Схема водометной установки на базе автомобильного двигателя
1 — водометное сопло; 2 — карданный вал; 5 — цепная передача; 4 — двигатель; 5 — нагнетание воздуха.
Вентилятор и частично головки блока цилиндров выступают из борта лодки. Несмотря на такое «двухэтажное» расположение силовой установки, ее центр тяжести расположен довольно низко, примерно по линии коленчатого вала двигателя, что намного ниже, чем при установке двух двигателей «Москва» на «Казанку». Двигатель имеет наклон до 5 ° на трех стандартных резиновых амортизаторах. Между выходным валом коробки передач и водометным валом установлен карданный вал, для которого используется приводной вал моторизованной каретки вместе с двумя шарнирами.
В установке есть пульт и пульт управления с автомобиля «Победа». Бензобак автомобиля Москвич 401 расположен под задним сиденьем.
Панель управления должна иметь разъединяющую муфту. Дело в том, что двигатель нельзя выключить после работы под нагрузкой. При выключении зажигания дает длительную вспышку, сопровождающуюся сильными ударами поршневого узла. Двигатель должен некоторое время поработать на холостом ходу. Это быстро охлаждает головки цилиндров и сразу останавливает двигатель при выключении зажигания. При работе двигателя на малом дросселе при постоянной нагрузке быстрого охлаждения не происходит — обороты слишком низкие, что затрудняет быструю остановку двигателя, например, при приближении к берегу.
Лодки и ПЛМ
Конструктор ЦКБ — по судам на подводных крыльях Катер «Ока-4» изготовлен Горьковским авиационным заводом им. Орджоникидзе. Ока родилась в агонии. Первоначальные прототипы имели угол килеватости ниже транца 6 ° и толщину обшивки 1,5 мм. При скольжении на волнах прочность корпуса была недостаточной. С другой стороны, четвертый вариант лодки был уже полностью «доработан», получил килеватость 14 ° и более толстую обшивку, что решило проблему прочности. Корпус лодки выполнен из дюралюминия Д16АТ клепаной конструкции. Толщина внешней оболочки 2 мм. Непотопляемость гарантируют кормовой и носовой поплавки из пенопласта. Лодка оборудована съемным складным тентом и рулевой рубкой, лобовым стеклом и мягкими диванами, под которыми расположены большие рундуки. Под носовой частью есть место для багажа, защищенное от воды. Подмоторная ниша (углубление) имеет такие размеры и форму, что в ней свободно размещаются два стандартных топливных бака подвесных двигателей. Размеры кабины — 2,12х1,34 м. Значительный отрыв днища обеспечивает «Оке-4» достаточные мореходные качества при плавании по крупным рекам и в прибрежной зоне водоемов и морей. Для стабильного скольжения при полной нагрузке Oke-4 требуется двигатель мощностью 25 л.с., а при нагрузке 300 кг достаточно двигателя Vortex мощностью 20 л.с.
Было выпущено сразу три модификации лодки: 1. В описанной выше комплектации, масса — 190 кг, цена 685 руб .; 2. С жесткими сиденьями, аналогичными по конструкции мягким, вес — 171 кг, цена 640 руб .; 3. С жесткими банками без спинки, без тента и пульта, вес — 152 кг, цена 570 руб. Модификации лодки с неполной комплектацией весили и стоили намного меньше, что позволяло покупателю выбирать лодку в соответствии с собственными потребностями и возможностями. Значительный клиренс дна обеспечивает «Оке-4» достаточную мореходность при плавании по крупным рекам и в прибрежной зоне водоемов и морей. Для стабильного скольжения при полной нагрузке Оке-4 нужен двигатель мощностью 25 л.с., а при нагрузке 300 кг достаточно двигателя мощностью 20 л.с.
Основные данные катера «Ока-4»: Длина максимальная, …………………………………… 4,25 м Ширина максимальная, ……………………………… …… …… …………………………………………………………………………………… 1,48 м на миделе, ……………… ………… 0,71 м, угол нижней килеватости на транце ………………. 14 ° Вес с оборудованием и припасами, …… .. 190 кг Грузоподъемность, …………………………………… 400 кг Пассажировместимость, …………………………… 4 человека. Мощность подвесного мотора,… .. 30 л.с. Скорость под двигателем Вихрь-М (25 л.с.) при полной нагрузке, ……………………………. 30,4 км / ч с водителем, …………………………… 41,4 км / ч
Ходовые качества и непотопляемость
Описание «Оки» всегда начинается с ее великолепных ходовых характеристик. Форма обводов и днища создают высокую остойчивость, что позволяет легко всходить на борт и обеспечивает безопасность пассажиров. Наличие реданов, килеватости и хорошая совместимость судна почти со всеми ПМ дают превосходный эффект. Вывести дюральку в глиссаду достаточно легко. При работе «Ветерка–12» с одним человеком глиссирование происходит на полном газу и дальше стабильно идет с 3/4 газа. Большая мощность ускоряет выход в глисс. По отзывам форумчан, спарка двигателей позволяет достигать глиссады даже с пятью пассажирами.
К достоинствам представителей серии относится устойчивость на курсе и хорошее поведение на волне. Благодаря этому буксировка воднолыжников происходит без проблем. С 23–сильным «Нептуном» скорость держится в районе 40—45 км/ч. Маневренность приятная, на резких поворотах мотобот не имеет склонности к переворачиванию. Увидеть наглядно поведение катера на видео можно в интернете, где есть множество роликов, выложенных владельцами глиссеров.
Касаемо непотопляемости нареканий у окаводов замечено не было. В соответствии с тенденциями своего времени функцию запаса плавучести выполняют блоки пенопласта, уложенные в форпике и в районе рецесса. Полностью залитая водой моторка с пятидесятьюкилограммовым мотором остается на плаву практически горизонтально. Люди, находясь в воде рядом с ней, могут использовать ее в качестве спасательного средства.
Ока-4. Стекло с калиткой на моторную лодку Ока-4
Ок-4. Стеклянная лодка с носовыми воротами.
Лобовое стекло «4б стекло» из монолитного поликарбоната в алюминиевом каркасе, с воротами для выхода на носовую часть, поставляется в полной комплектации, включая все необходимое для самостоятельной установки на лодке.
Модельный ряд: «Фишинг» — стакан с калиткой, с длинной закругленной боковой стенкой, из поликарбоната толщиной 3 мм.
«Эконом» — стакан с калиткой, с длинной закругленной боковой стенкой, из поликарбоната толщиной 2 мм.
Лобовое стекло (лобовое) для катера Ока-4.
материал каркаса — алюминиевый профиль сложного сечения, имеет в сечении замкнутую двухсекционную конструкцию с тремя стенками, что придает ему большую устойчивость к изгибу и кручению деталей каркаса, выполненных сваркой в газовой среде. Соединение имеет более высокую прочность, чем сам соединяемый материал, не окисляется и имеет законченный вид. Влага не проникает внутрь профиля (как при механических способах соединения — на заклепках) и при промерзании при зимнем хранении корабля профиль рамы не разрушается из-за расширения замерзшей воды цельная точеная штанга с двумя подшипниками скольжения из пластика второго сорта. Кольцо полностью закрывает стык калитки с рамой, что предотвращает попадание влаги в кабину лодки. Петля крепится к стеклянной раме резиновым герметиком газовой сварки: по периметру калитки устанавливаются самоклеящиеся прокладки, предотвращающие как попадание влаги в кокпит лодки, так и развитие шумовых эффектов при движении лодки. Материал стекла — монолитный прозрачный поликарбонат толщиной 2 и 3 мм. Сверхпрочный и ударопрочный пластик с прозрачностью кварцевого стекла, но с половиной веса. Применяется в антивандальных системах в городах — банкоматах, стадионах, автобусных остановках и т.д. Крепление стекла в раме: стекло приклеивается к раме с помощью специального силиконового герметика с последующей фиксацией на глухих заклепках Монтажный комплект: доставка включает все необходимое для самостоятельной установки стекла на лодке, включая крепеж и подробную иллюстрированную инструкцию.
На стекло попал репеллент от комаров.
Опыт эксплуатации “Оки-4” в морских условиях
“Ока-4” была первой лодкой моего отца, ну и моей, разумеется. Лодка эксплуатировалась в заливе Петра Великого 16 лет (см. фотогалерею), поэтому её мореходные и эксплуатационные качества мною наиболее изучены. Прежде отец имел некоторый опыт путешествий с друзьями на мотолодке “Казанка-2М”, которая при всех своих положительных качествах обладает неприятной рыскливостью на попутном волнении.
Исходя из полученного опыта и почерпнутых в журнале “Катера и Яхты” теоретических знаний он пришёл к выводу о наибольшей пригодности для прибрежных морских путешествий сбалансированных обводов “моногедрон” с повышенной килеватостью. В то же время лодка должна была быть достаточно лёгкой, чтобы можно было силами экипажа вытаскивать её на необорудованные берега островов в случае необходимости переждать шторм. В те времена две лодки имели такие обводы – “Днепр” и “Ока-4”, и отец отправился на склад “Спорткультторга”, чтобы на месте сделать окончательный выбор.
Похлопав ладонью по днищу “Днепра”, отец обнаружил,что тонкий металл пружинит, как дно консервной банки. Будучи сам кораблестроителем-конструктором, он понял, что это не сулит ничего хорошего. Днище же “Оки-4”, напротив, было весьма прочным и отлично “держало удар”.
Однако уже начиналось лето, а поставок лодок 1 модификации до конца года не ожидалось. Пришлось купить лодку с жёсткими сидениями, а мягкие подушки из дерматина и поролона заказать в спецмастерской отдельно. В результате получилось даже лучше, так как эти подушки можно было легко перенести из лодки в палатку или вообще не брать, например, на рыбалку.
Ока серии ( 1, 2, 3, 4 )
Лодка «Ока», ворвавшись в конце 60–хх годов в мир малого судостроения, впоследствии переросла в целую серию из 4 модификаций. Первая и последняя имели сходство в строении и теххарактеристиках, поэтому с ними следует ознакомиться подробней. Данные глиссеры имеют «тупой» нос, небольшую килеватость и незатейливую конструкцию. Дюралюминиевые корпуса собраны посредством клепки и рассчитаны на 30–сильный ПМ. Легкие, мореходные, оснащены реданами, приятные в управлении. Разработаны для рыбалок «по–быстрому», прогулок, буксировки воднолыжников. Ночные выходы на них не рекомендованы.
Пассажировместимость допускает посадку на палубу 4 человек. Допустимая акватория — 3000 м при волнении, не превышающем показатель 50–75 см. По паспорту поездки должны осуществляться в реки, озера или водохранилища, но испытания в море пользователями показали также хорошие результаты.
Фото лодки Ока 1:
В завершение
Сложно представить, что «Ока» может выступать в качестве вездехода. Тем не менее смекалка и находчивость позволяют сотворить из этой «малышки» настоящего покорителя бездорожья. Полноценные внедорожники российского производства, не говоря уже о грандах зарубежного изготовления, стоят очень дорого. Переделка «малолитражки» в вездеход также требует немалых затрат. Однако многие потребители уверены, что «игра стоит свеч». Во-первых, трансформацию можно проводить поэтапно. Во-вторых, без проблем можно найти запасные части, а также использовать подручные средства и детали от нерабочих автомобилей.
Среди самых популярных самодельных версий вездеходной «Оки» о. В их основе лежат пневматические колеса низкого давления. Оригинальностью отличаются модели на гусеничном ходу, которые отлично подходят для заснеженных и песчаных территорий.
Источник
Оборудование и обитаемость
“1” оборудовалась сланями, съемными сиденьями, запасом непотопляемости, утками, рым–молдингом, рым–болтом, черпаком, чехлом на кокпит, 2 веслами из дюралюминия, ДУ поворотом ПМ.
“4” поставлялась в магазины в разной комплектации, соответствующей 3 вариантам. Первый — комфортабельное оснащение и обустройство, масса 190 кг. Второй — твердые кресла со спинками, вес 171 кг. Третий — 152 кг и банки вместо кресел.
“4”
- Корпус с элементами плавучести из пенопласта и швартовно–буксирным устройством
- Ветровое стекло с крепежом
- Слани (6 секций)
- Сиденья мягкие со спинками ( для варианта 1) или жесткие банки ( вариант 2″)
- Весло–гребок, 2 шт
- Линь спасательный плавучий
- Ремкомплект
- Черпак
- Документация
- Тент (вариант 1)
- ДУ (вариант 1)
https://www.youtube.com/watch?v=sa2d-pgo2HQVideo can’t be loaded: Тест скорости лодки Ока 4 (https://www.youtube.com/watch?v=sa2d-pgo2HQ)
Недостатки
- Самый неприятный фактор — подверженность дна и реданов коррозии. Наиболее слабым оказался продольный набор: место перехода форштевня в киль, в котором сходятся 5 алюминиевых панелей, страдает больше всего. Реданы отламываются и трескаются. Первая модификация из–за обилия жалоб выпускалась всего год или два и была снята с производства. Поэтому эта модель встречается очень редко и уход за ней должен быть более тщательным и регулярным
- Забрызгивание досаждает капитанам чаще всего при движении по встречной волне. При сильном волнении также появляется данная проблема. Управлять с румпеля мокрым с ног до головы явно неприятно. Проблема заключается в реданах из углобульбового профиля, направляюших раздробленные струи воды вперед. Ветровое стекло, в то же время, маленькое, неудобное и не защищает обитателей судна. К нему конструкторы не приделали боковины
- Весла, входящие в комплект при покупке, были короткими, слабыми и даже не крепились при помощи уключин. Работать ими было практически невозможно, что снижало уровень безопасности при поездке
- Багажное место находилось в форпике. Но переборка, которая хотя бы защитила его содержимое от брызг, отсутствовала. Отсеки под сиденьями обладали малой вместимостью
- Отделов для горючего у четвертой версии не было. У первой топливный бак не вмещал достаточное количество горючего. Для устранения этого недостатка приходилось несколько тюнинговать плавсредство
Достоинства
- Простота конструкции и внутреннего обустройства кокпита привела к ощутимому удешевлению ее производства. Стоимость готового изделия вполне доступна для среднего потребителя. Минимальная оснастка и простая система управления позволяют справиться с этим судном даже новичку
- Обладатели глиссера отмечают, что он недорогой в обслуживании. В регулярное ТО входит стандартный набор: устранение коррозии, подтягивание заклепок, покраска и проверка ПМ. Отсутствие современных наворотов у катера, чаще всего использующегося для коротких поездок на рыбалку, некритично. Тут уже дело вкуса
- Ходовые характеристики — самое сильное качество. Благодаря легкости, маневренности и хорошей управляемости плавсредство отлично глиссирует. Мягко идет по волне. По отзывам, в данный режим входит с количеством пассажиров от 1 до 5 на борту, причем почти со всеми двигателями. Мореходность находится также на достойном уровне, послушно ведет себя на волне
- Остойчивость достигается из–за санных обводов в носу, некой «тупоносости» в сочетании с маленькой килеватостью. Такую моторку сложно накренить до опасного уровня
- Сравнительно небольшой вес нравится судовладельцам тем, что для транспортировки и выгрузки 140–килограммового бота можно обойтись, как минимум, командой из 2 человек
- Планировка салона считается удачной. Хотя в ней нет множества удобств, все необходимое имеется в наличии. Место под пайолами можно приспособить для размещения инструментов или других вещей. Благодаря этому дополнительному багажному отсеку кокпит не завален грузом и кладью
- Пользователям нравится то, что судно располагает достаточной мощностью с разными ПМ в диапазоне от 15 до 30 л. с., не скоростное, но имеет неплохую грузоподъемность
- Рецесс у мотосудна простирается во всю ширину корпуса, что позволяет переоборудовать его под 2 мотора, соответственно, усилив и адаптировав для новых условий. Эта часть глиссера самая долговечная и «неубиваемая»
Эксплуатация
Как показывают отзывы, после нескольких сезонов эксплуатации нередко возникает проблема с силовым агрегатом и выходом плавсредства на глиссирование. Как вариант, можно установить пару «Вихрей» или силовую установку «Привет-22», что экономичнее в плане расхода топлива. Лодка «Ока-4», технические характеристики которой представлены выше, рассчитана на максимальную мощность силового агрегата в пределах 30 лошадиных сил.
Двухмоторная установка позволяет достичь скоростных преимуществ и устойчивости на неспокойной воде. Если усилить транец, вполне реально оборудовать судно силовой установкой мощностью порядка 45 «лошадок». По мореходным качествам рассматриваемое плавательное средство показывает неплохие параметры безопасности при скорости 40 км/ч (полная нагрузка). Прочность корпуса проверена временем и тестовыми испытаниями, он выдерживает удары приличной силы, не деформируясь. Тем, кто хочет немного сэкономить на расходе топлива, специалисты рекомендуют агрегировать в паре двигатели «Нептун» и «Москва». Это позволяет выходить на глиссирование при нагрузке в 400 килограммов со скоростью порядка 30 км/час.
История и цели создания
Серия «Ока» появилась на полках домашних магазинов в 1969 году благодаря усилиям ЦКБ Горького. Одним из дизайнеров коллектива был В.К. Анкудинов. Самолетный завод занимался производством. Орджоникидзе, расположенный в городе Горький.
Из-за того, что продукция быстро выходила из строя, серия просуществовала всего пару лет. Из-за безжалостно заржавевших корпусов первая модель сегодня очень редка, так как до наших дней сохранилось несколько экземпляров.
В последующие 3 года завод выпустил вторую и третью модификации, последняя появилась в магазинах в 1972 году и предназначалась для рек с малой бурностью.
В 1973 году разработчики порадовали поклонников значительно улучшенным новым вариантом «4». У него не было проблем с предшественником, он немного изменил свою конструкцию с точки зрения непроходимости, а также стал более надежным благодаря использованию более толстого металла.
Минусы
Лодка «Ока-4», фото которой представлено выше, имеет ряд недостатков. Основной минус – это подверженность коррозии деталей продольного набора. Это касается планшира, стрингеров и продольных реданов, а также спинок сидений. Элементы изготовлены из обычного углового профиля, без дополнительной обработки от ржавления.
Вследствие такого решения дюраль могла расслаиваться, как промокшая фанера, причем, по словам владельцев плавсредства, процесс не заставлял себя долго ждать. В качестве профилактики необходимо постоянно зачищать проблемные места, иначе коррозия быстро уничтожает элементы, которые потом приходится просто заменять новыми аналогами.
«Ока-4» – лодка (отзывы приведены ниже), которая имеет еще один существенный недостаток. Это сильная забрызгиваемость во время движения на встречном курсе при волне. Поскольку на рассматриваемом плавательном средстве роль продольных реданов играют дюралевые профили, приклепанные снаружи, уголки дробят встречный поток на мелкие брызги, которые выбрасываются вперед и ветром направляются на ветровое стекло. При этом защита днища и бортов с ними не справляется, что и приводит к попаданию воды на палубу и в кокпит. Невзирая на такую конструкционную особенность, рассматриваемое судно получило лучшие мореходные и скоростные качества по сравнению с ближайшими конкурентами.
Достоинства лодки “Ока-4”
Два сезона лодка эксплуатировалась под одним “Нептуном-23”. Мощности “Нептуна” было достаточно для глиссирования с семьёй из четырёх человек и припасами на недельный поход. Мореходность лодки оказалась очень хорошей. “Ока-4” позволяла идти любым курсом к волне, не проявляя тенденций к зарыскиванию и зарыванию в волну.
“Ока-4” имеет довольно удачную планировку
Приходилось попадать и на двухметровое волнение, однако и в таких условиях лодка никогда не подводила. На встречном волнении “Ока-4” подвергалась несколько большим ударам, чем более крупная и остроносая “Казанка-2М”, однако на всех других курсах превосходила последнюю. Другие же лодки (“Прогрессы”, “Казанки-5”, “Оби”) уже весьма значительно уступали “Оке”.
Выяснилось, что “Ока-4” имеет довольно удачную планировку. Под передним и задним сиденьями были вместительные рундуки, стенки которых были мощными флорами поперечного набора. За счёт такого совмещения функций вес “Оки-4” был невелик, несмотря на более толстое и прочное днище. Лёгкие деревянные решётчатые пайолы состояли из нескольких небольших секций, поэтому их было легко вынимать и использовать довольно большое на килеватой лодке пространство под пайолами для хранения дополнительных грузов. Вскоре нами были изготовлены специальные алюминиевые канистры для хранения под пайолами запаса бензина для дальних переходов.
Несомненно удачным решением была конструкция подмоторной ниши: плоское дно рецесса простиралось от борта до борта. Такая конструкция позволяла размещать в рецессе два штатных бака (или канистры) по 20~22 литра и не держать бензин в кокпите во время походов выходного дня.
В результате при ночлеге в лодке не воняло бензином и не было опасности запачкать о бензобаки какое-нибудь снаряжение. Такая удачная конструкция подмоторной ниши – “фирменная” находка Горьковского авиазавода, применялась кроме “Оки-4” только на плавдаче “Дон”, им же и производимой. Мягкие вещи, боящиеся воды, размещались под носовой палубой. Почти всегда все припасы, топливо и снаряжение удавалось разместить так, что кокпит оставался свободным.
Под конец второго сезона эксплуатации подросшая младшая половина экипажа заметно осложнила выход лодки на глиссирование. Кроме того, случилась, наконец, серьёзная поломка мотора, закончившаяся возвращением на стоянку на буксире. Эти обстоятельства заставили задуматься об установке второго мотора.
За счёт такого совмещения функций вес “Оки-4” был невелик, несмотря на более толстое и прочное днище
Какой второй мотор выбрать? По расчётам выходило, что достаточно для выхода на глиссирование с наибольшей мыслимой нагрузкой 30 л.с., а безопасная предельная мощность – 45~46 л.с.
Решили – пусть будет помощнее, чтобы наверняка не отставать от друзей на “Казанке-2М” под двумя “Вихрями-М”. Купили легкий и экономичный “Привет-22”, который имел винт левого вращения.
Предполагали, что двухмоторная установка с винтами противоположного вращения будет иметь преимущество в скорости и лучшую устойчивость на курсе. Транец пришлось переделать и усилить, чтобы сделать возможной установку как двух моторов, так и одного посередине. “Ока-4” и под двумя моторами суммарной мощностью 45 л.с. показала хорошие мореходные качества и безопасность.
Скорость с двумя человеками без багажа превышала 47 км/ч, с нагрузкой более 400 кг и на волнении никогда не была менее 41 км/ч. Прочность корпуса и с повышенной мощностью была более чем достаточной, за все годы эксплуатации из-за ударов о волну ничего не лопнуло и не потекло.
В дальнейшем, из-за резко возросших цен на бензин, пришлось использовать лодку с моторами меньшей мощности. Дёшево подвернулась старая “Москва-М”, и мы часто ставили “Нептун” с “Москвой” или “Привет” с “Москвой”. При мощности 32~33 л.с. “Ока-4” выходила на глиссирование с нагрузкой более 400 кг и показывала скорость около 30 км/ч.
Недостатки
Лодка «Ока-4», как и любое другое судно подобного типа, имеет свои недостатки. Основным, можно считать – разрушение металлических деталей, коррозией. Этому подвержены следующие детали:
- Планшир.
- Стрингеры.
- Продольные реданы.
- Спинки сидений.
Все перечисленные комплектующие части изготавливаются из металлического уголка, который не подвергался дополнительным обработкам от продуктов ржавления. В результате чего железные части расслаиваются и начинают образовывать трещины и дыры.
Чтобы такого не происходило, судно подвергают постоянному тщательному осмотру, и все проблемные места обрабатывают средством от ржавчины и покрывают краской. В противном случае, детали будут подвержены замене.
Еще одним недостатком лодки «Ока-4», который нельзя обойти вниманием, является плохая защищенность от брызг. Во время хода судна навстречу волне, все вода летит через ветровое стекло и попадает в кокпит, что может вызывать неудобство
Но, несмотря на такой недостаток, судно имеет лучшие показатели в мореходности и скоростных показателях, если проводить сравнения между подобными лодками.
Планировка кокпита хотя и обладает определенной долей комфорта, но и не лишена недостатков. Один из таких – это фронтальное сиденье, размещенное на всю ширину судна. Для того чтобы перебраться из носовой части к мотору, необходимо преодолеть это препятствие.
Вторым, и также немаловажным минусом, является подготовка места для ночлега. Для этого необходимо поработать над сиденьями и их спинками, что представляет собой процесс, требующий времени и затрат энергии.
Цены
Купить на «Авито» б/у лодку «Ока–4» либо ее первую вариацию можно по разнообразным ценам. Пустой каркас четверки без оборудования и двигателя можно приобрести от 27–35 тысяч рублей. Более сохранившиеся и ухоженные модели стоят от 100 т. р. до 550, в зависимости от произведенного тюнинга. «1» доступней, ее стоимость колеблется в пределах 22—85 т. р. без ПМ.
Чем хороша продажа катера на Авито и других сайтах? Тем, что можно попросить у продавца видео или фото товара, а также подробней познакомиться с внешним видом судна. Например, если хочется посмотреть, как выглядят родные пайолы «Оки–4», фотографии будут красноречивей слов.
Тюнинг и ремонт
Так как выпускница 1969 года была оборудована по–спартански, вполне естественными стали повсеместные доработки и перестройки.
Тюнинг серийных модификаций своими руками заключается чаще всего в следующем перечне операций:
обустройство топливного бака на версиях “4” и “1” было чрезвычайно необходимо. Самым подходящим местом для хранения горючего оказалось место под пайолами: килеватое дно создает объем для парочки канистр
неудобство доставляло короткое стекло на лодках “4” и “1”, провоцирующее нещадное забрызгивание на ходу. Ветрозащита заменяется на полномерную, с более удобной высотой. Не лишней будет калитка посредине для того, чтоб комфортно сходить на берег или подниматься на палубу
старые тенты на моторку “4” благополучно разлезлись и стали непригодны за все года использования. А у “1” вместо тента был чехол на салон и обладатели мотосудна желали большего. В периодике есть материалы и схемы для пошива защитных накидок для тех, кто хочет самостоятельно сшить тент. Как альтернативный вариант, существуют фирмы, специализирующиеся в этой сфере
со сланями на лодку “Ока–4” и “1” та же история: длительное использование редко какие покрытия оставили в хорошем состоянии на сегодняшний день. Чаще всего пол застилают сплошными пайолами, иногда с люком в пространство под ними
В этом случае важно не утяжелить сильно корпус моторки, выбирая материал полегче, но прочный и надежный
установка коммандера на мотобот всегда улучшает возможности управления и дает значительные преимущества
покраска камуфляжной расцветкой встречается нередко. Это легко объяснить: окрас практичный, загрязнений не видно, в прибрежных зарослях легко спрятаться
К тому же, в случае появления царапин легко подкрасить любым подходящим цветом. Причем достаточно маленькой 200–граммовой банки
https://www.youtube.com/watch?v=XTnleGebGjUVideo can’t be loaded: Лодка ОКА-1 (https://www.youtube.com/watch?v=XTnleGebGjU)
Внешний вид и особенности конструкции
Материалом конструкции служит дюралюминиевый сплав: легкий, надежный и наиболее распространенный в авиационной сфере. Детали собраны способом заклепывания, оксидированы, грунтованы, а также покрыты специальными эмалями ПФ–115.
Днище подкреплено 3 флорами и 5 шпангоутами изнутри, шестью уголками–отбойниками с наружной стороны. Килеватость дна у изделий 69—71 гг ближе к транцу не превышает 6 градусов, в то время, как на миделе ее показатель достигает 15. В бортах наблюдается практически незаметный развал в стороны. В районе перехода от носовой части к кокпиту катер обладает выпуклыми формами.
По бокам расположены 4 зиги (по 2 с каждого бока), а на форпике 6. Жесткость бортовой обшивки обеспечивает выштампованный гофр, идущий по периметру плавсредства. Скула повторяет очертания киля. Обводы носа притуплены. Обшивка транца, палубы и дна — 1,5 мм, а силового набора и бортов — 1 мм. Грузоподъемность на уровне “Крыма” или “Оби” — 400 кг.
Нос запалубленый, не имеет люка. Под ним находится багажное отделение, не отгороженное переборкой от пассажирской секции. Там же уложен пенопластовый запас плавучести. Параметры кокпита 2,05х1,11 м. Для защиты от брызг и ветра на форпике монтировано 5–миллиметровое ветровое стекло в рамке из алюминиевого профиля. Данный элемент не доходит до бортов и защищает чуть больше половины палубы.
Размещение 4 обитателей моторки происходит по принципу: 2 впереди и 2 сзади. Кресла нестационарные, сделанные из дерева и фанеры, обитые поропластом и кожзамом. Пол в салоне застелен реечными сланями 13х38 мм, покрытыми олифой. В бортах есть карманы для снаряжения.
Транец предназначен для одного ПМ до 30 сил. Отделен от салона переборкой, перед которой, за задними сиденьями, находится топливный бак. Высота стандартная — 38 см.Технические характеристики модели “Ока–4” имеют не слишком ощутимые отличия в размерениях, но основные качества остались такими же.
Видео лодки Ока 4:
https://www.youtube.com/watch?v=8osGZTwr59oVideo can’t be loaded: Тюнинг лодки Оки 4 (https://www.youtube.com/watch?v=8osGZTwr59o)
Какими были главные изменения?
- Угол наклона на миделе возрос до 14°. Это гораздо улучшило глиссирующие и ходовые качества
- Усовершенствованная обстановка обитаемого пространства: его площадь увеличилась до 2,12х1,34 м, появился задний диван с рундуком, лобовое стекло приобрело традиционный размер и вид, появилось больше мест для хранения вещей и снаряжения
- Обшивка стала толще — 2 мм. Отличное решение разработчиков, учитывающих жалобы покупателей на слабое днище
- Количество гидрошайб уменьшилось до 4
- В связи с расширением комплектации вес с оборудованием и снаряжением стал 190 кг, но “чистая” масса составляет 97 кг