Склейка и сварка ткани лодок ПВХ
Как и в далеком прошлом, резиновые лодки, современные лодки из ПВХ пока на большинстве производств склеивают. Склейка производится специальными клеями. Клеевой шов, который получается в результате окончания процесса склейки, при условии, что все проведено строго в соответствии с техпроцессом, по прочности сопоставим с прочностью верхнего слоя ПВХ. Соединение получается долговечным.
Лодки, собранные по аналогичной технологии, служат уже более 10–15 лет. Большинством производителей клеевой шов на ПВХ лодках делается встык с двухсторонней защитой лентами, что и обеспечивает необходимую герметичность соединения и долговечность клеевого шва.
Западными производителями уже достаточно давно освоена сварка для неразъемного соединения элементов из ПВХ. Лодки, выполненные по этой технологии, уже стали привычными на воде. Первые серийные отечественные лодки ПВХ, изготовление которых производилось с применением специального сварочного оборудования, появились у ряда производителей несколько лет назад.
Говорить о том, что в этом направлении мы приблизились к уровню ведущих мировых производителей, думаю, пока рановато — слишком малый процент таких лодок ПВХ от обычных клееных. Более или менее объективную картину, я думаю, можно будет получить, если через пару лет проанализировать итоги работы сервис-центров, которые занимаются обслуживанием таких лодок. Поэтому факт сварки лодок ПВХ скорее можно отнести к новым технологическим решениям, которые должны удешевить производство и стоимость лодки в продаже, но никак не к бесспорным достоинствам этой модели или модельного ряда.
Многослойность ткани ПВХ
Какие ПВХ материалы(ткани) все же применяются при изготовлении лодок 3- или 5-слойные? В малом судостроении могут применяться ткани с различным числом слоев, их может быть от двух и до семи — выбор, который представлен наиболее известными и широко распространенными производителями. Причем это ткани как для производства баллонов лодок ПВХ, так и для производства аэрдеков. Условно двухслойные ткани ПВХ (основа + одностороннее воздуходержащеее покрытие) — это для аэрдеков.
А вот все остальное — уже для баллонов. На ПВХ лодки может идти ткань только со строго определенными свойствами: на разрыв, на растяжение, на воздуходержание, на стойкость к морской воде и т. д. Эти свойства прописаны в европейских стандартах. То есть, для применения в производстве лодок из ПВХ западный производитель тканей находится в жестких рамках закона, точнее, в рамках европейского стандарта тканей, целевым порядком предназначенных для производства строго определенного вида надувных судов.
Наши производители лодок ПВХ также используют только специально предназначенные для изготовления надувных лодок определенных категорий ткани. А они все (по крайней мере, все из вышеперечисленных) состоят, как правило, из 5 слоев. Невооруженным глазом их разглядеть достаточно сложно, но даже простая оптика уже даст наглядную картину.
Четко видна основа, два слоя с каждой стороны основы, обеспечивающие необходимую адгезию (прилипание ПВХ к полиэстеру или полиамиду), и непосредственно сами слои ПВХ, нанесенные каландровым методом. В отдельных случаях, дополнительным слоем снаружи, материалу могут придаваться дополнительные свойства, например нефтеустойчивость или покрытие, повышающее его огнестойкость. Но это уже будут, соответственно, 6 или даже 7-слойные ПВХ-материалы.
Выпускаемые промышленностью, например, трехслойные материалы(ткани) ПВХ не имеют необходимого воздуходержащего слоя или в них отсутствуют слои связи. Такие материалы ПВХ не допускаются к использованию в качестве оболочек лодок из ПВХ- материалов, так как предназначены совершенно для других целей, как правило, тентовых укрытий или банеров. Изготавливать из подобных материалов надувные лодки ПВХ серьезный производитель не будет…
Особенности бизнеса
Данная сфера предпринимательства может показаться слишком занятой. На рынке действительно существует высокая конкуренция среди известных отечественных и зарубежных производителей. Но отдельные группы туристов, рыболовов и других частных лиц подчас предпочитают местного изготовителя, который лично следит за качеством каждого выпускаемого изделия. Тем более что у таких предпринимателей можно приобрести лодку по доступной цене.
Но есть и определенные сложности, которые обязательно стоит учитывать начинающему бизнесмену:
- Таким делом, как изготовление и продажа лодок-ПВХ может заниматься лишь человек, знакомый с технологическим процессом не понаслышке. Ведь даже при наличии автоматизированного оборудования нужно иметь опыт в подборе материала, знать, как работают устройства, ориентироваться в их настройках и уметь протестировать готовую продукцию.
- Сам процесс занимает длительный период. Лодки-ПВХ это не тот товар, который выпускают в массовом количестве. В зависимости от разновидности изделия на его создание и проверку уходит от 2 до 6 месяцев. Хотя при наличии мощного оборудования и значительного штата сотрудников данный процесс можно ускорить.
- Серьезная конкуренция отпугивает начинающего предпринимателя. Лодки-ПВХ выпускаются именитыми брендами и продаются во всех туристических и рыболовных магазинах, что делает поиск клиентов особо трудной задачей.
- В данной сфере наблюдается строгая зависимость от сезона. Раскупают товар лишь с середины весны до начала осени. В остальное время продукция будет в основном простаивать на полках или на складе.
Традиционность деревянных лодок
Одним из самых распространенных материалов при постройке является дерево. Из которого можно соорудить не только малогабаритные судна, но также яхты и катера. При этом деревянные пояса склеивают водостойким клеем либо закрепляют гвоздями, в большинстве случаев обшивка палубы осуществляется влагостойкой фанерой. Яхты, лодки и катера из дерева могут плавать без ремонта 30 лет.
К основным преимуществам деревянных лодок относится низкая стоимость, поскольку дерево является одним из самых доступных материалов. Однако, если речь заходит об изготовлении яхт премиум-класса, то их обшивают дорогими сортами красного дерева.
К главным недостаткам деревянных лодок относится низкая влагостойкость, именно поэтому их нужно складировать в ангары для зимнего хранения. Следует учитывать, что дерево может быть подвержено различным механическим повреждениям, поэтому деревянные плавсредства нуждаются в постоянном уходе.
Разновидности жесткого пола для лодок ПВХ
Помимо различий в материалах слань для лодки ПВХ еще классифицируется по конструкционным особенностям. Здесь можно выделить несколько разновидностей.
Слань-коврик или реечный настил
Представляет собой ряд фанерных пластин (от 2 до 7 шт.), скрепленных между собой тканевой проклейкой. У многих плавсредств бюджетного класса реечная слань поставляется в стандартной комплектации.
Для малых лодок реечный пол в лодку ПВХ обладает достаточной жесткостью, мало весит, быстро и беспроблемно складывается и раскладывается. При желании его можно вовсе не вытаскивать из судна, т.к. конструкция позволяет легко свернуть сдутую лодку вместе с реечным настилом. Но ввиду малой жесткости лодочный пол такого типа подходит только для легких малогабаритных суден. С лодками средних и крупных размеров использовать в качестве пола реечную слань не рекомендуется.
Жесткий лодочный пол из Н-профилей
Простейший и широко распространенный у ПВХ лодок эконом класса тип жесткого пола. В данном случае также используются фанерные листы, только крепятся они уже посредством Н-образного профиля, т.е. вставляются в профильные рейки друг за дружкой. Такое крепление значительно увеличивает жесткость конструкции, так что при этом настиле в лодке уже действительно ощущаешь, что такое жесткая слань.
И все было бы хорошо, но бюджетный Н-профиль, к сожалению, портит общее впечатление от подобного настила. Дело в том, что он слишком тонкий, чтобы обеспечить должную прочность и износостойкость фанерного соединения. В результате от постоянных нагрузок профильные стыки, а вместе с ними и вся конструкция, быстро приходят в негодность.
Складной пайол (конструкция «книжка»)
Широко используется наряду с Н-профильным полом для лодки ПВХ пайол «книжка». Так называют складную конструкцию из нескольких фанерных сегментов, соединенных между собой тканевой основой, позволяющей сложить такой настил «гармошкой» или, как многие говорят, «книжкой». Такой пол быстро вставляется в лодку и полностью покрывает днище.
Однако, складная конструкция не всегда способна обеспечить должную жесткость. Например, нецелесообразно использовать пол «книжку» для лодок ПВХ с килем. При глиссировании килевая лодка рассекает волну и попадает под ударные нагрузки, которую компенсируют надувные баллоны судна. Так вот, если установленному между этими баллонами настилу не хватит должной жесткости, он начнет «гулять» и лишать судно равновесия. Поэтому лучше всего использовать пайол «книжка» с моторными плоскодонными лодками, которые не испытывают подобных нагрузок.
Настил в лодку со стрингерами
И, наконец, самый жесткий пол для ПВХ лодки – фанерный настил толщиной от 12 мм, закрепленный стрингерами с алюминиевой окантовкой. Такой пайол настолько увеличивает жесткость днища, что ПВХ лодка превращается в почти неуязвимое монолитное судно, способное устойчиво выполнять глиссирование на высоких волнах.
Также из плюсов стоит выделить алюминиевые грани, надежно защищающие фанеру от получения повреждений. Но, здесь же проявляется и минус таких креплений – стрингера не должны выпирать, иначе днище будет быстро истираться. Чтобы предупредить подобную неприятность большинство производителей дополнительно покрывают стрингера тканевым слоем.
Как выполняется раскрой лодок
Перед началом работы выбирается отрез ПВХ-ткани необходимой плотности. При этом ее качество должно быть предварительно проверено. На материале при помощи специальных лекал-шаблонов расчерчивают части бортов и дна будущей лодки.
Разметка может выполняться вручную или специальными трафаретами. Если на производстве есть специальное оборудование, то раскрой может выполняться автоматически. При таком способе одновременно изготавливается до 20 одинаковых деталей. Для этого используются специальный лазер и струя охлаждающей воды, их сочетание обеспечивает получение ровных и четких краев.
После этого обученные люди уже начинают заниматься обработкой деталей — они отмечают места их соединения и границы, до которых идет накладка материала. При правильной подготовке на этапе стыкования никаких проблем не возникнет. Вначале принято соединять детали бортов будущей лодки и лишь после этого накладывать днище.
Выбор конструкции лодок ПВХ под конкретные задачи рыбалки
Ну а теперь, когда мы знаем уже почти все про материалы из которых делают лодки ПВХ, можно перейти и к самим лодкам, точнее, их выбору под конкретные задачи рыбалки.
Если ваши рыбалки вряд ли будут проходить дальше небольших лесных озер и некрупных речек или, в крайнем случае, вблизи берега на больших акваториях с соблюдением необходимых мер предосторожности, оптимальным выбором для таких рыбалок будет категория одно- или двухместных гребных лодок размером от 2,35 и до 3,10 м. Эти лодки ПВХ имеют заявленное водоизмещение, как правило, до 225 кг, поэтому не требуют регистрации в ГИМС МЧС
Внешне они представляют из себя замкнутый или О-образный баллон, разделенный в миделе (по сечению наибольшей ширины) на две секции герметичными перегородками. Нет необходимости перечислять наиболее подходящие модели таких лодок ПВХ, отдавая кому-то пальму первенства, что будет не совсем справедливо. Они есть в производственной программе практически у всех отечественных производителей лодок ПВХ.
Принципиальных различий в конструкции баллона нет, он может быть выкроен с плавными линиями обводов или секционно. А вот элементы, которые создают необходимую жесткость днища, могут быть разные. Это может быть и реечный настил, состоящий из 2–3 элементов водостойкой фанеры. А могут и быть связаны между собой лентами из ПВХ.
В качестве днища могут использоваться надуваемые воздухом вкладыши, как низкого (до 0,25 атм), так и высокого (до 0,8 атм — так называемый «аэрдек») давления.
У каждого из них есть свои преимущества, но все же правильно будет оставить выбор конструкции за потребителем. В большинстве случаев для транспортировки маленьких лодок ПВХ предназначен рюкзак, вес которого может в результате оказаться в пределах 10–24 кг, в зависимости от размеров лодки ПВХ, что позволяет перевозить его даже в общественном транспорте.
Лодки ПВХ небольших размеров могут паковаться в удобную сумку, которую можно носить и в руке, и на плече. В эту же категорию можно зачислить и гребные лодки, которые конструктивно предназначены для установки навесного транца под подвесной лодочный мотор. По своим ходовым качествам они несколько различаются. На рынке присутствует несколько моделей лодок ПВХ с разной конструкцией формы носовой части баллона.
Несколько лучшая гидродинамика будет у лодок ПВХ, чей носовой баллон заострен и приподнят над поверхностью воды. И гребля на ней, даже против волны, не будет слишком утомительной, и при движении под мотором меньше брызг попадет в кокпит. Навесной транец позволяет разместить либо электромотор, либо мотор на базе двигателя внутреннего сгорания мощностью до 3,5 л.с. В таком оснащении лодка ПВХ достаточно бодро — 8–10 км/час — может перемещать двух человек с рыбацким снаряжением. А с одним человеком, под ПЛМ (подвесным лодочным мотором) 3,5 л. с., возможно движение со скоростью до 14–16 км/час.
Некоторыми умельцами подобные лодки ПВХ превращаются чуть ли не в болиды «Формулы 1» на воде. Они из водостойкой фанеры целиком набирают пайол, без промежутков между отдельными секциями, также перекрывая носовую и кормовую части лодок.
Создание жесткого плоского дна в лодке ПВХ при условии небольшого веса шкипера и полезной нагрузки позволяет судну разгоняться до 18–20 км/час. Любителей подобных переделок хочу сразу же предупредить. Корпуса лодок ПВХ не рассчитаны на подобную гидродинамическую нагрузку, и в первую очередь пострадает соединение днища с баллоном из-за постоянного давление реечного настила на таких скоростях. А во-вторых, при работе на таких скоростях может заметно снизиться ресурс мотора.
В этом году ГИМС МЧС приняли дополнение к порядку аттестации граждан на право управления маломерными судами. На основании этого документа с этого года уже не требуется получения прав, если мотор на вашей лодке не превышает мощность 3,68 кВт. Но, как уже было сказано выше, любые моторные лодки подлежат обязательной регистрации в ГИМС МЧС.
Сырье для изготовления
Сегодня для производства надувных лодок используют различные материалы:
- Поливинилхлорид (ПВХ) – он бывает армированным и неармированным. Первый вариант более распространенный, так как обладает хорошей прочностью, устойчивостью к загрязнениям и ультрафиолету. Такой материал при необходимости легко отремонтировать, правда, довольно сложно перекрасить. В составе присутствует плотное синтетическое тканое полотно и покрытие из полиуретана. Такое сочетание обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики изделия. Неармированный ПВХ чаще выбирается за основу зарубежными производителями, но является менее прочным и ненадежным.
- Прорезиненая ткань – неустойчива к воздействию солнечных лучей, а прочностные характеристики гораздо ниже. Но подобные материалы ценятся за их доступность и дешевизну. Правда, лодка из такой ткани обладает коротким сроком службы.
- Хипалон и неопрен – относительно новое сырье для надувных лодок. Отличается высокой стоимостью, но и обладает высочайшим качеством в процессе эксплуатации. Готовое изделие из такого материала прослужит не один год.
- Полиуретан – редко применяется как единственный элемент. Обычно его сочетают с поливинилхлоридом и наносят на тканевую основу.
Обратите внимание, что для изготовления лодок на заказ или на продажу придется ответственно подойти к выбору материала. В государственных стандартах и требованиях к готовому изделию указана плотность ПВХ-ткани в 640 г/м2
Но производители, которые заботятся о качестве выпускаемого товара стараются перестраховаться и останавливают свой выбор на плотности в 850 г/м2 для бортовой части и 1100 – для днища.
Это обеспечивает большую надежность при эксплуатации.
Тележка
В отличие от лодки, на создание которой придется потратить немного времени, тележка для лодки из ПВХ труб делается быстро. Она предназначается для транспортировки лодки из ПВХ труб с двигателем и прилегающим грузом.
Наличие тележки существенно облегчает перевозки лодки. Имея тележку, смонтированную своими руками, при перевозке можно обойтись без посторонней помощи и напряжения.
На предоставленных фото и видео – роликах есть возможность увидеть различные варианты этих механизмов. Рассмотрев их можно выбрать наиболее подходящий вариант для постройки своими руками.
Для создания такой конструкции своими руками необходимо подготовить трубу объемом на 32 мм. Специалисты рекомендуют остановить свой выбор на изделиях, армированных стекловолокном.
Также следует запастись соответствующими креплениями для патрубков (муфтами и крестовинами). Еще понадобиться пара колес и стальной прут.
Вначале делают ось из трубок со вставленным стальным прутом. На него вставляют колеса и фиксируют их скобами. Далее из трубок выполняется рама, которая на подпорках размещается над осью.
На раме нужно предусмотреть крепления для веревки, которой плавательное средство будет фиксироваться на тележке. Вот, собственно говоря, и вся работа.
Еще некоторые детали
Теперь, как сделать лодку из труб пвх, ясно. Данная работа потребует много терпения, займет не маленький отрезок времени, но в конечном результате можно получить огромное удовольствие от такого дополнения к отдыху на водных просторах, как отличная лодка, сделанная своими руками.
Для удобства плавания понадобятся весла. Их тоже не трудно сделать своими руками. Для этого отлично подойдет не толстая ПВХ труба.
Ее понадобится около двух метров. На каждом конце трубопроката нужно высверлить отверстия. Затем из акрила вырезают две полоски длинной по 0,4м.
Эти полоски крепят к пластиковым трубкам саморезами. Саморезы подтягивать очень плотно не советуют, потому, что акрил может лопнуть. А нижнюю часть весла рекомендуют немного закруглить.
Смотреть видео
В таком дополнении есть плюсы, это, например, образование свободного места для хранения улова или любых других мелочей. Но, есть в таком решении и свои минусы, на таких плавательных сооружениях немного труднее грести из-за нехватки места.
Настоящий рыбак не бросает рыбалку ни в зимнее время, ни в плохую погоду. На рыбной ловле в летний период от палящих лучей солнца и от проливного дождя на плаву может защитить тент. С такой защитой речная прогулка не будет безнадежно испорчена.
Купить такой тент – удовольствие не из дешевых, поэтому многие рыбаки оснащают свои «субмарины» тентами, который производят своими руками.
Самая простая конструкция – это тент, который крепят на каркас, закрепленный на стойках. Все это можно сделать из ПВХ труб.
Работа выполняется так: на каркас в конце закрепляется брезент или ткань ПВХ. ПВХ трубы являются легким материалом, который не станет общий вес.
При этом они достаточно прочные, и каркас не сломается при случайном зацеплении с нависшими над водой ветками или кустарниками.
Конструкция тента из ПВХ трубок, проделанного своими руками, может быть очень разной, здесь все зависит от размеров и формы изделия, и от личных предпочтений.
Лодка из труб ПВХ своими руками станет неповторимой, если ее дополнительно украсить
Многие этому моменту уделяют особенное внимание, например, расписывают акриловыми красками, обшивают окрашенными листами фанеры и другое
Немного терпения усидчивости, потраченные в процессе конструирования, принесут огромное удовольствие от отдыха на речке.
Оборудование для производства
Для максимальной автоматизации всех этапов нужно закупить современную технику:
- Аппарат для создания выкройки деталей – сегодня для этого используют высокоточное лазерное оборудование, за счет чего получается избежать любых дефектов.
- Специальный станок для склеивания элементов или для сварки, в зависимости от выбранного варианта изготовления.
- Также следует приобрести дополнительные инструменты, стол для работы мастера, расходные материалы, насосы и пр.
Такое оборудование отличается удобством и полностью автоматизированным процессом, что разрешает минимизировать затраты на персонал. Поскольку данная статья расходов в бизнес-плане окажется слишком высокой, новичкам следует остановиться на отечественных аппаратах или же приобрести бывшие в употреблении.
Технология
Весь процесс создания надувной лодки проходит такие этапы:
- Выбор материала высочайшего качества. Делать это следует лично, поэтому человек, занимающийся подобным бизнесом, должен иметь определенный опыт.
- Раскройка деталей согласно требуемой форме и размеров готового изделия. Здесь используется выкройка, сделанная на специальном аппарате или же стандартные трафареты. Если применять для этого лазерный станок, тогда каждая деталь будет точно соответствовать заданным параметрам, а ее края окажутся идеально ровными.
- Сборка лодки, которая может происходить двумя способами – проклейкой или же сваркой. В каждом из случаев нужно специальное оборудование. Для первого варианта соединения деталей используется особый клеящий состав на полиуретановой основе. А чтобы избежать рисков разрыва, делают наслоение деталей между собой. Сварка является более надежным способом соединения элементов, которая совершается при помощи ультразвуковой установки и применения горячего воздуха.
В конце работы изделие обязательно тестируют, чтобы убедиться в его качестве, прочности и надежности в процессе эксплуатации.
Советы по выбору
Хорошая надувная лодка должна обладать такими характеристиками, как устойчивость на воде, высокая живучесть (непотопляемость) и достаточной грузоподъемностью, чтобы вместить нужное количество пассажиров и инвентаря.
Устойчивость определяется жесткостью бортов и днища. Модели с надувным дном, не укрепленным фанерной сланью, не отличаются особой устойчивостью. В них нельзя становиться в полный рост, нежелательно совершать резкие движения
Тем, кто ищет лодку для семейных путешествий с детьми, стоит обратить внимание на плоскодонные модели с дном из бакелитовой фанеры или стеклопластика. Плавсредства с жестким дном — оптимальный вариант для охоты, морской рыбалки.
Живучесть определяется количеством независимых отсеков, на который разделен баллон
Чем их больше, тем выше непотопляемость лодки при механических повреждениях баллона. В зависимости от модели, количество отсеков может составлять от двух до четырех.
Вместительность и грузоподъемность. Чтобы получить представление о вместительности лодки, нужно обращать внимание не на ее общую длину, а на длину кокпита (внутреннего пространства, предназначенного для размещения пассажиров). Что касается грузоподъемности, то в технических характеристиках плавсредства указываются максимальные значения. Конечно, груз такого веса не потопит лодку, но при полной загрузке она сильно утратит в устойчивости и маневренности.
Вес. Тем, кто рассчитывает добираться до места отдыха на общественном транспорте, стоит обратить внимание на небольшие весельные модели с надувным дном. Их вес составляет около 10 кг. Сложенная лодка упаковывается в сумку-рюкзак. Вес моделей с жестким дном составляет от 20 до 45 кг. А если добавить сюда еще и массу мотора, то становиться понятно, что для транспортировки понадобится личный автомобиль.
Дешевые надувные лодки китайского производства — не самый лучший вариант приобретения. Как правило, невысокая цена объясняется малой толщиной ПВХ оболочки. В результате лодка теряет в устойчивости, легко повреждается о каменистое дно или другие предметы. По своим ходовым качествам такое плавсредство ненамного превосходит надувной матрас. Поэтому ориентируйтесь на среднюю или высокую ценовую категорию. От качества покупки зависит не только комфортность отдыха, но и ваша безопасность.
Высокие качественные характеристики лодок из стеклопластика
В настоящее время широкое распространение получили лодки из стеклопластика – наиболее часто используемого судостроительного материала. Стеклопластик имеет в своей основе насыщенные смолы с армирующими стеклонаполнителями в виде жгутов и холстов. Корпус судна исполняется в специальной матрице, после чего поверхность подлежит выравниванию и полировке, а затем следует нанесение декоративного слоя. Данный процесс требует правильной накладки стеклопластика.
Длительность эксплуатации лодок из пластика насчитывает 30 лет. К преимуществам плавательных средств из этого материала относится высокая степень устойчивости к гниению и коррозии, что выгодно отличает такие судна от деревянных и дюралевых.
Покупка или самостоятельная склейка
Конечно, многие доверяют лишь именитым производителям, у которых установлено отменное оборудование для производства ПВХ-лодок, работают опытные специалисты, и они известны в своей сфере уже не один десяток лет. Правда, другие предпочитают приобретать изделия у частных мастеров, которые собственноручно раскраивают детали, клеят их, проходят и проверяют каждый шов. Такие производители отвечают за качество своих изделий.
Также есть умельцы, которые покупают отрез ПВХ-материала, различные комплектующие, из которых состоит лодка, и собирают готовое изделие. Правда, самостоятельно разобраться с производством этих изделий под силу лишь единицам. Поэтому гораздо лучше изготовление надувных лодок доверить профессионалам, которые знают все нюансы правильного раскроя материала, его проверки и обработки.
Лодка из пластиковых труб
Самодельная лодка из ПВХ труб уверенно занимает лидирующее место среди поделок своими руками из этого материала.
Самую обычную водопроводную заготовку домашний мастер своими силами может превратить в оригинальное плавсредство.
- Каркас. ПВХ заготовки, объемом не менее 2,7 см, разрезают на четыре части. Две по два метра с половиной (для верхней части), и две с размерами в 2,7 м (для нижней части). Эти трубы будут служить несущей частью конструкции.
- Каждую торцевую часть этих заготовок следует обрезать под углом в 45 градусов.
- Далее подготавливают обрезки немного меньшего с такими размерами: 2 по 0,7 м, два по 0,6м, два по 0,4м и два по 0,35м. Эти детали становятся опорами для рамы лодки.
- Опорные трубы крепят к раме. Концы заготовок необходимо крепить плотно, иначе все развалится и пойдет на дно. Для крепления можно использовать клейкую ленту или эпоксидный клей. Для надежности можно в трубках дрелью посверлить отверстия и закрепить конструкцию медной проволокой.
- Подготавливается деревянная доска с отверстиями, и закрепляется на нижней части опорной рамы. Для крепежа применяются пластиковые стяжки. Такими же креплениями крепят и стульчик к этой доске.
- После этого каркас покрывают брезентом. Он должен быть водонепроницаемым. Его прокладывают по диагонали, а все выступающие места заворачиваются во внутреннюю часть. К раме брезент крепят пластиковыми зажимами. Если на брезенте имеются кольца, то крепить его к раме можно после того, как в ней сделаны отверстия для этого. Все складки необходимо максимально растянуть. Это предотвратит лишнее сопротивление во время передвижений по водному пространству.
Комплектация лодки ПВХ
На какие части и элементы комплектации лодки ПВХ следует обратить внимание. Состояние материала, из которого изготовлена лодка
Так, ТУ всех поизводителей не допускаются:
Состояние материала, из которого изготовлена лодка. Так, ТУ всех поизводителей не допускаются:
сквозные трещины на ткани или их ремонт;
отслоение заделочных лент или деталей лодки;
перекос бортов лодки в горизонтальной плоскости более чем на 45 мм.
Есть ряд ограничений на наплыв клея из-под заделочных лент и наклеенных деталей на участке длиной 100 мм. В зависимости от места приклейки ширина видимой клеевой полосы может быть от 2 до 5 мм.
Так же допускаются видимые на ткани небольшие пометки карандашом.
Все эти требования прописаны в ТУ на лодки из ПВХ. Осматриваем банки. Фанера, из которой они изготовлены, не должна иметь видимых расслоений, вздутий и заусенцев по краям. На нижней поверхности банки осматриваем состояние элемента системы крепления «ликтросликпаз». На нем не должно быть трещин и сколов. При использовании иных систем крепления банок в лодке осматриваем крепления банок на баллоне. Они должны быть качественно приклеены по всей поверхности соприкосновения и не иметь видимых дефектов.
Устройство крепления банки к баллону — один из ответственных элементов, от надежности которого зависит ваша безопасность.
Продолжаем осмотр состояния и качество приклейки элементов фурнитуры лодки ПВХ:
оцениваем состояние и качество приклейки рым-рукоятки; на нее подчас может быть приложено значительное усилие, например при буксировке или при якорной стоянке на волне;
состояние и качество приклеек ручек из ПВХ, служащих для переноски лодки и удержания экипажа;
осматриваем рымы, несущие леерное ограждение, они не должны иметь трещин и надрывов;
состояние плетения леерного фала; может быть фал несколько расплетен или закреплен на рымах так туго, что даже деформирует баллон лодки, хотя он должен несколько провисать;
целостность защелок весла, устройства, отлитого из ПВХ, позволяющего крепить весла по-походному, вдоль борта.
Смотрим на состояние весел:
рукоятки должны быть без трещин и не должны проворачиваться на весле;
весло должно собираться с некоторым напряжением, не допускающим люфта в месте сборки;
лопасть весла должна быть надежно закреплена на весле и не иметь трещин в точке крепления;
и самое главное — состояние уключин.
Обращаем внимание на качество фанеры, из которой изготовлены рейки настила. К слову, большинством отечественных производителей применяется водостойкая фанера, она не боится ни пресной, ни соленой воды (ГОСТ 3916.1–96) У нее должна быть нескользящей верхняя часть и гладкой — внутренняя, обращенная к днищу
На обеих поверхностях должен отсутствовать «непроклей» слоев.
Продолжаем, перевернув лодку ПВХ вверх килем. Днище должно быть равномерно натянуто и не иметь сборок по линии приклеивания к баллону. Завершаем осмотр комплектующими — помпой, шлангом и переходником. Все должно подходить к клапанам лодки ПВХ. Если подобных дефектов вы не выявили, то лодку можно собирать. Советую максимально внимательно посмотреть и запомнить алгоритм упаковки лодки консультантами — это одна из составных частей ее долгой и без аварийной эксплуатации.
Владимир Колгин