Пайолы – что это такое? Какое дно лодки выбрать?

Жесткий пол для надувной лодки

Конструкции из слани имеет разнообразный типы, можно посмотреть здесь: складной пайол (пол-книжка), слани с H-профилем и пайолы со стрингерами. Пол-книжка по сравнению с другими обладает легкой сборкой, но меньшей жесткостью конструкций. Стрингеры повержены более сильному трению об борта лодки, но обладают более устойчивостью на реке. Общие преимущества:

  • Высокая устойчивость механических повреждений;
  • Удобно стоять и передвигаться;
  • Конструкция делиться на две сумки, позволяет легче переносить;
  • В среднем дешевле, чем лодки с надувным дном;

Недостатки:

  • Большой вес;
  • Сложность в сборке и обслуживания;
  • Вибрации при маленьких волнах.

Резюмируя, для крупногабаритных лодок с мощным мотором лучше использовать лодки с жестким дном. На мелководье со сложным дном можно использовать лодки с пайолами, а так же с НДНД, но усиленное дополнительной защитой. Для маленьких весельных лодок и со слабым мотором подойдет надувное дно, лучшее управление на воде. Дополнительная информация

лодки

Жёсткий и складной лодочный настил

На лодках размером более трёх метров ставится чаще всего жёсткий настил, самый распространённый для надувных лодок. В отличие от реечного он закрывает дно целиком, обеспечивая жёсткость всей конструкции и полную защиту дна ПВХ. Именно такой пайол необходим в лодках с надувным килем, упирающимся с верхней стороны как раз в настил. Лодка с алюминиевым пайолом — цельным и жёстким — может свободно глиссировать на волне.

Складной лодочный настил удобен тем, что быстро вставляется, раскладываясь как книжка. Самое большое преимущество его — цельность конструкции, но должной жёсткости он не обеспечивает. Стингеры, предназначенные для усиления жёсткости надувной лодки, ситуацию эту не исправляют: когда лодка глиссирует, надувной киль рассекает волну и испытывает нагрузку просто ударную, даже надувные баллоны не компенсируют её. Пайол-книжка делает глиссаду на волне затруднительной. Толщина фанеры в таких конструкциях обычно 9 миллиметров. Листы скрепляются алюминиевыми профилями и проклеиваются ПВХ-тканью. Многие рыболовы и охотники изготавливают такой пайол для лодки своими руками.

Что такое слань на лодку и для чего она нужна

Так как статья предназначена не только для опытных рыбаков, но и новичков в водном туризме, то начнем с основ: поведаем зачем нужна слань и что это такое в лодке.

Итак, слань для лодки (она же пайол) – это жесткий настил, используемый для придания достаточной жесткости днищу надувной лодки. Проще говоря, это съемный пол, который собирается и вставляется в кокпит судна (обычно непосредственно перед выходом на воду). Благодаря использованию слани можно комфортно перемещаться по судну и уверенно себя чувствовать при рыбалке стоя.

Но не только комфортным перемещением ограничиваются функции пайола. Эта деталь также обеспечивает лодке дополнительные преимущества, в виде:

Равномерного распределения нагрузки по всему пространству кокпита;
Защиты днища от повреждений при падении на пол колюже-режущих или тяжелых предметов;
Нескользящего покрытия кокпита, что особенно важно для лодок с низкими бортами, заливаемыми водой;
Повышенной устойчивости судна на воде и улучшении ходовых качеств.

Вот сколько пользы несет в себе использование съемного пайола на лодку.

Но не стоит умалчивать и о негативных нюансах лодочного пола, которых к счастью всего два. Во-первых, жесткий настил увеличивает массу судна на 3-4 кг, что для малых одноместных лодок довольно критично, т.к. их показатель грузоподъемности в 100 кг и без того не позволяет разгуляться. А во-вторых, требуется определенное время на сборку и установку слани на лодку.

Как видно, недостатки не столь существенны, поэтому большинство судовладельцев считают использование жестких полов обоснованной и даже необходимой мерой. Но, решив купить съемную слань на лодку, следует тщательно подойти к выбору этого аксессуара. Правильный подбор пола под лодку поможет улучшить эксплуатацию судна и максимально снизить недостатки жесткой конструкции. Поэтому разберем подробнее критерии выбора.

Жёсткий и складной лодочный настил

На лодках размером более трёх метров ставится чаще всего жёсткий настил, самый распространённый для надувных лодок. В отличие от реечного он закрывает дно целиком, обеспечивая жёсткость всей конструкции и полную защиту дна ПВХ. Именно такой пайол необходим в лодках с надувным килем, упирающимся с верхней стороны как раз в настил. Лодка с алюминиевым пайолом – цельным и жёстким – может свободно глиссировать на волне.

Складной лодочный настил удобен тем, что быстро вставляется, раскладываясь как книжка. Самое большое преимущество его – цельность конструкции, но должной жёсткости он не обеспечивает. Стингеры, предназначенные для усиления жёсткости надувной лодки, ситуацию эту не исправляют: когда лодка глиссирует, надувной киль рассекает волну и испытывает нагрузку просто ударную, даже надувные баллоны не компенсируют её. Пайол-книжка делает глиссаду на волне затруднительной. Толщина фанеры в таких конструкциях обычно 9 миллиметров. Листы скрепляются алюминиевыми профилями и проклеиваются ПВХ-тканью. Многие рыболовы и охотники изготавливают такой пайол для лодки своими руками.

Надувной пайол

Этот вид настила, можно сказать, старинный. Однако технологии добрались и сюда: современный пайол надувной лодки (air deck) даже жёсткому настилу ничуть не уступает в удобстве и по качеству. Конечно, отношение к надувному полу должно быть куда более осмотрительным, бережным, что вовсе не обязательно, если под ногами алюминий или морская фанера. Главное – не наступать на крючки и другие острые предметы, чтобы не проткнуть надувной пол. Тем не менее качество современного пола для лодки из ПВХ на весьма высоком уровне: он ногами и любыми тяжёлыми предметами не стирается, защищён от основных механических повреждений. К тому же размеры компактные, если сравнивать с жёстким пайолом.

Лодка весит меньше, но ненамного, поскольку всё это современное укрепление ткани, её повышенная плотность с весом фанеры вполне сопоставима. А большие надувные лодки, которые упаковываются, как и малые, всегда в одну сумку, становятся почти неподъёмными для ручной переноски. Размеры пайолов могут быть разными, скрывать под собой всё днище или только небольшой участок для устойчивости – моделей лодок и пайолов к ним многие тысячи, все чем-то друг от друга отличаются. Но вот мыть цельный надувной пол гораздо более неудобно. Съёмный фанерный пайол можно легко вымыть, просто вынув и опустив в воду отдельно от остальной лодки.

Жесткий пайол со стрингерами

Самый распространенный тип днища. Используется во всех дорогих моделях лодок. Толщина настила уже 12 мм. Листы соединяются с помощью специальных пазов. Алюминиевая окантовка увеличивает площадь соприкосновения. Такой настил намного прочнее, чем пайол с н-образным профилем или пайол книжка. Жесткий пайол в сочетании со стрингерами делает ПВХ лодку практически монолитной конструкцией. Даже сильные удары волны не в силах сбить надувную лодку с глиссирования.

Для достижения максимального эффекта транец должен быть специально укреплен. Это обеспечит не только жесткость ПВХ лодки, но и снизит нагрузку на транец, распределив ее по днищу. Данный пайол так же в некоторых моделях укрепляют алюминием в месте присоединения стрингеров. Алюминиевое крепление пайола к стрингерам защищают края фанеры от повреждений.

Не смотря на все преимущества стрингера, которые обеспечивают жесткость являются слабым местом надувной лодки. Днище из ПВХ наиболее подвержено трению в местах, где выпирают стрингера. Поэтому производители укрепляют эти места дополнительным слоем ткани.

Какое дно лучше для лодки ПВХ?

Надувное днище

Такое днище влияет на ходовые качества. Представляет собой специальный моноблок, иногда с разными частями по размеру. Мягкое и удобное. Воздушная прослойка, находящаяся внутри, служит защитой от затопления лодки.

Такое днище не защищено от случайных проколов, а ремонт бывает очень затруднительным и проблематичным. Днище рекомендуется также покрывать дополнительными ковриками с нескользящим эффектом.

Главные преимущества:

  • Малые весовые показатели;
  • Удобство и простота в использовании;
  • Высокая грузоподъемность;
  • Легкая сушка и мытье;
  • Днище служит аварийным отсеком.

Недостатки:

  • Небольшая жесткость;
  • При попадании воды становится очень скользким;
  • Неудобство в транспортировке;
  • Стоимость выше, чем пайота.

Жесткое днище

Здесь существует 2 разновидности – это реечный настил и слань одиночная. Реечный настил обладает достаточной жесткостью, но имеет промежутки между рейками, что в процессе рыбалки может сказаться на комфорте рыболова (нога может провалиться между рейками).

Выполняется он из качественной жесткой фанеры. При этом толщину фанеры изготавливают в 5-6 миллиметров. Также существует в продаже так называемый жесткий складной пайол.

Он выпускается в нескольких вариациях:

  1. Пол-книжка. Такой вариант устанавливается на пол лодки, а материалом служит влагостойкая фанера. Он также имеет несколько реек, но здесь они склеены с помощью прочного материала из ПВХ. Толщина материала от 6 до 9 миллиметров. Является самым бюджетным вариантом.
  2. Н-образный профиль. Такой пол представляет собой конструкцию из фанерных реек, скрепленных вставками из алюминиевого профиля. Главным его преимуществом является высокая долговечность. Недостатком является неудобная форма. Толщина – 9 миллиметров
  3. Пол со стрингерами. Конструкция, детали которой могут быть выполнены из алюминия или фанеры. Приобретается для моделей лодок длиной более 3 метров. Толщина материала 12 миллиметров. Отличается большой прочностью и долговечностью, имеет определенный срок службы от производителя (зависит от страны производителя). Конструкция является сборной.

У данного вида дна имеются преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Удобная транспортировка (дно легко складывается и раскладывается);
  • Удобство в использовании, а также обеспечение полезного пространства внутри лодки;
  • Устойчивость и долговечность.

Недостатки:

  • Наличие вибрации при сильных волнах;
  • Неудобная мойка и сушка;
  • Большой вес.

Что такое слань на лодку и для чего она нужна

Так как статья предназначена не только для опытных рыбаков, но и новичков в водном туризме, то начнем с основ: поведаем зачем нужна слань и что это такое в лодке.

Итак, слань для лодки (она же пайол) – это жесткий настил, используемый для придания достаточной жесткости днищу надувной лодки. Проще говоря, это съемный пол, который собирается и вставляется в кокпит судна (обычно непосредственно перед выходом на воду). Благодаря использованию слани можно комфортно перемещаться по судну и уверенно себя чувствовать при рыбалке стоя.

Но не только комфортным перемещением ограничиваются функции пайола. Эта деталь также обеспечивает лодке дополнительные преимущества, в виде:

Равномерного распределения нагрузки по всему пространству кокпита;
Защиты днища от повреждений при падении на пол колюже-режущих или тяжелых предметов;
Нескользящего покрытия кокпита, что особенно важно для лодок с низкими бортами, заливаемыми водой;
Повышенной устойчивости судна на воде и улучшении ходовых качеств.

Вот сколько пользы несет в себе использование съемного пайола на лодку.

Но не стоит умалчивать и о негативных нюансах лодочного пола, которых к счастью всего два. Во-первых, жесткий настил увеличивает массу судна на 3-4 кг, что для малых одноместных лодок довольно критично, т.к. их показатель грузоподъемности в 100 кг и без того не позволяет разгуляться. А во-вторых, требуется определенное время на сборку и установку слани на лодку.

Как видно, недостатки не столь существенны, поэтому большинство судовладельцев считают использование жестких полов обоснованной и даже необходимой мерой. Но, решив купить съемную слань на лодку, следует тщательно подойти к выбору этого аксессуара. Правильный подбор пола под лодку поможет улучшить эксплуатацию судна и максимально снизить недостатки жесткой конструкции. Поэтому разберем подробнее критерии выбора.

Преимущества и недостатки резиновых полов

Сфера применения резины в качестве напольного материала очень широка. Это объясняется ее положительными качествами, такими как стойкость к износу, механическим, химическим и атмосферным воздействиям.

Резиновое покрытие для пола бывает разных форм и видов. Однако в целом его отличают такие достоинства:

  • Высокий уровень прочности и долговечность. Резиновое покрытие не ломается, не рвется, не крошится, не стирается. Ему не страшны прямые солнечные лучи и перепады температур.

Резина не боится влаги и не подвержена гниению. Также в этом материале не заведутся грызуны, насекомые, прочие вредители.

Легкость в уходе. Резиновое покрытие легко мыть обычной водой, особенно с использованием большого напора.

Резина не требует дополнительной обработки. Вам не придется покрывать такой пол ни декоративными материалами, ни защитными средствами.

Материал не дает усадки. После монтажа и в процессе эксплуатации пол сохранит свою толщину и размер.

Устойчивость перед огнем. Поверхность такого материала не испортится от упавшей сигареты или спички.

Высокий уровень упругости. Это качество обеспечивает комфорт при беге, ходьбе, смягчает удар при падении.

Слань (жесткий пол) для надувной лодки своими руками (наш вариант)

Хорошие шумоизоляционные и антивибрационные свойства.

Отличная устойчивость перед химикатами. При кратковременном воздействии резиновый пол не испортится под влиянием керосина, бензина, масла, моющих средств, растворителей, кислот и щелочей.

Антистатичные свойства. Резина не проводит ток, поэтому можно не опасаться ощутимых человеком разрядов.

Поверхность нескользкая. Это снижает риск получения травмы на влажном покрытии.

Легкость монтажа, демонтажа и ремонта. Большинство разновидностей резиновых материалов можно уложить без привлечения профессионалов и использования специальной техники. Если речь идет о модульном покрытии или резиновой крошке, то заменить поврежденный участок не составит труда.

Экологичность. Резина нетоксична, не выделяет вредных соединений в воздух. А ее долговечность позволяет не истощать природные ресурсы и снизить объемы отходов.

Резиновый пол можно встретить в гаражах, автомастерских, цехах, автомойках, складах, на детских, спортивных площадках. Игрокам и детям на таких площадках удобней и проще осуществлять спортивную или любую активную деятельность. Амортизационные свойства резины помогают существенно снизить нагрузку на позвоночник и конечности. Также она используется в качестве покрытия садовых дорожек, крыльца и террас, поскольку не «боится» атмосферного воздействия.

Минусов у резинового пола не так много. Во-первых, некоторые разновидности покрытия могут иметь достаточно высокую стоимость. Во-вторых, несмотря на свою устойчивость перед огнем, резина способна гореть. Правда, поджечь ее непросто: в открытом источнике она воспламенится, но упавшая спичка или сигарета для резинового пола не представляют опасности.

Что нужно знать

Для того чтобы собрать лодку с пайолами, достаточно получаса. Чуть больше времени необходимо для очищения и разбора конструкции после эксплуатации. Здесь надувное дно низкого давления отличается заметным превосходством – на все работы требуется намного меньше времени. Но для такого варианта необходимо приобрести электронасос, так как подкачка ручным приспособлением является не самым лучшим занятием.

Аирдек начинает выгибаться при превышении нагрузки и скоростной отметки в 30 км/ч, это снижает характеристики. Не рекомендуется использовать четырехтактные моторы и превышать предел мощности двигателя. Дно таких лодок отличается достаточной жесткостью, позволяющей уверенно стоять на нем. Естественно, любые варианты, выполненные из резины, должны дополнительно укрываться светлым материалом, к примеру ковролином, для снижения воздействия солнечных лучей, падения ножей и других острых предметов.

Резиновые лодки с надувным дном низкого давления в большинстве случаев невозможно отремонтировать. То есть если на дне нарушится даже несколько соединений, обеспечивающих связь нижней и верхней частей, оно потеряет форму. И это с учетом того, что данная часть является неотъемлемой и не может быть заменена, как, к примеру, аирдек, вместо которого часто используется пайол из алюминия или фанеры. Не стоит забывать про данное свойство и оставлять плавательное средство на палубе или берегу.

Достоинства

Лодки с надувным дном низкого давления “Флагман” характеризуются незаметными ударами о волны, возникающими в процессе движения. Это улучшает управление и увеличивает комфорт использования судна. Также они быстро разбираются и собираются. Для очистки загрязненных поверхностей достаточно налить 20-30 литров воды в кокпит, из которого она вытечет через клапаны. Помимо этого стоит отметить ряд других преимуществ:

  • дно имеет достаточный уровень теплоизоляции, что актуально для людей, увлекающихся длительной рыбалкой, плотная поверхность позволяет даже удобно разместиться в горизонтальном положении;
  • килеватость плавсредства существенно повышается за счет баллонов, которые располагаются выше дна;
  • дополнительные воздушные отсеки обеспечивают устойчивость и возможность увеличения перевозимого груза;
  • внутренние борта менее подвержены истиранию.

Недорогие лодки

Малоразмерные лодки часто продают вообще без настила – такова базовая комплектация. На полу в них просто слой ПВХ, приклеенный к “бублику” на бортах. Стоять в таких лодках невозможно. Крайне неудобно и то, что все острые предметы в снаряжении должны использоваться исключительно внимательно, поскольку дно легко повреждается.

Даже тем, кто рыбачит на небольших водоёмах, ходить на такой лодке небезопасно. Удобно лишь то, что малая лодка из ПВХ легко упаковывается в заплечный рюкзак и её можно перенести на спине куда угодно. Без настила она становится, естественно, не такой тяжёлой. Таким образом рыбаку будут доступны самые удалённые водоёмы, куда нужно добираться по бездорожью, через леса, но зато там рыба непуганая.

К истории вопроса

Производство надувной резиновой лодки «Нырок» началось на одном из предприятий Ярославля в 1972 году. Конструкция из двух сопряженных U-образных баллонов оказалась настолько удачной, что за без малого 40 лет в нее не вносилось принципиальных изменений. «Нырок» стал своего рода рыболовным автоматом Калашникова: совершенствовать его некуда, ибо достигнут идеал простоты и надежности. И, как на базе знаменитого АК было создано еще много всего автоматического и стреляющего, так и классический ярославский «бублик» разошелся в многочисленных, косметически модернизированных вариантах. Надувное дно, одно-, двух-, трехместные модели, поворотные уключины, деревянные сидения, конструкция из 3 отсеков, разные торговые названия, но в своей основе любой представитель семейства оставался все тем же «Нырком».

Рыболовы и туристы полюбили эту лодку, пришлась она по вкусу и охотникам, которые не зубоскалили насчет ее названия, зная, что нырок — это утка. Плюсы «Нырка» налицо — компактность (укладывается в небольшой рюкзак), ремонтопригодная (зашивается и клеится даже без вулканизации), невысокая цена по сравнению с аналогами из ПВХ, хорошие гребные свойства и «неубиваемость»: моему первому «Нырку» модели «41» уже 13 лет, а он жив-здоров и весной этого года бодро прошел сплав по каменистой речке.

Однако имеются у лодки и недостатки. Во-первых, она относительно тяжела: три слоя — резина, ткань, резина; деревянные весла и скамейки весьма ощутимо оттянут плечи путнику, отправившемуся на рыбалку на удаленный водоем. Резина в отличие от ПВХ тянется, даже будучи проклеена тканью, поэтому необходимо контролировать давление в баллонах. Известно много случаев, когда перекаченные отсеки взрывались в жаркий солнечный день.

Жалуются рыболовы и на воздействие на резину бензина и масла. Мне трудно что-то сказать по этому поводу, поскольку по идее «Нырок» и бензин встречаться не должны. Мотор, даже маленький, лодке не нужен, а там, где река загрязнена топливом, нет рыбы, дичи и неинтересен сплав.

Главный, на мой взгляд, минус лодки семейства «Нырок» — невозможность полноценной ловли с нее спиннингом, которая предполагает стоячее положение рыболова. Сидя даже на жесткой скамейке, по-настоящему ловить можно только на дорожку. Оценка дистанции, правильный заброс, ступенчатая проводка, джеркинг, вываживание, подсачивание — эти и многие другие операции рыболов лучше делать стоя. Мягкое, пружинящее днище лодки (простое или надувное — без разницы) не дает возможности встать в полный рост.

Однако этот недостаток, в отличие от перечисленных выше, технически устраним. Лодке необходимо вставное жесткое днище, точнее сказать — палуба. Ее изготовлением я и решил заняться, причем предлагаю читателям не итоговое сухое техническое руководство по сборке, а возможность следовать за мной «в реальном времени» и следить за каждым шагом работы, среди которых будет и пара ошибок.

Лак

Далее нужно обработать боковые стыки и углы фанеры, закруглить все торцы, прилегающие к лодке и состыковывающиеся, а затем склеивающиеся тканью ПВХ, сделать все углы по радиусу. Ни одной острой кромки или угла оставаться не должно, потому что легко повредить ткань самой лодки, поэтому нужно обработать все края мелкой наждачной бумагой или шкуркой на ткани.

Затем фанера обрабатывается без пропусков со всех сторон лаком. Несколько суток длится высыхание, после чего для лучшей адгезии поверхность снова зачищается со всех сторон, убираются потёки и прочие недостатки. Второе покрытие делается уже начисто. Двух слоёв вполне достаточно. Можно сделать пайол окрашенным, но нужно иметь в виду, что светлый менее притягивает солнце, не так жарко будет. Ещё несколько дней лак будет сохнуть, после чего уже можно приступать к склейке фанерных листов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий