Моторная лодка Автобот

Лодка «Автобот»

«Автобот» — секционная цельносварная моторная лодка для автомобилистов. Главной целью конструкторов, когда они приступили к разработке проекта «Автобот», было создание легкой и доступной переносной моторной лодки под двигатель «Ветерок» мощностью 12 л.с. С.; с таким подвесным мотором лодка должна была планировать с тремя людьми на борту. Особым требованием было удобство перевозки в легковых автомобилях отечественных марок.

Внешний вид моторной лодки «Автобот»

В целях снижения трудоемкости изготовления корпуса и уменьшения количества необходимого технологического оборудования обводы катера, как и его конструкцию, было решено максимально упростить. При этом мы постарались, чтобы снижение веса и упрощение обводов корпуса не вызвали ухудшения мореходных качеств будущего катера. Чтобы обеспечить продажу, необходимо было максимально расширить площади возможной эксплуатации и использования лодки. Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водохранилищами, и мы хотели приравнять Автобота в этом плане к существующим неразборным моторным лодкам. Высокий борт и наличие ниши под двигателем обеспечивают безопасное плавание лодки с полной загрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».

Обводы корпуса катера «Автобот» острые с постоянным углом наклона днища (12,5°) на две трети длины катера. Носовые стропы имеют большую килеватость, но сделаны достаточно толстыми, чтобы лодка хорошо забиралась в волну.

С учетом технологичности конструкции и для обеспечения возможности размещения лодки в малогабаритной и удобной для хранения и транспортировки упаковке, корпус лодки Автобот разделен на три жесткие секции. Секции катера соединены болтами через фланцы, представляющие собой жесткие шпангоуты (аналогичная конструкция используется на секционных катерах «Малютка» и «Малютка-2»). Герметичность соединений обеспечивается резиновыми прокладками между фланцами.

Основным способом соединения деталей и узлов в конструкции является аргонодуговая и контактная сварка. В небольших объемах также используются заклепки (где это позволяет снизить общую трудоемкость при изготовлении корпуса). При достаточно больших габаритах лодка, поднимающая 225 кг, весит всего 58 кг. Можно отметить, что показатель удельного объема (Д х Ш х В на 1 кг веса) лодки Автобот значительно выше, чем у выпускаемых в настоящее время 4-метровых моторных лодок. Это достигалось за счет того, что для обеспечения жесткости конструкции максимально использовались штамповки (шабровка обшивки на бортах, гофры на днище и т д.).

Но даже при таком малом весе существующие инструкции не рекомендуют штабелировать лодку на верхнем багажнике малолитражки. Дело в том, что масса самих стволов, выпускаемых нашей промышленностью, составляет 12-15 кг. Следовательно, масса лодки с багажником заведомо превысит 70 кг, при этом к дождевикам на крыше автомобиля допускается крепить груз массой до 65 кг. У этой проблемы было два решения: либо уменьшить массу лодки, пойти на ухудшение некоторых ее уже достигнутых положительных качеств, либо… оставить штатный багажник автомобиля. Мы выбрали второе решение и разработали специальные стержни для крепления лодки Автобот к автомобилю любой выпускаемой нами модели (одновременно эти стержни служат для раскрепления деталей в упаковке). Таким образом, мы добились того, что общая масса груза, перевозимого на крыше автомобиля, не превышает 62 кг; перевозка лодки автомобилем при таком варианте крепления вполне приемлема.

Снабжение и оснащение лодки автоботов также доведено до минимума. Имеются три съемных поперечных банка, под которыми крепятся блоки плавучести. Банки упираются краями в горизонтальную ломовую полку боком. Подключи сделаны съемными. Детали швартовно-буксировочного устройства являются конструктивными элементами корпуса. В комплект поставки входят два качающихся металлических весла с уключинами, спасательный круг, черпак, ремкомплект с инструментами для сборки и разборки лодки, а также крепления на крышу автомобиля.

Способ управления лодкой

Для управления алюминиевой лодкой или катером, применяются три способа рулевого управления: румпельное управление, передняя консоль и центральная консоль.

  • Лодки с румпельным управлением. При румпельном управлении судоводитель находится на корме, рядом с подвесным мотором и управляет лодкой перемещением румпеля из стороны в сторону. Лодки с румпельным управлением стоят дешевле и имеют больше свободного пространства внутри лодки. При этом, румпельные лодки сложнее выходят в режим глиссирования из-за смещения центра тяжести на корму. Кроме этого, рулевой находящийся на корме лодки имеет худший обзор, чем рулевой находящийся в середине или передней части лодки, особенно если в лодке кроме него находятся пассажиры, сидящие впереди него.
  • Лодки автомобильной компоновки, с капотом на носу лодки и передней рулевой консолью. Рулевой управляет лодкой с помощью руля расположенного на передней консоли, пассажиры находятся позади него, в средней и кормовой частях лодки. Рулевой защищен от ветра и брызг воды ветровым стеклом, которое имеет дверцу в центральной части, через которую можно выйти на капот лодки. Лодки с автомобильной компоновкой удобны для водных прогулок, но не очень удобны для рыбалки, так капот сильно уменьшает внутреннее пространство лодки.
  • Лодки с центральной консолью. Лодки, у которых консоль управления расположен в центре лодки, являются наиболее удобными для рыбалки. Центральная консоль делит лодку на две зоны: переднюю и заднюю. Каждый рыболов находится в своей зоне и чувствовует себя вполне комфортно как во время заброса приманки, так и при вываживания рыбы.

Под веслами

Поскольку в моторках весла играют второстепенную и вспомогательную роль, большинство глиссирующих моделей не рассчитаны на длительные прогулки на мышечной силе гребца. Лодка Автобот не исключение.

Плюсы:

  • Быстро разгоняется
  • Центровка перемещается в носовую часть, приподнимая корму
  • Идет при размерной работе веслами около 5 км/ч.
  • Капроновые втулки под уключины не скрипят

Минусы:

  • Тяжело грести при наличии пассажира
  • Скорость падает даже при небольшом волнении
  • Весла металлические, полые внутри. Быстро набирают воду, становятся тяжелыми, тонут
  • Ручки весел при заводской центровке отстают друг от друга более 50 см. Грести неудобно
  • Под мощными гребками борт прогибается в местах крепления подуключин . Требуется усиление корпуса

Основные данные

Основные данные разборной мотолодки «Автобот»
Длина наибольшая, м3,50
Ширина наибольшая, м1,35
Высота борта на миделе, м0,45
Угол килеватости днища у транца12,5°
Масса с оборудованием и снабжением, кг58
Грузоподъемность, кг225
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность ПМ, кВт (л. с.)9,2(12,5)
Скорость хода под мотором «Ветерок-12» с полной нагрузкой, км/ч30
Габариты пакета в сложенном виде, м1,55х1,35Х0,6

Для уменьшения трудоемкости изготовления корпуса и снижения количества необходимой технологической оснастки обводы мотолодки, а также и ее конструкцию было решено максимально упростить. В то же время мы старались сделать так, чтобы уменьшение веса и упрощение обводов корпуса не вызывали ухудшения мореходных качеств будущей лодки.

Для обеспечения ее сбыта следовало рассмотреть и районы возможной эксплуатации, и характер использования лодки максимально расширить.
Район плавания большинства разборных лодок ограничен небольшими реками и водоемами, а мы хотели уравнять «Автобот» в этом отношении с существующими неразборными мотолодками.

Высокий борт и наличие подмоторной ниши обеспечивают безопасное плавание лодки с полной нагрузкой при волнении высотой до 0,5 м, что практически соответствует условиям эксплуатации выпускавшихся ранее моделей «Янтарь-2» и «Неман».

Подробный обзор

Непотопляемость

На воде лодка Автобот ведет себя прогнозируемо и стабильно. Уйти в оверкиль в режимах, предусмотренных техпаспортом, практически невозможно. Остойчивость при волнении достигается широкими скулами, а также грамотно подобранным углом килеватости в 12⁰. Этому способствует также форма картопа, приближенная к прямоугольнику.

Килеватость, даже самая легкая, обеспечивая легкий ход в глиссирующем режиме, приводит к валкости судна. Это особенно чувствуется во время охоты. Стоять на нем можно, но стрелять в дичь из положения стоя чревато – можно искупаться. Тем не менее, по реке данный картоп идет уверенно и легко.

На водной поверхности пенополистирол, расположенный в банках и нише под двигателем, удерживает картоп с мотором и одним человеком на кокпите.

На волне

Технические характеристики свидетельствуют о том, что судно выдерживает полуметровые волны. Вместе с тем при гребнях высотой от 50 см пассажиры ощущают сильные удары. Тем не менее в одиночку, находясь на корме, при подобном волнении можно идти вполне безопасно.

На водоемах, где погода может меняться быстро и непредсказуемо, картоп выдерживает в водоизмещающем режиме волны до 90 см, что доказано испытаниями. Однако это верхний экстремальный предел. Допускать подобных ситуаций не стоит.

Уверенный ход под любым углом достигается на гребнях до 30 см. Паспортные ограничения, к сожалению, снижают данный параметр до 25 см. Это объясняется тем, что на водоемах с нестабильной водной поверхностью (пороги, резкие изменения погодных условий и т.д.) нужно иметь запас прочности и плавучести.

Преимущества алюминиевых лодок

Алюминиевые лодки обладают целым рядом уникальных качеств, благодаря которым и стали такими популярными среди рыболовов:

  • Алюминиевые сплавы, как материал для изготовления лодок, имеют очень высокое соотношение прочность-вес, то есть при малом удельном весе обладают высокой прочностью.
  • Алюминиевые сплавы более ударопрочны, чем сталь и стекловолокно. Даже в напряженном состоянии алюминиевый лист растягивается более чем на 10% перед тем как разорваться. Эластичность алюминия в три раза превышает эластичность стали.
  • Алюминиевые сплавы практически не подвержены воздействию коррозии. Оксидная пленка, образующаяся на поверхности металла, надежно защищает его от внешнего воздействия.
  • Лодка из алюминия не требует окраски, специальных условий хранения и сложного ухода.

Перевозка лодки

Разборные секции позволяют легко перевозить судно. Поскольку его вес составляет 58 кг, одна секция весит чуть меньше 20 кг. Если снять банки с веслами, то задача облегчится. Упаковать комплект в одиночку вполне реально. Одним из вариантов самостоятельной погрузки на крышу авто является использование лебедки с направляющими.

Видео лодки Автобот:

https://www.youtube.com/watch?v=LC6_nLRMpoUVideo can’t be loaded: Погрузка Автобота на крышу автомобиля (https://www.youtube.com/watch?v=LC6_nLRMpoU)

Однако нужно помнить о том, что сам верхний багажник обладает собственным весом. Чтобы не превышать допустимые параметры перевозки грузов, конструкторы предложили использовать специализированный крепеж, прилагающийся к картопу. При этом общая масса транспортировочного пакета равна 62 кг.

При ручной погрузке банки, весла со всем снаряжением перевозятся в салоне автомобиля, что уменьшает его пассажировместимость. Однако если погрузку выполнять вдвоем, то можно избежать демонтажа оснащения, что освободит место в салоне.

Кроме удобной транспортировки складной корпус позволяет избежать затрат на хранение судна на причалах, а также разместить ее вместе с автомобилем в гараже.

Разбирать или нет – дело вкуса и наличия времени на откручивание/закручивание 26 болтов. Чтобы облегчить задачу, замените их метизами из нержавеющей стали. Накидные гайки-барашки на порядок удобнее, к тому же помогут сэкономить время. Сборка занимает чуть больше часа. Разобрать можно за 50 минут. При наличии трейлера картоп можно собрать один раз, а разбирать лишь для замены резиновых уплотнителей, которые служат по 10 лет и более. В этом случае судно хранится в висячем положении на стене гаража или на веревках под потолком для удобства погрузки.

Если нужно транспортировать картоп в собранном состоянии, для этого логичнее использовать автоприцеп, потому как поднимать и грузить каждый раз 58 кг на крышу малолитражки – задача не из легких. При перевозке в неразобранном виде на верхнем багажнике требуется специальный крепеж, 2 человека или автоматический погрузчик.

Ходовые качества

Лодка Автобот рассчитана на «Ветерок-12». Вполне устойчиво ведет себя под современными моторами до 12,5 л.с.Развивает скорость до 30 км/ч при полной загрузке. Максимальные показатели удалось зафиксировать на латвийских соревнованиях, когда победитель разгонялся до 39,02 км/ч. На глиссирование выходит за считанные секунды благодаря продуманной форме обводов. Это существенно экономит топливо на старте.

Несмотря на то, что модель была разработана для малой акватории, она с успехом использовалась на протяжении многих лет рыбаками в Черном море по тихой воде. Это же подтвердили испытания в ходе вышеупомянутых соревнований, проходивших в 1977-1978 гг. на Балтийском море в латвийском порту Лиепая.

Получается, что по скоростным характеристикам судно выходит на уровень 4-метровых жестких моделей, рассчитанных под более мощные двигатели порядка 20 л.с. Это уникальное свойство достигается тем, что в глиссирующем режиме дно соприкасается с водой на участке кормы шириной в 1,11 м и достигающем 1/5 длины всей конструкции. При этом даже когда на задней банке находится водитель с пассажиром, площадь скольжения не увеличивается.

Слом борта, идущий вдоль всего корпуса, выступает в качестве дополнительной скулы. Благодаря нему при старте быстро набирается скорость, обеспечивается практически моментальный выход на глиссирование. А при дальнейшем плавании он грамотно распределяет нагрузку.

В отличие от других картопов наш герой, по словам конструкторов, во время старта не проседает в корме и не выходит на “кобру”. Однако некоторые владельцы отмечают, что при выходе на глисс он все же сильно поднимает нос. Кто прав? На представленном видео вы можете сами оценить ходовые качества и вынести справедливый вердикт.

Встречаются умельцы, которые устанавливают на транец доску длиной до 0,25 м и шириной во всю корму, исполняющую роль крыла. По их мнению, она помогает быстрее выходить на глиссирование, увеличивает скорость. По словам В. Белых мотор можно приподнять. Для Ветерка это расстояние колеблется от 6 до 7 см, для Tohatsu — 6 см, а для Yamaha до 9 см.

Килеватые обводы в таком случае нормализуют работу винта, а также способствуют его качественному охлаждению. Кроме того, улучшается выход на глиссирование, снижается сопротивление мотора в воде. А поскольку он сам поднимается выше транцевой доски, то уменьшается риск попадания воды в моторную нишу.

Таблица характеристик

Уже при одном взгляде на описание технических характеристик лодки (ТТх) видны ее особенности.

Название характеристикиЗначение
Длина наибольшая, мм3380
Ширина наибольшая, мм1300
Высота борта на миделе, мм450
Угол килеватости днища на транце, град.12,5
Масса с оборудованием и снабжением, кг58
Грузоподъемность, кг225
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность ПМ, л.с.12,5
Материал корпусаАМг
Скорость под мотором под который проектировалась при полной нагрузке и максимальная30
Максимальная высота волны, мм500
Удаление от берега, км3
Габариты в сложеном виде для складных, мм1550x1350x160
Удельный объем, м3/кг0,0343

Изготовление плоскодонки своими руками

Сборка плоскодонки своими руками включает в себя составление чертежей, покупку материалов, подготовку необходимых инструментов, изготовление из доски днища, бортов, кормы, их крепление и обработка конструкции против гниения антисептиками, смолой.

Материалы и инструменты

Необходимые инструменты:

  • Электролобзик.
  • Рулетка.
  • Угольник.
  • Маркер.
  • Молоток.
  • Шуруповерт.

Из материалов необходимы сухие еловые или сосновые доски толщиной 25–30 мм, бруски сечением 50×50 мм для поперечин, гвозди или оцинкованные саморезы, смола, пакля, водостойкая краска.

Составление чертежа

Для того чтобы построить лодку плоскодонку из досок самостоятельно необходимо прежде всего сделать понятные и наглядные чертежи (проект) ее основных частей: бортов, днища, кормы (транца). На основании чертежей производится расчет потребности в материалах: доске, фанере, брусков для каркаса и ламелей.

Чертеж плоскодонной лодки должен быть наглядным и понятным – ошибка в размерах при изготовлении плавсредства приведет к снижению его герметичности и маневренности.

Изготовление днища

Несколько досок кладут плотно друг к другу, на них маркером очерчивается контур дна согласно размерам чертежа. Из брусков изготавливают 5 поперечин, длина которых равна ширине днища в средней, кормовой и носовой части. Самой длинной поперечиной уложенные доски сшиваются посередине, после чего с помощью лобзика или ручной циркулярки днище вырезают по очерченному контуру, оставляя не выпиленными участки у носовой и кормовой части.


В носовой и кормовой части заготовку днища дополнительно фиксируют досками и капроновым шнуром


Стягивая днище поперечинами, добиваются минимальных зазоров между его досками

Монтаж носовой доски и кормы

После того как днище выпилено к носовой его части при помощи ершённых гвоздей или саморезов под близким к прямому углу крепится брусок – носовая доска. Затем к задней части днища крепится несколько досок, из которых формируется корма (транец).

Близкий к прямому угол крепления носовой доски позволит равномерно распределить воздействующую на нос силу встречного потока воды при движении лодки

Крепление к днищу бортов

Две первые доски правого и левого борта прибиваются сначала к носовой доске, затем выгибаются по контуру днища и стягиваются прочным шнуром у кормы. После этого, они крепятся к торцам днища гвоздями.


При креплении первых досок бортов их лучше фиксировать у кормы прочным капроновым шнуром

Для крепления последующих досок параллельно поперечинам к днищу прибивают переборки.

Чтобы борта «не повело» доски правого и левого борта прибивают к переборкам одновременно, не собирая сначала правый или левый борт полностью.

При длине лодки 3,5–4 метра обязательно наличие не менее 2 переборок, к которым пришивают доски бортов

Обработка днища и бортов

Все щели в днище и между досками бортов конопатят паклей. Для защиты дерева днища от гниения, а также для предотвращения течей дно и борта хорошо промазывают смолой.

История и цели создания

Первые экземпляры в СССР были выпущены в 1977 году на калининградском заводе “Янтарь”. Перед конструкторами стояла задача создать легкую картоп-лодку с высокими скоростными характеристиками под уже выпускающийся в то время мотор “Ветерок 12”. В. Белых и В. Цыплухин успешно справились с задачей, максимально облегчив конструкцию, сохранив быстроходность и остойчивость.

Модель до сих пор пользуется популярностью и постоянно модернизируется. Официально производство данных картопов было закрыто в 1992 году. Однако существующие технические наработки до сих пор используются народными умельцами при разработке катеров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий