Достоинства
- Первый основополагающий фактор в пользу выбора данной марки — невысокая стоимость.Изготовители стремились к максимальному распространению модели по всевозможным общественным кружкам, станциям и прочим спортивно-развлекательным организациям, расположенным около воды. Этому способствовал дешевый ценник, а также предельная простота во всем: в строении, управлении, обслуживании Намерения благополучно достигнуты и моторка стремительно заполонила доступные ниши
- Следующий огромнейший плюс, заслуживший уважение пользователей всей страны — отличный ход на веслах. Конструкторы при разработке этих качеств постарались на славу. Катер не просто передвигается по водоему, он “летает” по выражению капитанов. Причем не требуя особого вклада физических сил
- Изделия из стекловолокна отличаются долговечностью, так как данный материал устойчив к сырости, влаге, воздействию атмосферных явлений и сменам сезонов года. Обладатели такой новинки смело могут забыть про коррозию металла, подтягивание заклепок, ежесезонную покраску и т. д.
- Экономичность в уходе — фактор, вытекающий из предыдущего пункта. Корпус из стеклопласта остается в изначальном виде долгие годы при должном обращении. Следовательно, обладатель мотобота не вынужден вкладывать свои средства в ТО. В конце сезона судно просто ставится в гараж
- Концепция минимализма, которой придерживались разработчики серии, предполагает оснащенность лишь самым необходимым оборудованием, управление всего несколькими движениями и т. д. Это хорошо для тех, кто предпочитает понятную технику, ценит свое время и деньги
Непотопляемость
Принцип расположения блоков непотопляемости у серии одинаков: по одной банке из стекловолокна спереди и сзади. Каждая заполнена пенопластом, запаянным в полиэтилен. Способ их крепления постепенно эволюционировал от простого привинчивания болтами к бортам до крепления посредством металлических уголков. В процессе эксплуатации пользователи выявили неприятный момент: болты за непродолжительное время ржавели и выпадали.
По результатам проведенных испытаний вариации 1971 и 1978 гг. выдерживают перемещения двух взрослых пассажиров с места на место без зачерпывания воды, в том числе и то, что один из них вычерпывает накопившуюся жидкость, сев на планширь. Полностью затопленная последняя версия не тонет, остается на плаву, может удерживать пассажиров. Но вот незадача! Держаться при этом не за что. Нет ни углублений в бортах, ни выступов, ни ручек.
Остойчивость заслуживает, чтобы о ней было написано отдельно, так как именно она является залогом безопасности и непотопляемости судна. Ее уровень низок у экземпляров “1” и “2”. Отмечено множество случаев переворотов корпуса из–за его недостаточной полноты на уровне ватерлинии. Причем, остойчивость в статике настолько же плоха, как и при преодолении волны. Она стала более мореходна и остойчива.
https://www.youtube.com/watch?v=ygXeQTayngQVideo can’t be loaded: Швертбот из Пеллы для выходных (https://www.youtube.com/watch?v=ygXeQTayngQ)
Под мотором
Изначальные выпуски характеризовались крайне низкими ходовыми качествами при поездках с мотором. Не слишком удачные очертания корпуса привели к плохой мореходности. Наблюдался явный диссонанс между потенциалом в плане грузоподъемности и допустимой мощности двигателя.
Специалисты в один голос сходятся во мнении, что здесь вполне уместен 8–сильный агрегат. При различной загрузке именно этот ПМ дает скорость от 9,16 до 11,2 км/ч. Расчет безопасной мощности двигателя доказал, что потолок для данного плавсредства — от 7,5 до 8 л. с. Транец рассчитан под ПМ с ногой стандартной длины 38 см. Он навешивается на лист металла.
Проектанты в третьей модификации постарались максимально усовершенствовать моторные качества, изменив гидродинамику и технические характеристики. Но в момент, решающий какой мотор можно поставить, максимум лодки конструкторы определили всего 2 л. с. Специалисты считают эту мощность недостаточной, поскольку сама конструкция моторки предусматривает гораздо большие возможности. Капитаны, использующие 8 сил, отзываются крайне хорошо о поездках.
Недостатки
- Весла — самое слабое место первых моделей. Несмотря на то, что катер отлично ведет себя при гребле, родные приспособления совершенно не подходят к конструкции. Они недостаточно длинные и не слишком удобны в использовании. Однопарность, по мнению пользователей, также снижает эффективность весельного управления. А лопасти уже к концу первого сезона приходили в негодное состояние
- Безопасность модификаций улучшалась с каждым новым выпуском, но первые версии характеризовались худшими ходовыми характеристиками в ветренную погоду, их внешний вид проигрывал “тройке”. Прочность обшивки у первой версии уступает остальным двум
- Мореходность. С этим были некоторые проблемы: непереносимость даже маленьких волн, плохая остойчивость при движении пассажиров на ходу
- Отсутствие защиты клади и личных вещей в принципе можно пережить, но в дождливую погоду нет даже элементарного укрытия для самых важных предметов. К тому же, нет креплений для тента. Поэтому выбор модели обязательно должен основываться с учетом планируемого использования
- Обводы к третьей вариации уже приобрели правильную форму, а осадка стала меньшей. Но поначалу капитаны жаловались на излишний дифферент задней части
Фото лодки Пелла Фиорд 3,5:
Внешний вид и особенности конструкции
“1”
Материал, из которого изготовлен мотобот — стеклопластик, связующим его являются полиэфирная смола. Для армирования конструкторы использовали стеклосетку СЭ–0–1 в первом и шестом слоях. Середина заполнена стеклотканью ТР–0,56–ГВС–9. Остов отформован целиком, нет слабых мест в виде швов. Силовой набор отсутствует. Обводы скопированы со старых добрых деревянных мотоботов. Ватерлинии сходятся в корме под острым углом. Батоксы довольно высоко поднимаются к подмоторной части. Это конструктивное решение помогает моторке двигаться вперед быстрее при гребле.
Палуба полностью открыта. Две банки изготовлены из того же материала, что и вся конструкция и прикручены болтами . 2 деревянные перекладины служат сиденьями и лежат на бортовых углах с обеих сторон. Высота борта над водой вызывала жалобы владельцев, так как при воздействии ветра катер просто сносило с направления. Для ходьбы на веслах предусмотрена одна пара уключин. Решетчатые пайолы застилали внутреннюю поверхность днища. Транец абсолютно обычный: маломощный ПМ крепится на подмоторную доску.
Видео лодки Пелла Фиорд:
https://www.youtube.com/watch?v=ZX_TSFXkJqIVideo can’t be loaded: Лодка Пелла (https://www.youtube.com/watch?v=ZX_TSFXkJqI)
“2”
При создании следующей модели конструкторы постарались усовершенствовать ходовые качества под мотором, но сохранить при этом гребные достоинства, и удовлетворительные технические характеристики.
Что изменилось в этот раз?
- Внешний вид получился гораздо представительней, обшивка стала ровной и блестящей. Зеленый цвет сменился на бело–голубой. А внутренняя покраска была выполнена особым способом, маскирующим шероховатость стеклоткани
- Надводная высота боковых сторон уменьшилась от 50 до 30 мм в разных частях корпуса. Банки теперь располагались ниже прежнего уровня. Это значительно повысило остойчивость в процессе поездок
- Верхняя бортовая кромка сверху закрывается прочным ПВХ профилем, защищающим края от случайных ударов или трений. Эта деталь отлично выдержала проверку временем и доказала правильность решения разработчиков
- Емкости непотопляемости прикреплены более надежно. Вместо непосредственного крепежа при помощи болтов банки прикручиваются к металлическим уголкам, которые, в свою очередь, привинчиваются к бортам. В середине каждой находится пенопластовый запас плавучести
- Ширина корпуса на миделе на уровне ватерлинии увеличилась на 25 см, на транце — 10 см
- Водоизмещающие обводы приобрели полные ватерлинии, что придало большую мореходность боту
- Киль широкий, параллельно ему идут гофры–высадки
https://www.youtube.com/watch?v=nuOaDkMYc6kVideo can’t be loaded: Катер из лодки Пелла своими руками (https://www.youtube.com/watch?v=nuOaDkMYc6k)
“Фиорд”
Эта вариация построена в том же стиле и по тому же принципу, что ее предшественницы. Но сотрудники завода всегда прислушивались к отзывам и рекомендациям покупателей, поэтому к выпуску этого экземпляра постарались исключить все возможные недоработки. Корпус стал длиннее, сузился, обводы заострились еще больше, а их очертания приобрели сходство с яхтенными. Форштевень идет вниз от носа по прямой линии. Дно имеет плавный подъем по мере приближения к полной задней части. Линия борта слегка “выровнялась”, так как раньше присутствовал факт заливания водой из-за некой седловатости. Для этого инженеры снизили боковые стороны в районе палубы и немного на миделе.
Вес судна уменьшился и проблемы с осадкой, присутствующие в прошлом, оказались устранены. Уключин стало больше в два раза, что значительно упростило весельный процесс. Бортовой уступ сплошной линией идет по всей длине остова. На днище старый–добрый киль, расположенный от форштевня до транца, укоротился, трансформировался в плавник от четвертого шп. и доходит до транца. Такое конструктивное решение улучшило гидродинамику при работе ПМ — исчез увеличенный сверх меры дифферент на кормовую область.
На палубе есть открытый люк, при желании он используется, как вместилище для выловленной рыбы или отсек для вещей. Если приспособить туда крышку, не нужно будет бояться дождя и сырости. Две деревянных перекладины служат сиденьем для 4 пассажиров. Слани заменены на монолитный пайол. Фланец потерял удобный ПВХ профиль, выполняющий защитную функцию для тех, кто сидит внутри.
Тюнинг
Помимо обычного ремонта судна с этим плавсредством возможен крайне ограниченный перечень доработок и тюнинга. Перестройка “Пеллы Фиорд” своими руками или ее прототипов в советское время заключалась в двух проектах:
- установка парусов
- переоборудование судна в мини–яхту.
Парусная конструкция оснащается мачтой, полотнищем. Со второй идеей сложнее: необходимо закрыть палубу, построить рубку, оборудовать парусной конструкцией, нарастить боковые стороны. Краска для лодки , шпатлевка и грунтовка не требуются. Можно доверить изготовление и ремонт лодки предприятию, которое их производит.
Ходовые качества
Главное преимущество катера — его гребные качества. Данным способом он достигает неплохой скорости — 5,9 км/ч. Разгон быстрый. Лучшее расположение гребца для этих целей — на 2–м сиденье от форпика. Движение достаточно инерционно, что очень помогает преодолевать препятствия в поездке.
Маневренность и устойчивость на курсе хороши. Модель “2” по причине увеличенной массы идет тяжелее, чем “1”. И есть проблема с веслами: они не подходят по длине, материалу, расположению подуключин. Вдобавок ко всему, последние имеют тенденцию очень сильно расшатываться и быстро выходить из строя.
Модель 1986 г. в результате полученных новых обводов идет при гребле легче предшественниц. Но “деревянные обрубки”, неласково прозванные обладателями моторки, так и остались ни к чему не пригодными. Здесь гребец сидит посредине и может отрегулировать центровку при помощи двух пар подуключин. Скорость этого мотобота достигла уже 7,6 км/ч. При полной загрузке она падает до 6. Трое вариаций разработаны для прибрежных акваторий водохранилищ либо озер при допустимом волнении не больше 50 см.
О производителе
Открытое акционерное общество со звучным наименованием “Ленинградский Судостроительный завод “Пелла” представляет собой сегодня холдинг, работающий не только в судостроении, но и других направлениях:
- машиностроение находится под эгидой дочернего предприятия
- область производства суден разделена между тремя фирмами: пластиковыми изделиями занимается ЗАО “Пелла–Фиорд”, а другими — ООО “Интро” и “Pella Sietas Gmbh”
- покраску и отделочные работы выполняет ООО “Рекорд–Строй”
- за энергетику и электромонтаж ответственность несут ООО “Промэнерго” и ООО “НЭМО”.
Такое разнообразие направлений, опубликованных на сайте ОАО “Пелла”, может сбить с толку человека, решившегося купить пластиковую модель. На официальной страничке холдинга есть вся необходимая информация: телефон, адреса площадок, новые карты Судостроительного Завода и т. д. Здесь же находятся каталоги выставленных на продажу гребных моторок.
В данный момент по рассматриваемой серии можно увидеть аналоги “1”, “2” и “Фиорд” с небольшими конструктивными изменениями под названием “2,5”, “3,5”, а наименование последней осталось таким же, как у ее прототипа. Довольно серьезная и крепкая репутация судоверфи. Верфь все проекты выполняет без задержек и точно в срок. Сотрудничество с иностранными компаниями ведется давно и лишь наращивает темпы.
Обитаемость
Учитывая непритязательность целей создания данного бота, отсутствие системы хранения багажа, мест для ночлега и панели управления со всяческими “примочками” вполне целесообразно и не вызывает удивления. Обитаемость всех трех вариаций приблизительно одинакова. Палуба открыта, пассажиры размещаются по двое на передней и задней перекладинах из древесины. Корма вмещает в себя банку с запасом непотопляемости (он же есть в носу) и транец. Пользователи жаловались на отсутствие швартовных уток. Первые две модификации осложнили путешествия своим обладателям громоздкими, тяжелыми и неудобными решетчатыми пайолами. Под ними непременно скапливалась вода, вычерпывать ее несподручно.
Последняя представительница серии усовершенствована второй парой уключин. Вес корпуса облегчила замена тяжелого деревянного настила на стеклопластиковый. Банка в носу исчезла, вместо нее отлита платформа с углублением, а запас непотопляемости разработчики спрятали под ней. При случае оно может служить упором для ног либо вместилищем улова или клади. Добавлен шпигат для того, чтоб избавляться от накопившейся воды.
https://www.youtube.com/watch?v=G2WqweBhbIUVideo can’t be loaded: Разборная тачка для Пеллы Фиорд (https://www.youtube.com/watch?v=G2WqweBhbIU)
Таблица характеристик
В таблице есть все необходимые параметры советских пластиковых мотоботов. Можно определить основные различия между модификациями, увидеть сколько весит та или иная, габариты, особенности.
1971 г. | 1978 г. | “Фиорд” | |
---|---|---|---|
Длина наибольшая, м | 4,1 | 4,1 | 4,3 |
Ширина наибольшая, м | 1,46 | 1,46 | 1,39 |
Высота борта на миделе, м | 0,5 | 0,5 | 0,49 |
Масса, кг | 89 | 100 | |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 130±10 | 98 | |
Пассажировместимость, чел. | 4 | 4 | 4 |
Грузоподъемность, кг | 300 | 300 | 300 |
Высота транца, м | 0,38 | ||
Материал | стеклопластик | стеклопластик | стеклопластик |
Современные версии построены по прототипам, указанным выше, но с небольшими переменами.
Наименование параметра | Пелла Фиорд | Пелла Фиорд 3,5 | Пелла Фиорд 2,5 |
---|---|---|---|
Длина габаритная, м | 4,36 | 3,55 | 2,52 |
Ширина габаритная, м | 1,46 | 1,31 | 1,23 |
Высота борта на миделе, м | 0,49 | 0,45 | 0,46 |
Полезная грузоподъемность, кг | 350 | 260 | 200 |
Пассажировместимость, человек | 4 | 3 | 2 |
Допустимая мощность подвесного мотора, КВТ ( л. с ) | 3,65 ( 5 ) | 2,21 ( 3 ) | 1, 47 ( 2 ) |
Масса кг. | 98 | 70 | 40 |
Количество подуключин | 4 | 2 | 2 |
Материал корпуса | стекло пластик | стекло пластик | стекло пластик |
Конструкция корпуса | одно корп. | одно корп. | одно корп. |
История и цели создания
Судостроительный завод с историческим названием “Пелла” известен тем, что на его месте несколько столетий назад было построено одноименное поместье. Следует отметить важный факт — производство оказалось одним из немногих счастливчиков, переживших распад Советского Союза, сложные “нулевые”, уничтожившие множество крупных предприятий, и существует до сих пор в несколько ином статусе и составе. Это говорит о том, что ставка на такие несложные изделия, доступные обычному покупателю, сработала даже лучше, чем ожидалось.
https://www.youtube.com/watch?v=0WIGlBncyLMVideo can’t be loaded: Лодка Пелла и Yamaha 15 (https://www.youtube.com/watch?v=0WIGlBncyLM)
О характеристиках первой моторки и событиях, связанных с ней, в периодике написано очень скупо. Известно, что она начала производиться с 1971 года в лимитированном количестве. Был ряд недостатков, но для своего предназначения версия годилась и за 8 лет обзавелась поклонниками, требующими продолжения серии. В 1978 году с конвейера сошла вариация “2”. Пластиковый мотобот быстро получил популярность, конструкторы избавились от отрицательных черт, ограничивающих потенциал данного плавсредства. До 1986 года завод выпустил свыше 25 тысяч экземпляров. Данная модификация успешно прошла аттестацию на высшую категорию качества.
Следующей серийной представительницей стала модель “Фиорд” 1986 года. Она представляла собой симбиоз старого доброго минимализма и множества доработок, основанных на отзывах обладателей мотосудна. Помимо превосходных весельных характеристик, инженеры основательно улучшили поведение изделия под мотором. Кстати, все три вариации выпускаются и сегодня под условными названиями: “2,5”, “3,5” и “Фиорд”. И что самое приятное — тем же предприятием.