Лодка для рыбалки – варианты
При выборе лодки для рыбалки следует прежде всего учитывать размеры тех водоёмов и рек, где она чаще всего будет эксплуатироваться. Также рыбак сразу должен определиться, что ему важнее – вес и компактность плавсредства, или же комфорт и удобство в нём.
Пакрафт
Фото 12. Пакрафты перед сплавом по горной реке. Автор фото: Paxson Woelber.
Фото 13. Пакрафт – лучший способ совместить сплав по речке с велопокатушкой. Автор фото: Sven Schellin.
Изначально пакрафт подразумевался как спортивное плавсредство для водного туризма, совмещённого с пешими походами или велопокатушками, посему он незаменим для тех рыбаков, которые путешествуют к местам ловли пешком, на велосипеде или общественным транспортом.
Фото 14. Пакрафт в суровых условиях Севера
Обратите внимание на вытянутую корму – такая форма обеспечивает лучшие остойчивость и курсовую устойчивость. Автор фото: Paxson Woelber
По умолчанию пакрафты комплектуются байдарочным веслом и не имеют держателей для спиннинга, поэтому для рыбалки их придётся немного доработать – приклеив соответствующие “причендалы”
Также стоит обратить внимание на наличие деки – полотнища, приклеенного сверху баллонов – оно защищает внутреннее пространство от брызг. Дека востребована для водного туризма – для прохождения порогов, рыбаку же она не особо нужна (и будет только мешаться), поэтому при покупке пакрафта лучше выбирать модели без деки
Тем не менее, в последнее время некоторые производители взялись изготавливать особые, адаптированные для рыбалки пакрафты.
Гребная лодка
Хороший вариант для тех, кто рыбачит на небольших водоёмах, совмещает рыбалку со сплавом по малым и средним рекам, и не нуждается в мощном моторе. Самые лёгкие гребные лодки – одноместные, весят примерно 10 кг, двухместные – раза в полтора, а то и в два больше. Могут комплектоваться небольшим навесным транцем для электромотора или маломощного ДВС.
Рыболовная байдарка
В принципе, в качестве альтернативы традиционному рыбацкому “бублику” подойдёт любая надувная или каркасно-надувная байдарка – без деки, шириной не менее метра. А некоторые производители туристических плавсредств специально адаптируют свои изделия под рыбацкие нужды, оснащая их жёстким полом, держателями для удилищ, удобным креслом-сидушкой и распашными вёслами. Есть также и модели с транцем (т. н. “катабайд”).
Чем хороша такая лодка? Прежде всего она имеет лучшие, по сравнению с обычной рыбацкой, ходовые качества – благодаря заострённым и закаяченным носу-корме, и более приспособлена для рек.
Моторная
Фото 17. Надувная лодка с транцем под мотор. Автор фото: Andshel.
Такие лодки уже комплектуются полноценным транцем, на который можно подвесить тяжёлый мотор. Они незаменимы на больших водохранилищах, где нередко возникает необходимость обловить несколько мест, порядком удалённых друг от друга. Ну и само собой – без моторки на большой реке тоже делать нечего.
При выборе лодки под мотор следует обязательно ознакомиться с тем, под движки какой мощности она предназначена – это указывается в паспорте.
Для каждой лодки есть свой максимальный предел мощности мотора, который складывается из таких параметров как: габариты плавсредства, его масса и крепость транца. Ставить что-то более мощное нельзя – это может привести к тому, что лодка исполнит “сальто” при выходе на глиссирование, или же транец банально треснет.
Почему именно ПВХ?
Фото 2. Резиновая лодка (уфимская “Омега-2”) в естественной среде обитания. Всем хороша, но ныне – раритет. Автор фото: ecom.
Для изготовления надувных лодок применяется два вида ткани – прорезиненная и поливинилхлоридная (ПВХ). Первая интенсивно использовалась в XX веке, но в последнее время вовсю сдаёт позиции второй, и оно немудрено – у ПВХ перед резиной имеется масса преимуществ: она прочнее, долговечнее, хорошо держит низкие и высокие температуры, стойка к морской воде, маслу, бензину, ультрафиолету, не гниёт и не требует особого ухода
Лодки ПВХ отличаются лучшей грузоподъёмностью, также их баллоны выдерживают большее давление, что немаловажно для ходовых качеств, в т. ч
и под мотором. А из тонкого ПВХ можно сделать очень лёгкое и компактное плавсредство.
Фото 3. ПВХ-лодка на исходной позиции. Автор фото: Dellex.
Нижеследующая табличка красноречиво показывает все плюсы ПВХ перед резиной.
Характеристика \ Материал | Поливинилхлорид | Резина |
Срок службы (лет) | 20 | 5 |
Особые условия хранения | Нет | Да |
Прочность швов на разрыв (кг/см2) | 3,5 – 4,5 | < 0,5 кг. |
Рабочее давление (атм) | 0,3 | 0,15 |
Температура хранения | -40°C .. +50°C | -5°C .. +35°C |
Единственное, чем уступает ПВХ резине – это тем, что несколько “дубеет” на холоде.
Выходит так, что выбор лодки именно из ПВХ – это лучший и единственный вариант, хотя бы даже потому, что резиновую лодку на витрине магазина нынче днём с огнём не сыщешь. Тем не менее, это вовсе не означает, что “резинку” нет никакого смысла покупать. У неё всё-таки есть одно преимущество перед ПВХ-плавсредством – цена (особенно у б/у). Поэтому она вполне сгодится – как бюджетный вариант. И самое главное – дешёвой лодки из некачественного ПВХ она будет лучше.
Фото 4. Лодки из дешёвого ПВХ. Годятся разве что для детских игр на пляже или в бассейне. Автор фото: Acabashi.
При выборе лодки следует обязательно обращать внимание на то, является ли её материал армированным. Армированный ПВХ от неармированного как раз и отличается наличием тканевой основы
То есть, неармированный ПВХ – это просто плёнка из полимера, соответственно – он менее прочный, ибо ткань укрепляет материал, а также не даёт ему растягиваться.
А как же собственно выбирать?
Карта решений по выбору каяка или байдарки
Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели.
На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас.
В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.
Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.
Характеристики | Каяк надувной | Каяк слаломный | Каяк полиэтиленовый | Катамаран |
Маневренность | 5 | 5 | 4 | 4 |
Ходкость | 4 | 4 | 4 | 3 |
Ширина прохода | 4 | 5 | 5 | 2 |
Компактность | 5 | 3 | 3 | 4 |
Скорость сборки | 4 | 5 | 5 | 3 |
… | ||||
Итого: | 22 | 22 | 21 | 16 |
Пример выбора каяка для ПВД в межсезонье
Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!
Универсальная байдарка
К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.
Надувная байдарка ЛагунаПарусный катамаран из двух прототипов Лагун
По моему мнению, наиболее универсальная на текущий момент модель, это Лагуна, от Вольного ветра. Она достаточно ходкая и управляемая, а в случае повышения категории или желания прогуляться под парусами, из пары Лагун можно сделать кат. Однако для вас оптимальной лодкой может оказаться слаломник или сплавной полиэтилен, а возможно даже надувной диванчик с подлокотниками.
В настоящее время, ТаймТриал разрабатывает по нашему заказу следующую версию подобных лодок, и у вас есть возможность присоединиться к заказу.
А когда универсальность не нужна, то лучше выбирать уже внутри классов.
Пакрафт — Средство для переправ и выброски в пеших или пеше-водных походах
Традиционный пакрафт
Исходя из материалов и концепции, традиционные пакрафты имеют наименее приспособленную форму для оптимизации ходовых качеств, зато они самый легкие и компактные среди туристских средств сплава. Ну а если производители начнут делать их в более традиционных обводах, позволяющих перемещаться по воде быстрее, желающих их приобрести будет значительно больше. Ждем появления подобных решений!
Каяк или байдарка для походов выходного дня (ПВД)
Здесь многое будет зависеть от наличия у вас автомобиля и возможности доехать на нем до нужных вам водоемов. Вам могут подойти и слаломный или сплавной каяк, надувная или каркасно-надувная байдарка, и даже катамаран.
Кроме упомянутой выше Лагуны, разумным выбором для ПВД мне кажутся лодки типа Илексы, хотя на вкус и цвет, …
Байдарка или каяк для походов 2-3 категории сложности
Выбирая байдарку для походов второй-третьей категории сложности, я бы не рекомендовал выбирать слишком пузатую лодку. На шестерку вы на ней все равно не пойдете. В этом случае, вы не только будете носить лишнее, но и будете медленнее учиться
Хотя, распределяя в предложенной выше табличке важность обучения как мало необходимую, можно получить совсем другой вывод ;-))
Лодки для озер и морей (Сияки)
Сияк серфит на волне
Здесь больше всего на выбор будут влиять ваши логистические возможности и возможности хранения. На воде предпочтительнее будет пластики или полиэтилен, а в перевозке общественным транспортом и хранении каркасные одноклассники.
Каяки и байдарки для походов 4-6 к.с.
Полиэтиленовые байдарки превосходят каяки по проходимости, но требуют не только индивидуальной техники, но и слаженности работы экипажа
Да, каякам и байдаркам доступны и реки высших категорий сложности. Главное чтобы технический и физический уровень туриста соответствовал реке и лодке. Чаще всего на этих категориях встречаются полиэтиленовые сплавные лодки, но при наличии большого опыта и недостатке средств есть удачные случаи прохождения рек высших категорий сложности и на КНБшках. Правда в составе лучших групп страны.
Каркасно-надувная байдарка
Надувная лодка для сплава
При выборе лодки для сплава вполне годным вариантом окажется самая простая “надувнушка”, но есть маленький нюанс: обычные рыболовные плавсредства ходят на вёслах довольно медленно из-за своих широких форм – у них самая плохая гидродинамика из всех существующих надувных лодок. Практика показывает, что они годятся для неторопливого сплава, в т. ч. и совмещённого с рыбалкой.
В день на рыбацкой лодке по предгорной или равнинной реке можно пройти на вёслах (со всеми необходимыми остановками) – 20, ну максимум – 25 км.
Маловато, не правда ли? Но ежели некуда спешить и в наших руках спиннинг с воблером – этого вполне достаточно. А для более быстрого сплава по реке есть смысл использовать байдарки, которые “шустрее” рыбацких лодок раза в полтора, а то и в два (при толковом гребце).
Моторная лодка как средство сплава
Моторная лодка и истинный туристический сплав – понятия несовместимые, особенно – по малым и средним рекам.
Представьте себе: вы пролетите по маршруту, даже не успев полюбоваться пейзажами, вместо пения птиц будете слушать рёв мотора, нюхать его вонь (заодно причаститесь к загрязнению окружающей среды), и самое главное – не получите никаких физических нагрузок. То есть – толку от подобного “сплава” будет ноль.
Ещё учтите такой момент – все попавшиеся вам по пути гребцы помянут вас недобрым словом, ибо моторка оставляет после себя грандиозную волну и вносит хаос своим внезапным появлением среди флотилий нормальных сплавщиков.
Стало быть, моторку лучше оставить для банального хождения – когда надо быстро преодолеть порядочное расстояние по крупной реке, или подняться вверх по течению.
А в качестве компромиссного варианта для сплава лучше рассмотреть электромотор. Он тихий, экологичный и большую скорость не развивает. Отличная альтернатива вёслам.
Кое-что о выборе конкретного производителя и качестве лодки
Лодки ПВХ массово появились у нас в продаже примерно лет 10 назад, ну может – чуть раньше. За это время в условиях конкурентной гонки производители весьма поднаторели в технологиях, и качество их изделий оказалось на достойном уровне. Кого-то конкретного советовать мы не будем, однако общественное мнение красноречиво говорит, что лучшие лодки делают в Уфе и Санкт-Петербурге.
Тем не менее, при выборе лодки – уже в магазине – настоятельно рекомендую хорошенько осматривать товар, и прежде всего обращать внимание на швы. Они должны быть аккуратными, без дефектов и подтёков клея
То же самое можно сказать и про ушки лееров, уключины и прочие приклеенные детали. Если всё это приятно глазу – лодку можно смело брать.
Примечания
↑1 | Дека – своеобразная “палуба” из водонепроницаемой ткани с очком для гребца, наклеенная на баллоны сверху – она защищает “трюм” плавсредства от брызг. |
---|
Надежность и ремонтопригодность
У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.
При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.
Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.
Назначение каяка или байдарки
Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.
И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))
Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.
Обвеска
При выборе лодки для рыбалки не лишним будет обратить внимание на наличие следующих приспособлений, приклеенных к баллонам:
Обязательно должен быть леер по каждому борту – это такой канат, протянутый через пластиковые или резиновые ушки. За леер лодку удобно тащить к воде, также за него может держаться утопающий. А ещё рыбаки привязывают за него лодку к кольям, вбитым в дно пруда – в прикормленном месте.
На носу желательно наличие петельки или ушка́, за которое лодку можно привязать к берегу
Иногда функцию данного “девайса” выполняет ручка.
Если сидушки фанерные, то весьма неплохо, когда они крепятся не в стационарные гнёзда, а на мягкие “рельсы”, и могут быть в любой момент передвинуты.
Если лодка со встроенным транцем, то стоит обратить внимание на наличие треугольных отражателей над местами крепления транца к бортам. Очень полезная вещь – не даёт кильватерным брызгам попадать в лодку во время хода на моторе.
Уключины могут быть любые – вплоть до самых примитивных – из куска ПВХ-ткани
Но лучше, конечно, если они шарнирные. Также желательно наличие специальных гнёзд для закрепления вёсел вдоль бортов – когда в них нет надобности.
Но вообще, скажу так – наличие всего вышеперечисленного у покупаемой лодки не столь важно, ибо всё это (или что-то ещё дополнительное – вплоть до клапанов) любой рыбак с прямыми руками способен сам приклеить на своё плавсредство. Как и отклеить лишнее
Но сперва настоятельно рекомендую прочесть “мануал” по работе с ПВХ-материалами и клеями.
Важно: диаметр баллонов
У надувной лодки есть такой немаловажный параметр – диаметр баллонов. И с ним всё не так просто, как кажется. Вроде как, чем он больше – тем лучше, ибо – лодка становится грузоподъёмнее, а борт – выше, соответственно и волна нам не страшна. Но при этом заметно возрастает парусность, и чем толще баллоны – тем пуще плавсредство будет сдуваться ветром, тем труднее будет против него грести. Для моторок, конечно, сие обстоятельство несущественно – там ветер легко нивелируется силовой установкой, и наоборот – диаметр борта желателен большой – чтобы лучше держать повышенную нагрузку.
Практика показала: для гребной лодки – при небольшой площади её дна и соответствующей осадки – оптимален диаметр баллонов 32-38 см, ну самый край – ±2 см в обе стороны. Всё, что меньше – потребует декиДека – своеобразная “палуба” из водонепроницаемой ткани с очком для гребца, наклеенная на баллоны сверху – она защищает “трюм” плавсредства от брызг., больше – наличия мотора.