несколько пропускных колец.
Есть и более простой вариант, который обеспечивает должный уровень прочности и долговечности восстановленной снасти. Чтобы провести его, необходимо сначала установить внутреннюю втулку, а затем сделать поверх бланка обмотку из капроновой нити или другого подходящего материала, которую надо также смазать клеем. Достаточная длина такой обмотки — 3 см, но можно сделать и больше.
Единственное, что надо иметь в виду — современные качественные снасти имеют тщательно выверенный строй и столь же тщательно выверенную расстановку колец. Это обеспечивает максимальную дальность забросов и оптимальное распределение нагрузки по бланку во время вываживания.
После ремонта, который предполагает подрезку поломанного колена, спиннинг потеряет часть своих свойств. Поэтому описанная выше технология ремонта подходит в первую очередь для недорогих снастей, а для спиннинга топ-уровня оптимальным вариантом будет замена сломанного колена.
Если в свободной продаже найти его не получилось, можно обратиться к хорошему мастеру по ремонту снастей, который наверняка сможет подобрать хороший вариант.
Матчевые катушки — особый вид снасти в спортивной рыбалке
Матчевая ловля предназначена для заброса наживки на значительные расстояния. Поэтому снасти и оснастка имеют особые характеристики. Главная снасть, предназначенная для действия на большой дистанции, отличается геометрией. Конструкция шпули имеет больший диаметр — от 40 до 46 мм. Шпуля при этом неглубокая, для её заполнения используется тонкая леска. Высота бортика не превышает 2 мм.
Дополнительное отличие — наличие заднего фрикциона. Тормоз такого типа можно точно настроить. Конструкция позволяет выуживать даже большую рыбу с помощью тонкой лески. Сила затяжки регулируется.
Передаточное соотношение также отличается от обычной конструкции, оно составляет соотношение 5,7:1.
Тюнинг мультипликатора своими руками
Мультипликаторы Abu Garcia Ambassadeur получили звслуженное признание по всему земному шару, о чем мы писали в статье «Катушка мультипликатор для чего создали чудо инженерной мысли». При желании можно подобрать недорогой вариант, который будет отличаться надежностью и простотой механизма.
Любой увлеченный рыболов имеет большое желание держать в руках самое совершенное устройство. И уж сделать это своими руками при определенной сноровке не составит особо труда, при этом не вкладываясь в дорогостоящие модели. Небольшой тюнинг позволит получить желаемое.
Под тюнингованием рассматривается замена отдельных агрегатов мультипликатора на более качественные, после чего катушка станет если не топовой, то близкой к этому. Механизм классических бочонков вполне легко позволяет это сделать. Скажем больше, рыболов при желании может произвести такой тюнинг, что станет возможен самый разнообразный лов самой различной рыбы.
Кстати, имеется масса кампаний, специализация которых – тюнингование рыболовных катушек. Рассмотрим, как можно изменить до неузнаваемости мультипликатор для джерка AG 5601 C4.
- сначала необходимо заменить все элементы привода лесоукладывателя;
- также подлежит замене червячный вал с одним подшипником на такой же, но с двумя;
- далее меняется пластиковая шестеренка, находящаяся в боковой крышке. Новая должна иметь шарикоподшипник;
- возможна замена лесораспределителя на изготовленный из пластика, но с нитридотитановой вставкой;
- дополняя обгонную муфту, не помешает установка храповика, которого изначально там нет.
Что еще можно тюнинговать, так это самые важные элементы механизма – подшипники оси барабана. Именно от них зависит не только надежность работы катушки, но и ее дальнобойность. Возможно даже смонтировать гибриды из металлокерамики, когда при стальной обойме шарики изготовлены из керамики.