Моторная лодка Южанка

Внешний вид и особенности конструкции

«1»

Конструкция цельнометаллической модели выполнена из дюралюминиевого сплава, толщиной от 1 мм в области дна до 1,5—1,8 мм в остальных частях. Швы уплотнены герметичной лентой, защищающей от протечек. Остроскулые обводы от палубы к корме сходят на нет. Киль проходит вдоль днища до транца, реданов нет. Запалубленный форпик имеет люк, под которым находится водонепроницаемый отсек. От кокпита он отделен перегородкой, не пропускающей через себя воду. Под торпедой расположено небольшое багажное отделение с запирающейся дверцей.

Обитаемое пространство достаточно просторное, на 2 деревянных банкетках и водительском сиденье могут разместиться до 5 человек. Под ногами проложены решетчатые слани. В боковых стенках моторки во вместительных нишах помещается много клади и различных мелочей. Ветровое стекло у нее разделено профилем на 2 части. Подмоторный отсек рассчитан на один ПМ, не имеет рецесса. Смешанная система набора включает в себя: 2 герметичные переборки, шпангоуты и ребра жесткости. Внизу есть сливное отверстие. Главная отличительная особенность — сварные були, начинающиеся на расстоянии 2,7 м от транца.

Изначально эти детали внутри полые, заполненные воздухом. Вмещают в себя 52 л. Крепятся к поверхности при помощи заклепок. В инструкции отмечалось, что в случае заполнения их полистиролом кормовой запас плавучести не нужен. Накладки не только обеспечивают непотопляемость судна в задней половине, но и существенно улучшают его ход и позволили конструкторам оставить кокпит довольно широким: по палубе без булей — 1,24 м (для 2 пассажиров показатель нормальный), в то время, как в транце с ними показатель уже — 1,57 м.

Сравнивая «Казанку» и схожую с ней «Южанку», вторая выигрывает по таким параметрам, как непотопляемость, остойчивость и долгосрочность в эксплуатации.

«2»

Технические характеристики модификации «Южанка—2» уже несколько иные за счет другого сплава — АМг5М и конструктивных особенностей. Указанный металл известен тем, что не корродирует в соленой воде и немного тяжелее Д1. Соответственно, моторка приобрела способность осваивать морские просторы. Но технологией соединения так и осталось заклепывание. Такое сочетание встречается очень редко и помогает отличить вторую версию от ей подобных. Показатели толщины:

Часть конструкциимм
Днище2
Борт и палуба1,5
Набор2

По дизайну «2» очень похожа на «Днепр» внешне: высокая килеватость, остроскулые обводы, то же сочетание алюминия и клепки, объемные выштампованные ребра жесткости на палубе, по бокам, даже на кормовых отсеках. Несходство состоит в том, что выпускница Черноморского завода короче на 20, но шире на 5 см, дно не так сильно килевато (не 14,5 а 8 градусов) и легче аж на 38 кг. При этом грузоподъемность и пассажировместимость остались такими же. Корпус имеет гермоотсек в форпике, но без бомболюка.

Доступ к нему находится под торпедой, через рундук, к сожалению маленький и неудобный. Форштевень литой, выдерживает жесткие удары и идет до кормы, чем помогает судну удерживать курс. Кокпит очень вместительный, в бортовых поверхностях размещено множество полочек. Есть большой кормовой рундук, в котором помещаются и топливные емкости, и помпа, и запас плавучести. Помимо того, инструменты и кладь можно положить под сиденья.Аккуратный рецесс самоотливной формы, удачно препятствует заливанию брызгами с кормы, прочный, оборудован кницами.

Поверхность пола наклонена под ощутимым углом, поэтому ровно постелить пайолы нет возможности, необходим переход от середины к бокам. Во внутреннем пространстве располагаются 4 пассажира: по 2 спереди и сзади, на жестком поперечном переднем сиденье и кормовом рундуке. Лобовое стекло на заводе устанавливали из 2 половин, соединенных металлическим профилем. Блоки плавучести располагались под палубой, в носу и корме, сделаны из пенопласта и съедали меньше полезного места, чем у прототипа.

Лодка «Южанка»: преимущества и отличия

Печально то, что скептичность журналистов привела к блокаде развернутого обзора этого судна, что поначалу негативно сказалось на ее популярности. Невзирая на подобные «санкции», было выпущено в серию и продано множество модификаций рассматриваемого плавсредства.

В итоге агрегат показал себя отлично со стороны показателей мореходности, экономичности и скорости при максимальной загруженности. Мощность и размер лодки «Южанка» позволяют рассматривать ее, как отличное приспособление не только для прогулок, но и промысловых поездок на реках и других водоемах с возможностью появления «большой волны».

Достоинства

  • Вышеперечисленные модели объединяет их долговечность в эксплуатации. Дошедшие до нынешних дней экземпляры редко имеют проржавевшее насквозь дно, течи. Причиной этому служит прочная обшивка корпуса и сборка «на совесть»
  • Киль идет от форштевня до самой кормы, улучшая мореходность моторки
  • И первая, и вторая версии обладают неплохой остойчивостью на стоянке и при движении. У последней ход мягче
  • Система хранения вещей хорошо продумана и вместительна
  • Простота в управлении
  • Невысокая стоимость при покупке и в обслуживании
  • Отличная пассажировместимость
  • Основной упор разработчиков судна пришелся на свойства непотопляемости, их сделали сильнее, чем у «Казанки» и подобных моделей
  • Материалом версии «2» стал сплав АМг, который не подвержен корродирующему воздействию морской воды

История и цели создания

Монополия и широкое распространение «Казанок « по всей территории Советского Союза показали невероятный спрос на данную продукцию. Однако, было также много пожеланий потребителей несколько модернизировать ее и убрать существующие недостатки. Решить возникшую проблему вызвалась команда конструкторов Черноморского судостроительного завода, во главе которой находился инженер Г. Г. Меньков.

Были внесены следующие изменения:

  • увеличен вес
  • установлены були

Благодаря этим доработкам характеристики мотосудна улучшились в разы: клиновидные наделки по бортам снизили забрызгивание салона, заливание транца, повысили остойчивость и безопасность плавсредства при затоплении. Так появилась серийная модель «1», а любители прогулок и рыбалки получили недорогое надежное плавсредство. Проект был воплощен в жизнь в 1969 году. Производство всей серии происходило до 1978 года. Вскоре, после появления ее на прилавках магазинов, завод Горбунова выпустил почти полный аналог — «Казанку—М». Разница была лишь в некоторых декоративных элементах и наличии у последней реданов.

Фото лодки Южанка:

С 1978 г. на смену пришла «Южанка—2». Концепция ее заключалась в кардинальной смене дизайна, строения и устранении всех замеченных недостатков. Характеристики лодки из серии «Южанка» также подверглись тщательному пересмотру: ПМ стал мощнее, длина уменьшилась на 40 см, угол килеватости почти достиг показателя «Днепра» и в весе прибавилось 7 кг. Внешний облик изменился до неузнаваемости. Материал изделия — АМг5М. Первая версия «2» была продемонстрирована на соревнованиях «КиЯ» в 1978 г., где были отмечены ее стандартное для глиссеров исполнение и обычные для него качества.

Обзор модернизированных конструкций

Сразу после выпуска первой модели продолжались разработки по усовершенствованию изделия. Так, через три года появилась лодка с индексом два. Она отличалась как повышенной мореходностью, так и вместимостью. В качестве материала для изготовления использовался дюралюминий, а сам корпус выполнялся на заклёпках. На днище располагались зиги, выполненные штамповкой. Кормовая скула обзавелась увеличенным подъёмом, а шпангоуты – килеватостью. На лодке мог устанавливаться мотор силой до 50 л. с. Она с лёгкостью преодолевала волны до 0,8 метра не зарываясь на ходу, и на её палубе одновременно могли находиться до восьми человек. Скорость с мотором «Вихрь 30» развивалась до 39 км/ч (с двумя людьми).

Модернизированная конструкция 2М до 1977 года была самой большой мотолодкой. Её корпус был усилен десятью шпангоутами и обшит тонкой гофрой. Использование форпика в кокпите с объёмом чуть менее 390 литров обеспечивал ей непотопляемость. В лодку были добавлены два закрытых багажника: один на носу, а другой на корме. Судно комплектовалось шестью сиденьями из водоотталкивающей ткани, с возможностью трансформации в два спальных места.

Особенностью технических характеристик лодки «Казанка 2М» стала возможность установки автомобильного мотора, что приводило к повышению качества мореходства и надёжности изделия в целом. Существенным недостатком для всей второй серии была подверженность электрохимической коррозии в результате использования стальных элементов, а также выносное расположение двигателя, что вело к заливанию его водой.

Конкуренция в судостроении требовала повышение комфортности и мореходности, в результате чего в 1972 году была выпущена мотолодка «Казанка-5». Двигатель, устанавливаемый на неё, не мог превышать 30 л. с. Для улучшения глиссирования обводы корпуса выполнялись небольшой килеватостью дна с заострённой носовой кормой. Такие доработки повлекли улучшения хода судна и небольшой дифферент, но в то же время вызывали зарыскивость при врезании в волну. Непотопляемость достигалась размещением пенопласта под кормой палубы и носа. Её характеристики были следующими:

Как выбрать мотор?

Если мощность мотора выше допустимой, судно может перевернуться на поворотах. Максимальная предельная мощность указаны в паспорте плавсредства.

При выходе на большие расстояния нелишним будет запасной мотор. (Данный факт относится к отечественным и китайским изделиям).

И по сей день существует спрос на советские корпусные лодки даже несмотря на то, что они не так удобны, как новые модели отечественных и зарубежных производителей. Зато они значительно дешевле, а если приложить к ним умелые руки — получится хороший вариант для рыбалки, удобный, вместительный и вполне надежный.

Характеристики лодки «Южанка-2»

Длина наибольшая, м4.20
Ширина наибольшая, м1.65
Высота борта на миделе, м0.65
Угол внешней килеватости на транце
Масса с оборудованием и снабжением, кг152
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Допустимая мощность ПМ, л.с.30

Разработчики, производившие моторную лодку «Южанка», которая являлась модифицированной «Казанкой», только имевшей були, в середине70-х годов задумались о том, чтобы заменить устаревшую на тот момент модель более современным плавсредством. При разработке нового проекта, конструкторы «поглядывали» в сторону продукции, которую производил Херсонский судостроительный завод. Что в результате проектировщики с Черноморского судостроительного завода создали мотолодку, схожую с «Днепром». Визуально моторные лодки «Южанка-2» и «Днепр» отличаются ветровым стеклом, — изделие «черноморцев» имеет сплошную конструкцию остекления от борта до борта, тогда как стекло у лодки «Днепр» — это конструкция, состоящая из двух половин, объединенных на центральной стойке.

Для изготовления корпуса использовался АМГ-5М, несмотря на то, что достаточно редко применяется в сочетании с технологией клепки. Моторная лодка «Южанка-2» впервые была представлена в 1978 году на регулярных гонках на призы журнала «Катера и Яхты». Журналистами было отмечено то, что новая лодка практически не имеет ничего нового и является аналогичной большинству прогулочно-туристских мотолодок. Тем не менее, даже, несмотря на такой нелестный отзыв, мотолодка «Южанка-2» значительно отличалась от своих «собратьев» тем, что не обладала недостатками. Например, по сравнению с тем же «Днепром», днище продукции Черноморского судостроительного завода было значительно прочнее и не протекало при продолжительном использовании на волнении. Кроме того, Пенопластовые блоки плавучести были более надежными и не «крали» полезное пространство, как воздушные ящики, которые имел «Днепр». Обводы «Южанки-2» были выполнены в плоско-килеватой форме, что обеспечивало безопасный ход, как на боковой, так и на попутной волне. Также «Южанка-2» имела несколько меньший угол килеватости на транце, что позволяло выходить на глиссирование даже при значительной загрузке

Важно отметить, что корпус данной мотолодки не подвергался воздействию коррозии даже в морской воде. А вот стоимость по сравнению с другими плавсредствами была существенно ниже, поскольку комплектация моторной лодки «Южанка-2» была практически «спартанской»

Испытания, проведенные в заливе Петра Великого, показали, что мотолодка обладает прекрасными мореходными и скоростными качествами.

Максимальная допустимая мощность, исходя из расчетов, которые основываются на соображениях ходовой остойчивости плавсредства, составляет приблизительно 40 лошадиных сил. Однако водномоторники из Владивостока устанавливали «сороковки» японского производства, что дало информацию о том, что «Южанка-2» показывает отличные эксплуатационные качества и под такой мощностью мотора. Скупая комплектация мотолодки — это скорее преимущество, чем недостаток, поскольку любители рыбалки имеют возможность приобрести недорогое, но очень надежное и неприхотливое плавсредство. А те, кто стремится к большему комфорту, могут самостоятельно дооборудовать мотолодку тентом, дистанционным управлением, ходовыми огнями или мягкими подушками.

Стоит отметить, что проект моторной лодки «Южанка-2» является наиболее удачным вариантом из тех, которые проектировались на замену легендарной «Казанке».

Отличительные особенности каждой модели с техническими характеристиками

Казанка

Корпус плоскодонки выполнен из дюральалюминия способом клепания. Водномоторникам она полюбилась за неприхотливость и относительную дешивизну. Что касается других достоинств этой лодки, необходимо упомянуть малую осадку и легкий выход в глиссирующий режим со значительной нагрузкой (для чего прекрасно подойдет двигатель небольшой мощности).

Весьма скромные мореходные характеристики, но для эксплуатации на закрытых водоемах с малым волнением первая “Казанка” вполне пригодна. Выход с мощным мотором на большую скорость не рекомендуется, низкая остойчивость приведет к опрокидыванию судна, возможна утрата герметичности.

Так как були не были предусмотрены в этой модели, вместо них устанавливали самодельные бортовые наделки. На ней разрешается плавать в пределах 1500 м. от береговой зоны при состоянии водоема не больше двух баллов.

Казанка-М («Южанка»)

Незамысловатая, но надежная разработка советских инженеров, оснащенная кормовыми булями для повышения отстойчивости и плавучести, а также для удобства выхода в режим глиссирования с максимальной загруженностью. На лодки устанавливали жесткие сиденья и ветровое стекло. Подмоторная ниша отсутствовала, поэтому мотор часто заливало водой.

Казанка-2

Плоскодонная лодка длиной 535 см с изогнуто-килеватыми обводами, способна разместить на борту 6-8 человек. Материал корпуса — дюраль. Предусмотрена возможность установки двух подвесных двигателей за транцем. Рассчитана под мотор до 50 л.с. Возможность эксплуатации в прибрежных зонах при волнении до 3 баллов. Разработчики усовершенствовали ходовые характеристики этой модели.

Оснащена двумя багажными отсеками для снаряжения и топливных канистр. Заклепочные швы обработаны шпаклевкой и уплотнителями. Для пассажиров предусмотрены 6 мягких сидений, которые легко трансформируются в два спальных места. Предусмотрены сливные клапана при заливании кокпита водой. Металлические пайолы в кокпите и на багажнике. Монтаж автомобильного двигателя не только повысит скорость, но и улучшит мореходные качества. Ее модификация “Казанка-2М”.

Казанка-5

Модификация “Казанки-2”. Также отличается высокой килеватостью. Рассчитана под мотор до 30 л.с. Обладает улучшенными ходовыми характеристиками за счет заостренной носовой конечности и специфичными обводами корпуса. Устойчива на курсе. Дифферент малый, если плавсредство идет с максимальной загруженностью. Корпус выполнен из дюралюминиевого сплава и оснащен штампованными рифтами.

Прессованные профили увеличивают прочность и герметичность модели. Инженерное решение поместить пенопласт в носу и корме обеспечивает способность плавсредства оставаться на плаву и не переворачиваться при поврежденном корпусе. Лодка рассчитана на размещение 4 человек. Мягкие сиденья складной конструкции.

Прочный материал корпуса, надежная обшивка и заклепочные швы соединения хорошо зарекомендовали себя в тяжелых условиях применения. Вместительный удобный кокпит по достоинству оценен владельцами. Серьезной конструкционной недоработкой является то, что вода попадает на борт через просветы для штуртросов. По отзывам владельцев, одним из преимуществ является коррозионная стойкость.

Казанка-5М

Это усовершенствованный вариант “Казанки-5”. При разработке данной модели были учтены недостатки ее предшественницы. Кокпит значительно перепланировали для удобства. Увеличили предельную мощность моторов с 30 до 55 л.с. Была решена проблема с водопроницаемостью транца, отверстия уплотнили каучуковой шайбой. Внутреннее пространство было увеличено за счет выноса транца, с другой стороны появился риск, что

подвесные моторы зальет волной. Изменена конструкция рамы ветрового стекла — заменили панорамным. В качестве материала для штурвала использовали пластмассу (в ранних моделях штурвал был изготовлен из металла). Появились отделения для рыболовных принадлежностей и мелких вещей.

Багажный отсек от кокпита отделили перегородкой. Дистанция удаления от берега составляет 3000 м. Даже полностью залитая водой лодка с мотором теперь остается на плаву с сидящими пассажирами. Производители позаботились о том, чтобы лодка была непотопляема даже тогда, когда целиком залита водой.

Что дали изменения?

Тюнинг лодки «Южанка» сказался на увеличении ее веса в пределах дополнительных семи килограмм и незначительном снижении крейсерной скорости при максимальной нагрузке. Однако судно стало более маневренным и устойчивым на волнах. Оно не было предрасположено к заливанию водой, как это часто случалось с предшественницей. На борту мотолодки можно разместить пять человек, что нисколько не повлияет на безопасность и условия эксплуатации. На борту предусмотрены дополнительные ниши и отсеки для хранения инструментов и прочего инвентаря.

Модернизированный вариант был принят государственной инспекцией, и вскоре «Южанка 2» вышла в серийное производство. В дополнительную комплектацию входит следующий набор приспособлений:

  • опционный прерыватель массы;
  • помповый клотик;
  • кнопочный узел управления;
  • трос и рулевое колесо;
  • ходовые огни.

Впервые эта мотолодка была продемонстрирована в 1978 г. Это случилось на Всесоюзной выствке, где присутсвовали достойные на то время конкуренты. Многие специалисты и критики оценили ее, как прогулочно-туристический вариант в обновленном исполнении. Тем не менее в дальнейшем рейтинги этого аппарата существенно возросли.

Особенности оформления экстерьера

Лодка «Южанка 2» имеет корпус, который изготовлен из специального алюминиево-магниевого сплава. Стоит отметить, что это смелый шаг, поскольку данный материал редко сочетается с технологией клепки. По внешнему виду рассматриваемое судно от ближайшего конкурента «Днепра» можно отличить по ветровому стеклу, которое выполнено как сплошная конструкция между обоими бортами.

Как бы скептически ни относились журналисты к новому плавательному средству, оно имеет ряд преимуществ. Во-первых, лодка оборудована прочным днищем, которое не давало течи даже при серьезных волнениях на воде. Во-вторых, модель оснащена блоками плавучести из пенопласта, которые надежнее, чем аналогичные завоздушенные элементы, а это значительно позволяет сэкономить полезное пространство.

Плоские килеватые обводы гарантируют безопасный ход на попутной и боковой волне. Мотолодка «Южанка 2» легко выходит на глиссирование с максимальной нагрузкой, а также устойчива к коррозийным процессам в соленой воде. Кроме того, учитывая аскетическое оснащение этого судна, стоимость его была на порядок ниже ближайших конкурентов. Многие граждане и сейчас с удовольствием используют это водное транспортное средство для различных целей.

Южанка 2 или Крым

Рулевой 2-го класса

Основной экипаж
341 сообщений

  • Из: г.Волгореченск
  • Судно: крым

#2 vlor-2008

Рулевой 2-го класса

Основной экипаж
341 сообщений

  • Из: г.Волгореченск
  • Судно: крым

Кстати, до Крыма был Днепр с нептуном. Лодка нравилась по ходовым качествам, правда моторчик был слабоват. Но были существенные недостатки: валкость при стоянке и глубокая осадка. Очень плохо при подходе к берегу и езде по мелким местам. Думаю что на Южанке2 осадка будет меньше т.к. килеватость у нее меньше, да и на глисс. будет быстрее выходить.

Хотелось бы выслушать ваши мнения.

Капитан
3 689 сообщений

  • Из: samara
  • Судно: motolodka
  • Название: Adroit Boat

Хотелось бы выслушать ваши мнения.

Рулевой 2-го класса

Основной экипаж
341 сообщений

  • Из: г.Волгореченск
  • Судно: крым

Обитаемость

Чем хороша рассматриваемая модель — в ней много полезного места. Отделы для размещения всего необходимого багажа есть в форпике, нишах по бокам кокпита и под удобным рундуком. Также, инструменты можно поместить под банкой, в шаговой доступности от руля. Первый серийный представитель вмещает на борт до 5 пассажиров: сзади находится кормовой жесткий диван, посредине поперечная банкетка и спереди банка–сиденье капитана.

Второй не обладал одинарным посадочным местом. Все пассажирские места стационарные, не имеют свойство раскладываться для ночлега. Поэтому, в заводском паспорте не рекомендуются длительные туристические походы: спать в пути будет негде. Ветровое стекло идет от края до края, высота его достаточная, чтоб сидящих спереди не заливало водой. ДУ мотором присутствовало в комплекте не всегда, как и тент.

Моторная лодка Казанка

Перемещаться по водной поверхности в целях небольшого путешествия или рыбалки принято на обычных моторных лодках. Это универсальное плавательное средство для одного, двух или трех человек, позволяющее довольно быстро перемещаться по поверхности воды. На сегодняшний день продукция такого типа является необычайно востребованной на рынке. Одной из наиболее распространенных серий является «Казанка». Лодки «Казанка» представлены множеством вариаций, различающихся техническими характеристиками.

Стоит отметить, что сегодня на рынке можно найти большое количество поддельной и некачественной продукции, которая поставит под угрозу как успешность плавания, так и безопасность пассажиров. Так что при покупке лучше отдавать предпочтение проверенным поставщикам.

Лодка «Казанка-М»

Заключение

Лодка «Южанка» – по большому счету — является достойным отечественным продуктом, который рассчитан на эксплуатацию в различных условиях. Его потребность однозначно подтверждена многими любителями рыбалки и отдыха на воде, рекомендациями специалистов и отзывами потребителей.

Характеристики плавательного средства только подтверждают ее конкурентоспособность, а минимальное оснащение делает доступной для большинства граждан. При этом показатель практичности и безопасности остается на высоком уровне.

Группа энтузиастов под руководством инженера Г. Г. Менькова на Черноморском судостроительном заводе провела работу по совершенствованию популярной прогулочной мотолодки «Казанка». Особенностью новой лодки являются водонепроницаемые 2,75-метровые були объемом по 52 л. установленные на бортах в кормовой части судна.

Були изменили внешний вид лодки, придав ей более современные архитектурные формы, и, главное, улучшили технические и эксплуатационные характеристики. При этом вес «Южанки» (так названа новая лодка) по сравнению с «Казанкой» увеличился на 7,5 кг и незначительно снизилась скорость хода при полной нагрузке под мотором «Вихрь».

Были проведены всесторонние сравнительные испытания обеих лодок. Скорость хода замерялась пробегами на мерном участке длиной 500 м при скорости ветра 6—8 м/сек и состоянии водной поверхности 2—3 балла.

Установка булен благоприятно отразилась на поведении «Южанки» при свежем ветре и волнении. Лодка не заливается, брызгообразование, по сравнению с «Казанкой», незначительно. Испытания показали возможность безопасной эксплуатации «Южанки» с полной нагрузкой (5 человек) под мотором «Вихрь» при волнении до 2 баллов включительно.

Сравнение остойчивости лодок проводилось при размещении людей на сиденьях одного борта. «Южанка» не опрокидывалась, имея на одном борту четырех человек — 338 кг; минимальный надводный борт при этом составлял 55 мм. «Казанка» же имела высоту надводного борта у транца всего 25 мм уже при нагрузке на борт в 267 кг (три человека).

Для проверки непотопляемости кокпит и багажное отделение заполнялись водой. Вместо мотора «Вихрь» был размещен балласт весом 48 кг. «Казанка» оставалась на плаву, но имела большой дифферент на корму, а запаса плавучести хватало лишь для того, чтобы поддерживать находящихся в воде людей. При попытке одного человека перейти из воды в кокпит «Казанка» тонула. «Южанка» же оставалась на плаву даже с тремя пассажирами.

Междуведомственная комиссия, проводившая сравнительные испытания, дала положительную оценку «Южанке» и рекомендовала ее к серийному производству.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий