Под мотором
Транец сконструирован под ПМ со стандартной ногой 38 см и мощностью от 12 до 30 сил. Причем строение рецесса позволяет установить одновременно два двигателя. Спарка дает преимущество в скорости и выносливости.
Еще один приятный момент — крепость транца просто превосходная. Для разрешенного количества сил данный элемент конструкции долговечен и чрезвычайно прочен. В случае установки агрегата помощнее необходимо укрепить подмоторную часть. Но прибавка 10—20 л. с. заставляет катер просто летать. Чтоб определиться с мощностью, можно, например, смотреть видео «Лодка «Ока» мотор 50 сил» или другие ролики ( Видео «Ока» с мотором от Yamaha r 1″). Есть ДУ поворотом ПМ.
Достоинства
- Простота конструкции и внутреннего обустройства кокпита привела к ощутимому удешевлению ее производства. Стоимость готового изделия вполне доступна для среднего потребителя. Минимальная оснастка и простая система управления позволяют справиться с этим судном даже новичку
- Обладатели глиссера отмечают, что он недорогой в обслуживании. В регулярное ТО входит стандартный набор: устранение коррозии, подтягивание заклепок, покраска и проверка ПМ. Отсутствие современных наворотов у катера, чаще всего использующегося для коротких поездок на рыбалку, некритично. Тут уже дело вкуса
- Ходовые характеристики — самое сильное качество. Благодаря легкости, маневренности и хорошей управляемости плавсредство отлично глиссирует. Мягко идет по волне. По отзывам, в данный режим входит с количеством пассажиров от 1 до 5 на борту, причем почти со всеми двигателями. Мореходность находится также на достойном уровне, послушно ведет себя на волне
- Остойчивость достигается из–за санных обводов в носу, некой «тупоносости» в сочетании с маленькой килеватостью. Такую моторку сложно накренить до опасного уровня
- Сравнительно небольшой вес нравится судовладельцам тем, что для транспортировки и выгрузки 140–килограммового бота можно обойтись, как минимум, командой из 2 человек
- Планировка салона считается удачной. Хотя в ней нет множества удобств, все необходимое имеется в наличии. Место под пайолами можно приспособить для размещения инструментов или других вещей. Благодаря этому дополнительному багажному отсеку кокпит не завален грузом и кладью
- Пользователям нравится то, что судно располагает достаточной мощностью с разными ПМ в диапазоне от 15 до 30 л. с., не скоростное, но имеет неплохую грузоподъемность
- Рецесс у мотосудна простирается во всю ширину корпуса, что позволяет переоборудовать его под 2 мотора, соответственно, усилив и адаптировав для новых условий. Эта часть глиссера самая долговечная и «неубиваемая»
Внешний вид и особенности конструкции
Материалом конструкции служит дюралюминиевый сплав: легкий, надежный и наиболее распространенный в авиационной сфере. Детали собраны способом заклепывания, оксидированы, грунтованы, а также покрыты специальными эмалями ПФ–115.
Днище подкреплено 3 флорами и 5 шпангоутами изнутри, шестью уголками–отбойниками с наружной стороны. Килеватость дна у изделий 69—71 гг ближе к транцу не превышает 6 градусов, в то время, как на миделе ее показатель достигает 15. В бортах наблюдается практически незаметный развал в стороны. В районе перехода от носовой части к кокпиту катер обладает выпуклыми формами.
По бокам расположены 4 зиги (по 2 с каждого бока), а на форпике 6. Жесткость бортовой обшивки обеспечивает выштампованный гофр, идущий по периметру плавсредства. Скула повторяет очертания киля. Обводы носа притуплены. Обшивка транца, палубы и дна — 1,5 мм, а силового набора и бортов — 1 мм. Грузоподъемность на уровне “Крыма” или “Оби” — 400 кг.
Нос запалубленый, не имеет люка. Под ним находится багажное отделение, не отгороженное переборкой от пассажирской секции. Там же уложен пенопластовый запас плавучести. Параметры кокпита 2,05х1,11 м. Для защиты от брызг и ветра на форпике монтировано 5–миллиметровое ветровое стекло в рамке из алюминиевого профиля. Данный элемент не доходит до бортов и защищает чуть больше половины палубы.
Размещение 4 обитателей моторки происходит по принципу: 2 впереди и 2 сзади. Кресла нестационарные, сделанные из дерева и фанеры, обитые поропластом и кожзамом. Пол в салоне застелен реечными сланями 13х38 мм, покрытыми олифой. В бортах есть карманы для снаряжения.
Транец предназначен для одного ПМ до 30 сил. Отделен от салона переборкой, перед которой, за задними сиденьями, находится топливный бак. Высота стандартная — 38 см.Технические характеристики модели “Ока–4” имеют не слишком ощутимые отличия в размерениях, но основные качества остались такими же.
Видео лодки Ока 4:
https://www.youtube.com/watch?v=8osGZTwr59oVideo can’t be loaded: Тюнинг лодки Оки 4 (https://www.youtube.com/watch?v=8osGZTwr59o)
Какими были главные изменения?
- Угол наклона на миделе возрос до 14°. Это гораздо улучшило глиссирующие и ходовые качества
- Усовершенствованная обстановка обитаемого пространства: его площадь увеличилась до 2,12х1,34 м, появился задний диван с рундуком, лобовое стекло приобрело традиционный размер и вид, появилось больше мест для хранения вещей и снаряжения
- Обшивка стала толще — 2 мм. Отличное решение разработчиков, учитывающих жалобы покупателей на слабое днище
- Количество гидрошайб уменьшилось до 4
- В связи с расширением комплектации вес с оборудованием и снаряжением стал 190 кг, но “чистая” масса составляет 97 кг
Как подобрать подходящую лодку?
Здесь все зависит от ваших целей и приоритетов.
Если вы в основном рыбачите или охотитесь в одиночку на не очень небольших водоемах с маленьким течением или отсутствием такового, то вполне подходящим вариантом будет одноместная лодочка, укомплектованная гребками такая как: Ельга-1, Чиж-1 или Колибри.
Там, где придется много грести, нужны резиновые плавсредства с уключинами и веслами, подходящие также для водных прогулок это: Лемеза-1 и Корсар-11. Для выезда на рыбалку с напарником или компанией потребуется лодка соответственной вместительности и грузоподъемности: Уфимка-22 или Айгуль-21.
Спиннингистам комфортней будет на лодках с жестким дном из фанеры или пенополиэтилена, дающих больше устойчивости при забросе приманки: Омега-2 сл п или Уфимка-22 сл ф.
Для ловли хищника неплохо иметь плавсредство с мотором, так как при поиске стоянки щуки приходится много перемещаться, здесь подойдет Толпар-3П.
Возможно вам будет интересно узнать о том, какой клей использовать для ремонта резиновой лодки?
Ходовые качества и непотопляемость
Описание “Оки” всегда начинается с ее великолепных ходовых характеристик. Форма обводов и днища создают высокую остойчивость, что позволяет легко всходить на борт и обеспечивает безопасность пассажиров. Наличие реданов, килеватости и хорошая совместимость судна почти со всеми ПМ дают превосходный эффект. Вывести дюральку в глиссаду достаточно легко. При работе “Ветерка–12” с одним человеком глиссирование происходит на полном газу и дальше стабильно идет с 3/4 газа. Большая мощность ускоряет выход в глисс. По отзывам форумчан, спарка двигателей позволяет достигать глиссады даже с пятью пассажирами.
К достоинствам представителей серии относится устойчивость на курсе и хорошее поведение на волне. Благодаря этому буксировка воднолыжников происходит без проблем. С 23–сильным “Нептуном” скорость держится в районе 40—45 км/ч. Маневренность приятная, на резких поворотах мотобот не имеет склонности к переворачиванию. Увидеть наглядно поведение катера на видео можно в интернете, где есть множество роликов, выложенных владельцами глиссеров.
Касаемо непотопляемости нареканий у окаводов замечено не было. В соответствии с тенденциями своего времени функцию запаса плавучести выполняют блоки пенопласта, уложенные в форпике и в районе рецесса. Полностью залитая водой моторка с пятидесятьюкилограммовым мотором остается на плаву практически горизонтально. Люди, находясь в воде рядом с ней, могут использовать ее в качестве спасательного средства.
Тюнинг и ремонт
Так как выпускница 1969 года была оборудована по–спартански, вполне естественными стали повсеместные доработки и перестройки.
Тюнинг серийных модификаций своими руками заключается чаще всего в следующем перечне операций:
обустройство топливного бака на версиях “4” и “1” было чрезвычайно необходимо. Самым подходящим местом для хранения горючего оказалось место под пайолами: килеватое дно создает объем для парочки канистр
неудобство доставляло короткое стекло на лодках “4” и “1”, провоцирующее нещадное забрызгивание на ходу. Ветрозащита заменяется на полномерную, с более удобной высотой. Не лишней будет калитка посредине для того, чтоб комфортно сходить на берег или подниматься на палубу
старые тенты на моторку “4” благополучно разлезлись и стали непригодны за все года использования. А у “1” вместо тента был чехол на салон и обладатели мотосудна желали большего. В периодике есть материалы и схемы для пошива защитных накидок для тех, кто хочет самостоятельно сшить тент. Как альтернативный вариант, существуют фирмы, специализирующиеся в этой сфере
со сланями на лодку “Ока–4” и “1” та же история: длительное использование редко какие покрытия оставили в хорошем состоянии на сегодняшний день. Чаще всего пол застилают сплошными пайолами, иногда с люком в пространство под ними
В этом случае важно не утяжелить сильно корпус моторки, выбирая материал полегче, но прочный и надежный
установка коммандера на мотобот всегда улучшает возможности управления и дает значительные преимущества
покраска камуфляжной расцветкой встречается нередко. Это легко объяснить: окрас практичный, загрязнений не видно, в прибрежных зарослях легко спрятаться
К тому же, в случае появления царапин легко подкрасить любым подходящим цветом. Причем достаточно маленькой 200–граммовой банки
В завершение
Сложно представить, что «Ока» может выступать в качестве вездехода. Тем не менее смекалка и находчивость позволяют сотворить из этой «малышки» настоящего покорителя бездорожья. Полноценные внедорожники российского производства, не говоря уже о грандах зарубежного изготовления, стоят очень дорого. Переделка «малолитражки» в вездеход также требует немалых затрат. Однако многие потребители уверены, что «игра стоит свеч». Во-первых, трансформацию можно проводить поэтапно. Во-вторых, без проблем можно найти запасные части, а также использовать подручные средства и детали от нерабочих автомобилей.
Среди самых популярных самодельных версий вездеходной «Оки» о. В их основе лежат пневматические колеса низкого давления. Оригинальностью отличаются модели на гусеничном ходу, которые отлично подходят для заснеженных и песчаных территорий.
Источник
История и цели создания
Серия «Ока» появилась на полках домашних магазинов в 1969 году благодаря усилиям ЦКБ Горького. Одним из дизайнеров коллектива был В.К. Анкудинов. Самолетный завод занимался производством. Орджоникидзе, расположенный в городе Горький.
Из-за того, что продукция быстро выходила из строя, серия просуществовала всего пару лет. Из-за безжалостно заржавевших корпусов первая модель сегодня очень редка, так как до наших дней сохранилось несколько экземпляров.
В последующие 3 года завод выпустил вторую и третью модификации, последняя появилась в магазинах в 1972 году и предназначалась для рек с малой бурностью.
В 1973 году разработчики порадовали поклонников значительно улучшенным новым вариантом «4». У него не было проблем с предшественником, он немного изменил свою конструкцию с точки зрения непроходимости, а также стал более надежным благодаря использованию более толстого металла.
Тюнинг и ремонт
Так как выпускница 1969 года была оборудована по–спартански, вполне естественными стали повсеместные доработки и перестройки.
Тюнинг серийных модификаций своими руками заключается чаще всего в следующем перечне операций:
обустройство топливного бака на версиях «4» и «1» было чрезвычайно необходимо. Самым подходящим местом для хранения горючего оказалось место под пайолами: килеватое дно создает объем для парочки канистр
неудобство доставляло короткое стекло на лодках «4» и «1», провоцирующее нещадное забрызгивание на ходу. Ветрозащита заменяется на полномерную, с более удобной высотой. Не лишней будет калитка посредине для того, чтоб комфортно сходить на берег или подниматься на палубу
старые тенты на моторку «4» благополучно разлезлись и стали непригодны за все года использования. А у «1» вместо тента был чехол на салон и обладатели мотосудна желали большего. В периодике есть материалы и схемы для пошива защитных накидок для тех, кто хочет самостоятельно сшить тент. Как альтернативный вариант, существуют фирмы, специализирующиеся в этой сфере
со сланями на лодку «Ока–4» и «1» та же история: длительное использование редко какие покрытия оставили в хорошем состоянии на сегодняшний день. Чаще всего пол застилают сплошными пайолами, иногда с люком в пространство под ними
В этом случае важно не утяжелить сильно корпус моторки, выбирая материал полегче, но прочный и надежный
установка коммандера на мотобот всегда улучшает возможности управления и дает значительные преимущества
покраска камуфляжной расцветкой встречается нередко. Это легко объяснить: окрас практичный, загрязнений не видно, в прибрежных зарослях легко спрятаться
К тому же, в случае появления царапин легко подкрасить любым подходящим цветом. Причем достаточно маленькой 200–граммовой банки
Недостатки
- Самый неприятный фактор — подверженность дна и реданов коррозии. Наиболее слабым оказался продольный набор: место перехода форштевня в киль, в котором сходятся 5 алюминиевых панелей, страдает больше всего. Реданы отламываются и трескаются. Первая модификация из–за обилия жалоб выпускалась всего год или два и была снята с производства. Поэтому эта модель встречается очень редко и уход за ней должен быть более тщательным и регулярным
- Забрызгивание досаждает капитанам чаще всего при движении по встречной волне. При сильном волнении также появляется данная проблема. Управлять с румпеля мокрым с ног до головы явно неприятно. Проблема заключается в реданах из углобульбового профиля, направляюших раздробленные струи воды вперед. Ветровое стекло, в то же время, маленькое, неудобное и не защищает обитателей судна. К нему конструкторы не приделали боковины
- Весла, входящие в комплект при покупке, были короткими, слабыми и даже не крепились при помощи уключин. Работать ими было практически невозможно, что снижало уровень безопасности при поездке
- Багажное место находилось в форпике. Но переборка, которая хотя бы защитила его содержимое от брызг, отсутствовала. Отсеки под сиденьями обладали малой вместимостью
- Отделов для горючего у четвертой версии не было. У первой топливный бак не вмещал достаточное количество горючего. Для устранения этого недостатка приходилось несколько тюнинговать плавсредство
Лодки и ПЛМ
Конструктор ЦКБ — по судам на подводных крыльях Катер «Ока-4» изготовлен Горьковским авиационным заводом им. Орджоникидзе. Ока родилась в агонии. Первоначальные прототипы имели угол килеватости ниже транца 6 ° и толщину обшивки 1,5 мм. При скольжении на волнах прочность корпуса была недостаточной. С другой стороны, четвертый вариант лодки был уже полностью «доработан», получил килеватость 14 ° и более толстую обшивку, что решило проблему прочности. Корпус лодки выполнен из дюралюминия Д16АТ клепаной конструкции. Толщина внешней оболочки 2 мм. Непотопляемость гарантируют кормовой и носовой поплавки из пенопласта. Лодка оборудована съемным складным тентом и рулевой рубкой, лобовым стеклом и мягкими диванами, под которыми расположены большие рундуки. Под носовой частью есть место для багажа, защищенное от воды. Подмоторная ниша (углубление) имеет такие размеры и форму, что в ней свободно размещаются два стандартных топливных бака подвесных двигателей. Размеры кабины — 2,12х1,34 м. Значительный отрыв днища обеспечивает «Оке-4» достаточные мореходные качества при плавании по крупным рекам и в прибрежной зоне водоемов и морей. Для стабильного скольжения при полной нагрузке Oke-4 требуется двигатель мощностью 25 л.с., а при нагрузке 300 кг достаточно двигателя Vortex мощностью 20 л.с.
Было выпущено сразу три модификации лодки: 1. В описанной выше комплектации, масса — 190 кг, цена 685 руб .; 2. С жесткими сиденьями, аналогичными по конструкции мягким, вес — 171 кг, цена 640 руб .; 3. С жесткими банками без спинки, без тента и пульта, вес — 152 кг, цена 570 руб. Модификации лодки с неполной комплектацией весили и стоили намного меньше, что позволяло покупателю выбирать лодку в соответствии с собственными потребностями и возможностями. Значительный клиренс дна обеспечивает «Оке-4» достаточную мореходность при плавании по крупным рекам и в прибрежной зоне водоемов и морей. Для стабильного скольжения при полной нагрузке Оке-4 нужен двигатель мощностью 25 л.с., а при нагрузке 300 кг достаточно двигателя мощностью 20 л.с.
Основные данные катера «Ока-4»: Длина максимальная, …………………………………… 4,25 м Ширина максимальная, ……………………………… …… …… …………………………………………………………………………………… 1,48 м на миделе, ……………… ………… 0,71 м, угол нижней килеватости на транце ………………. 14 ° Вес с оборудованием и припасами, …… .. 190 кг Грузоподъемность, …………………………………… 400 кг Пассажировместимость, …………………………… 4 человека. Мощность подвесного мотора,… .. 30 л.с. Скорость под двигателем Вихрь-М (25 л.с.) при полной нагрузке, ……………………………. 30,4 км / ч с водителем, …………………………… 41,4 км / ч
Преимущества
Рассматриваемое плавательное судно может эксплуатироваться с навесным двигателем «Нептун-23». Этого вполне достаточно для нормального глиссирования с экипажем в четыре человека и недельным запасом провианта. Хорошая мореходность, которую показала моторная лодка «Ока-4», позволяет преодолевать волнение на воде до двух метров. Если сравнить судно с похожей по классу «Казанкой-2», последняя уступает практически по всем параметрам.
Четвертая «Ока» имеет весьма удачную планировку, вместительные рундуки, прочное днище и удобные сидения. Решетчатые пайолы состоят из деревянных компактных секций, что позволяет их с легкостью демонтировать, увеличивая пространство для хранения грузов без потери килеватости.
При желании можно установить дополнительные металлические емкости для запаса горючего. Это позволяет преодолевать значительные дистанции без специальной дозаправки. Плоскодонный рецесс размещен меду бортами, два стандартных бензобака вмещают по 20 литров топлива. При этом запах бензина не ощущается в кокпите благодаря особенностям конструкции лодки. Вещи, особо подверженные воздействию влаги, размещаются под носовой палубой, а снаряжение и инструменты расположены максимально удобно, не занимают полезное место в кокпите.
Недостатки лодки “Ока-4”
Главный недостаток “Оки-4” – подверженность сильной коррозии элементов продольного набора. Листы обшивки и штампованный поперечный набор отлично противостояли коррозии, но вот планширь, стрингеры, продольные реданы и рамки крышек и спинок сидений корродировали нещадно. Эти детали были нарезаны из стандартного углобульбового профиля, причём корродировали они не с поверхности, вглубь. Дюраль расслаивался, как промокшая фанера, причём этот процесс протекал с пугающей быстротой.
Рамки крышек сидений приходилось постоянно зачищать от продуктов коррозии и подкрашивать, однако они продолжали расслаиваться вновь и вновь, засыпая серым порошком окислов вещи, перевозимые в рундуках под сидениями. Дольше всего “держались” внутренние стрингеры (к большому счастью, так как внутри лодки заниматься зачисткой и заменой стрингеров было бы крайне неудобно), но и они в конце концов начали расслаиваться.
Самое странное в этой истории с коррозией было то, что на многих других лодках детали из уголкового профиля той же марки дюраля Д16Т превосходно служили много лет без каких-либо повреждений.
Главный недостаток “Оки-4” – подверженность сильной коррозии элементов продольного набора
Видимо, материал разных заводов-изготовителей имел различия в составе или качестве антикоррозионной обработки, которые и сказывались при эксплуатации в морской воде. Конечно, можно было бы полностью заменить дюралевые уголки набора на профили аналогичного размера из АМг, но мы так и не смогли достать этот материал, да и работа предстояла бы весьма трудоёмкая.
Другой недостаток “Оки-4” – сильная забрызгиваемость при ходе на встречных курсах к волне. С целью упрощения технологии роль продольных реданов на “Оке” играли приклёпанные снаружи на днище углобульбовые дюралевые профили.
Возможно, с точки зрения гидродинамики такое решение и было неплохим (по крайней мере, “Ока-4” была более скоростной лодкой, чем практически аналогичный по обводам “Днепр”, реданов не имевший). Но в носовой надводной части днища эти уголки, призванные отбивать брызги вниз, со своей задачей не справлялись.
Понимая, что переделка реданов и брызгоотбойников будет сопряжена с большим объёмом экспериментальных работ и неизбежных переделок, мы были вынуждены мириться с забрызгиванием.
Ветровое стекло “Оки-4” не имело треугольных боковин, из-за чего один из сидящих на переднем сиденье людей (в зависимости от курса по отношению к ветру) тоже забрызгивался водой. Поставить самостоятельно боковины мешала дефицитность оргстекла и сложность изготовления дополнительных швартовных уток, которые при этом обязательно бы потребовались (в штатном варианте для закладки швартовов использовались литые ручки-кницы, подкрепляющие стекло – см. рисунок).
Некоторые недостатки всё же имела и планировка кокпита лодки: водителю, чтобы подойти к мотору, приходилось перешагивать через поперечное переднее сиденье. Процедура раскладки сидений для ночлега предусматривала сложную перекладку крышек и спинок и потому была несколько утомительной.
Опыт эксплуатации “Оки-4” в морских условиях
Значительная килеватость днища обеспечивает «Оке-4» достаточную мореходность при плавании по большим рекам и в прибрежной зоне водохранилищ и морей
“Ока-4” была первой лодкой моего отца, ну и моей, разумеется. Лодка эксплуатировалась в заливе Петра Великого 16 лет (см. фотогалерею), поэтому её мореходные и эксплуатационные качества мною наиболее изучены. Прежде отец имел некоторый опыт путешествий с друзьями на мотолодке “Казанка-2М”, которая при всех своих положительных качествах обладает неприятной рыскливостью на попутном волнении.
Исходя из полученного опыта и почерпнутых в журнале “Катера и Яхты” теоретических знаний он пришёл к выводу о наибольшей пригодности для прибрежных морских путешествий сбалансированных обводов “моногедрон” с повышенной килеватостью. В то же время лодка должна была быть достаточно лёгкой, чтобы можно было силами экипажа вытаскивать её на необорудованные берега островов в случае необходимости переждать шторм.
В те времена две лодки имели такие обводы – “Днепр” и “Ока-4”, и отец отправился на склад “Спорткультторга”, чтобы на месте сделать окончательный выбор.
Похлопав ладонью по днищу “Днепра”, отец обнаружил,что тонкий металл пружинит, как дно консервной банки. Будучи сам кораблестроителем-конструктором, он понял, что это не сулит ничего хорошего. Днище же “Оки-4”, напротив, было весьма прочным и отлично “держало удар”.
Однако уже начиналось лето, а поставок лодок 1 модификации до конца года не ожидалось. Пришлось купить лодку с жёсткими сидениями, а мягкие подушки из дерматина и поролона заказать в спецмастерской отдельно. В результате получилось даже лучше, так как эти подушки можно было легко перенести из лодки в палатку или вообще не брать, например, на рыбалку.
Цены
Купить на “Авито” б/у лодку “Ока–4” либо ее первую вариацию можно по разнообразным ценам. Пустой каркас четверки без оборудования и двигателя можно приобрести от 27–35 тысяч рублей. Более сохранившиеся и ухоженные модели стоят от 100 т. р. до 550, в зависимости от произведенного тюнинга. “1” доступней, ее стоимость колеблется в пределах 22—85 т. р. без ПМ.
Чем хороша продажа катера на Авито и других сайтах? Тем, что можно попросить у продавца видео или фото товара, а также подробней познакомиться с внешним видом судна. Например, если хочется посмотреть, как выглядят родные пайолы “Оки–4”, фотографии будут красноречивей слов.