КОМПЛЕКТ ЗИП, ПРИКЛАДЫВАЕМЫЙ К МОТОРУ
Обозначение | Колич., штук | |
61 11 21 | Прокладка картера | 1 |
61 11 23 | Прокладка крышки картера | 1 |
61 12 12Б | Клапан | 4 |
61 12 22 | Прокладка | 1 |
61 13 21 | Прокладка патрубка | 1 |
61 13 22 | Прокладка карбюратора | 1 |
61 14 23 | Прокладка вставки | 1 |
61 14 32 | Прокладка крышки | 2 |
61 15 20 | Прокладка головки | 1 |
61 16 20 | Сальник | 1 |
61 16 22 | Пружина сальника | 1 |
61 17 33 | Кольцо поршневое | 6 |
62 55 25 | Прокладка корпуса промежуточного | 1 |
61 60 11 | Прокладка | 1 |
61 61 13 | Прокладка | 1 |
61 63 50Б | Крыльчатка | 1 |
61 63 60 | Сальник | 1 |
61 63 62А | Пружина сальника | 1 |
60 06 22 | Сальник | 1 |
60 06 24 | Пружина сальника | 1 |
61 75 16 | Штифт | 2 |
45 9871 1051 | Шплинт 3,2х25 | 2 |
А 11-3 | Свеча зажигания | 1 |
61 80 12 | Бортсумка для инструмента | 1 |
7811-0003Д2 | Ключ 8х10 ГОСТ 2839-80 | 1 |
60 08 23 | Ключ гаечный 17х21 | 1 |
61 80 31 | Ключ торцовый 12 | 1 |
61 80 21 | Ключ торцовый 7 | 1 |
7810-1326 | Отвертка ГОСТ 17199-71 | 1 |
61 80 40 | Съемник маховика | 1 |
61 80 51 | Вороток | 1 |
61 32 00 | Топливный бак в сборе | 1 |
61 33 00 | Шланг в сборе | 1 |
61 80 80 | Шнур пусковой с рукояткой | 1 |
61 64 22 | Гребной винт (грузовой) | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Наименование | Колич. на мотор | |||
Картер с блоком цилиндров в сборе | 1 | 1 | 61 11 00 | |
Прокладка картера | 1 | 61 11 21 | ||
Прокладка крышки картера | 1 | 61 11 23 | ||
Перегородка в сборе | 2 | 1 | 61 12 00 | |
Перегородка | 1 | 61 12 11 | ||
Клапан | 4 | 61 12 12Б | к перегородке | |
Прокладка | 1 | 61 12 22 | к перегородке | |
Патрубок | 3 | 1 | 61 13 14 | |
Прокладка патрубка | 1 | 61 13 21 | ||
Прокладка карбюратора | 1 | 61 13 22 | ||
Прокладка | 2 | 61 14 32 | к крышке блока | |
Головка блока цилиндров в сборе | 20 | 1 | 61 15 00 | |
Прокладка головки в сборе | 1 | 61 15 20 | ||
Вал коленчатый | 13 | 1 | 61 16 11 | |
Шпонка коленвала | 10 | 1 | 61 16 12 | |
Сальник | 68 | 3 | 61 16 20 | к коленвалу |
Пружина сальника | 3 | 61 16 22 | ||
Крышка картера в сборе | 7 | 1 | 62 16 30A | |
Основание магдино МБЭ-3 | 9 | 1 | 61-3749000-10 | |
Опора средняя в сборе | 1 | 61 16 40 | к коленвалу | |
Шатун в сборе | 14 | 2 | 61 18 10 | |
Болт шатуна | 4 | 61 17 13Б | ||
Ролик игольчатый | 6 | 106 | 04 | К опорам коленвала и шатунам |
Подшипник роликовый | 2 | K14x18x20Д | ||
Поршень в сборе | 16 | 2 | 61 18 30 | |
Кольцо поршневое | 17 | 6 | 61 18 33 | |
Палец поршневой | 15 | 2 | 61 18 34 | |
Кольцо стопорное поршневого пальца | 18 | 4 | 61 18 35 | |
Маховик | 11 | 1 | 61 24 20 | |
Кожух нижний в сборе | 1 | 61 41 00 | ||
Защелка | 1 | 62 41 30 | к кожуху | |
Прокладка резиновая | 2 | 62 41 17А | к кожуху | |
Кожух верхний в сборе | 1 | 61 42 20 | ||
Плита управления | 71 | 1 | 61 51 11 | |
Шестерня | 2 | 61 51 14 | к румпелю | |
Шестерня с поводком | 1 | 61 51 15 | к плите управления | |
Шестерня ведущая | 1 | 61 51 16 | ||
Румпель | 1 | 61 51 23 | ||
Рукоятка | 1 | 61 53 21А | к румпелю | |
Поводок | 1 | 61 51 51 | к шестерне с поводком | |
Опора левая | 63 | 1 | 61 53 21А | |
Опора правая | 1 | 61 53 41А | ||
Винт опоры в сборе | 66 | 2 | 61 53 30 | |
Кронштейн подвески | 61 | 1 | 61 53 51 | |
Вкладыш верхний | 64 | 1 | 61 53 52А | |
Вкладыш нижний | 59 | 1 | 61 53 53А | |
Труба | 65 | 1 | 61 53 54 | |
Замок | 58 | 1 | 61 53 55 | |
Подшипник наружный | 60 | 1 | 61 53 56 | |
Упор в сборе | 62 | 1 | 61 53 60 | |
Корпус промежуточный | 21 | 1 | 62 55 11 | |
Прокладка корпуса промежуточного | 1 | 62 55 25 | ||
Рычаг | 22 | 1 | 61 55 29 | |
Кольцо уплотнительное | 2 | 61 33 14А | к водяной трубке и бензошлангу | |
Подушечка | 67 | 1 | 61 55 33 | |
Пружина верхняя | 70 | 2 | 61 55 34 | |
Пружина нижняя | 57 | 2 | 61 55 35 | |
Ручка переключения в сборе | 1 | 62 55 50 | ||
Рукоятка | 1 | 61 55 53 | к ручке переключения | |
Ограничитель | 1 | 61 55 56 | ||
Сальник | 43 | 1 | 60 06 22 | |
Пружина сальника | 1 | 60 06 24 | ||
Прокладка | 1 | 61 60 11 | к стакану | |
Колпачок | 41 | 1 | 61 60 16В | |
Стакан сальника | 45 | 1 | 61 60 17 | |
Кольцо стопорное | 44 | 1 | 61 60 18 | |
Кольцо уплотнительное | 46 | 1 | 61 60 19 | |
Пробка | 1 | 60 05 74А | к проставке | |
Прокладка | 1 | 60 05 75А | к пробке | |
Проставка | 56 | 1 | 61 61 11 | |
Шестерня ведущая | 52 | 1 | 62 61 12А | |
Прокладка регулировочная | 1-2 | 61 61 13 | к корпусу редуктора | |
Корпус редуктора | 53 | 1 | 62 62 11 | |
Вал горизонтальный | 51 | 1 | 61 62 21Б | |
Шестерня ведомая | 49 | 1 | 62 62 22А | |
Кольцо стопорное | 1 | 61 62 23 | к шестерне ведомой | |
Стакан | 33 | 1 | 61 63 11А | |
Вал вертикальный | 23 | 1 | 61 63 12А | |
Тяга | 24 | 1 | 61 63 13 | |
Вилка | 36 | 1 | 61 63 14 | |
Муфта ведомая | 37 | 1 | 61 63 15 | |
Муфта ведущая в сборе | 35 | 1 | 61 63 20 | |
Втулка уплотнительная | 1 | 61 63 32 | к стакану | |
Корпус помпы | 27 | 1 | 61 63 40 | |
Пластина | 30 | 1 | 61 63 42 | |
Втулка уплотнительная | 2 | 61 63 44 | к помпе | |
Крыльчатка | 29 | 1 | 61 63 50Б | |
Сальник | 31 | 1 | 61 63 60 | к валу вертикальному |
Пружина сальника | 1 | 61 63 62А | ||
Винт гребной скоростной | 42 | 1 | 61 64 10 | |
Винт гребной грузовой | 1 | 61 03 40 | ||
Демпфер винта | 39 | 1 | 61 64 15 | |
Трансформатор | 5 | 2 | 2112-3705000 | |
Катушка зажигания | 2 | 2 | 61-3749020 | |
Плата | 3 | 1 | 61-3749040 | |
Топливный бак в сборе | 1 | 61 32 00 | ||
Пробка бака в сборе | 1 | 1 | 61 31 40 | |
Шланг в сборе | 11 | 1 | 61 33 00 | |
Муфта соединительная в сборе | 1 | 61 33 10 | ||
Ниппель входной | 1 | 61 33 20 | ||
Клапан в сборе | 4 | 61 33 30 | к топливному насосу и штуцеру | |
Топливный насос в сборе | 1 | 61 35 00 | ||
Диафрагма | 10 | 1 | 61 35 14 | к топливному насосу |
Сетка | 1 | 61 35 15 | ||
Колпачок | 9 | 1 | 61 35 17 | к пробке бака |
Уплотнительная шайба | 2 | 60 02 83 | ||
Карбюратор | 1 | К33Б | ||
Поплавок в сборе | 1 | К30-1107120 | ||
Игла регулировочная | 13 | 1 | К33Б-1107337 | |
Клапан топливный | 1 | К33Б-1107736 | ||
Пружина тормозная | 5 | 1 | 61 22 13 | |
Шестерня | 10 | 1 | 61 22 14 | |
Шкив | 1 | 1 | 61 22 15 | |
Подшипник верхний | 11 | 1 | 61 22 05 | |
Пружина | 7 | 1 | 61 22 06Б | |
Упор | 8,12 | 2 | 61 22 09Б | |
Подшипник нижний | 14 | 1 | 61 22 11 | |
Ручка | 16 | 1 | 61 21 41Б | |
Шнур | 15 | 1 | 61 21 51 |
Первый взгляд и первый пуск мотора
После более тщательного осмотра мотора уже дома было обнаружено, что никакой смазки на крепежных деталях нет. Такое отношение отечественных производителей практикуется уже давно, благо это устраняется легко и просто. Из любопытства мотор был разобран на узлы, т.к. интересовало состояние редуктора и не зря. Смазки там было заметно меньше необходимого количества. Так же сомнение вызвала тяга переключение холостого хода, на вид она выглядела как сделанная из обычной стали, а не из нержавеющей, но опасения были напрасны – это была “нержавейка”, она прослужила весь свой срок без проблем. И еще взгляд зацепился за то, что трубки подачи воды для охлаждения были зеркально блестящими, хотя раньше они всегда были латунными.
После сборки все крепежи были смазаны специальной смазкой АМС-3, но и обычный Литол-24 отлично подойдет.
Но самым проблемным у нового “Ветерка-8М” был скоростной винт, который приводил к биению вала и вообще был отлит не совсем корректно. Он сразу был отправлен на завод с требованием замены по гарантии, что производитель без лишних задержек выполнил.
Перед пуском еще проверили систему зажигания. Покрутили рукой маховик и на свечах были заметны и слышны искры. Искра пробивала на расстоянии примерно 10 мм, если отвести свечу от массы. Очень обнадеживающе.
Первый пуск нового отечественного подвесного лодочного мотора проходил весной в апреле на стоянке лодок. Судоходство еще не было открыто, лед сошел не везде, но очень хотелось завести мотор и посмотреть как он работает, а заниматься набором воды в бочку и сувать туда мотор совсем не хотелось. Расконсервации так же не делал, цилиндры не промывал, решил запускать так как есть. Подкачал топливо, закрыл заслонку и первый рывок шнура заставил “Ветерок-8М” только лишь чихнуть. Второй рывок уже с открытой заслонкой заставил его заработать. С тех пор все годы эксплуатации он так и заводиться все время. С системой зажигания вообще никаких проблем не было. Карбюратор так же проблем не доставил, никогда его не снимал и не чистил. Периодически бывали симптомы засорения, но слегка отвернув на ходу дозирующую иглу, все соринки проскакивали внутрь и все симптомы пропадали. А вообще не завелся Ветерок всего один раз, холодным майским утром. А причиной этого была вода в бензобаке, или топливо попалось “не очень” или конденсат скопился, но такой “косяк” с мотором был всего один раз.
Что было замечено в те годы, так это то, что привычное масло для двухтактных моторов марки М8-В в 90-х стало плохого качества. Если дать мотору постоять некоторое время с топливной смесью, то оно, это масло, очень часто выпадало в осадок и если этот осадок подкачается в карбюратор то завести любой мотор с такой “кАкой” практически не возможно. Но это не касается нового мотора “Ветерок-8М”. Он и с такой смесью заводился. Понятно, что он будет чихать, кашлять и выдавать клубы дыма из выпуска, но как только масло выгорит из цилиндров, начинает работать вполне обычно. И после пары таких случаем пришлось перейти на другое масло под названием МГД-14М в пропорциях 1:50. Это отличное, высококачественное отечественное масло для 2-х тактных моторов. В таких благоприятных условиях свечи чистились лишь раз в сезон и родные заводские свечи проработали все семь лет, у них только гайки заметно покрылись ржавчиной.
Лодочные моторы Ветерок-8
Подвесной лодочный мотор ВЕТЕРОК-8 предназначен для установки на лодки с высотой транца до 380 мм и может эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм.
Мотор оборудован системой бесконтактного электронного зажигания. Имеется вывод для подключения системы питания сигнальных огней лодки. Запуск мотора производится с помощью пускового механизма с самоубирающимся шнуром. Нижнее расположение пускового механизма уменьшает откидывание мотора при запуске. Управление лодкой и режимом работы двигателя производится посредством румпеля. Охлаждение мотора производится забортной водой при помощи водяной помпы. Для удобства эксплуатации мотор снабжен муфтой холостого хода, держателем мотора в откинутом положении и пружинной подвеской, уменьшающей передачу вибрации на лодку.
Топливный бак — переносный, его можно поместить в любом месте лодки. Объем топливного бака обеспечивает непрерывную работу мотора на максимальном режиме в течение 3 часов. В морском исполнении Ветеркок-8 может эксплуатироваться и в соленой воде.
Специалистами нашего предприятия была проведена работа по реновации модельного ряда подвесных лодочных моторов «Ветерок». Применены новые технологии и современные материалы, в результате чего удалось значительно повысить качество выпускаемой продукции. В частности, обеспечена бесперебойная работа, снижение оборотов начало искрообразования за счет применения электронной системы зажигания с импортными тиристорами. Установлена кнопка «СТОП». Применены шланги из материалов более высокого качества, стало возможным применение топлива с низким октановым числом и любого моторного масла для двухтактных двигателей за счет установки топливного фильтра. Установлен новый карбюратор К-493. На румпель управления применен резиновый амортизатор.
Тип двигателя | двухтактный карбюраторный бензиновый |
Мощность максимальная при частоте вращения коленчатого вала 5000 об/мин, кВт (л. с.) | 5,9 (8) |
Число цилиндров | 2 |
Диаметр цилиндра, мм | 50 |
Ход поршня, мм | 44 |
Рабочий объем цилиндров, см3 | 173 |
Степень сжатия (эффективная) | 7 |
Направление вращения маховика, смотря сверху | по часовой стрелке |
Тяга на швартовах, Н (кгс) | не менее 700 (70) |
Система зажигания | От маховичного магдино МБЭ-3 с выносными трансформаторами |
Карбюратор | К-49 |
Топливо | бензин автомобильный А-72 или А-76 ГОСТ 2084-77 |
Часовой расход топлива, кг/ч | не более 3,2 |
Емкость бака, л | 14 |
Передаточное отношение редуктора | 13:21 |
Смазка редуктора | масло автомобильное трансмиссионное ТАп-15В ГОСТ 23652-79 или другие автомобильные трансмиссионные масла летние |
Диаметр гребного винта Х шаг, мм | 190 Х 220 |
Масса мотора, кг | 24,5 |
Габаритные размеры мотора (с поднятым вверх румпелем), мм | |
высота | 1050 |
ширина | 350 |
длина | 500 |
Отзывы о моторе Семейство «Ветерков» существует уже несколько десятилетий, и по сей день его представители востребованы на рынке лодочной техники. Первые мото-часы эксплуатации двигателя могут огорчить низкой мощностью. Вернее, заявленные 8 «лошадок» никуда не деваются, но опытные пользователи отмечают недостаточность тяги, которой располагает лодочный мотор «Ветерок». Отзывы отмечают и частые поломки, засоры, а также неудобную посадку, из-за которой профилактические осмотры становятся обязательными едва ли не после каждого применения.
Но есть и плюсы, благодаря которым отечественный мотор и сохранил свою популярность, причем не только в России. Прежде всего, он отличается ремонтопригодностью. Это значит, что двигатель можно не просто ремонтировать, но делать это своими руками из стандартного набора общедоступных запчастей. То есть поломки частые, но и устраняются они легко, в то время как зарубежные четырехтактные конкуренты хоть и ломаются реже, но проблем с последующим ремонтом доставляют гораздо больше. В остальном же «Ветерок» показывает приличные результаты как на полном ходу, так и в троллинге. Например, мнения рыбаков о нем в большинстве положительные – среди подвесных моторных двигателей средней мощности непросто найти качественный и недорогой экземпляр, а «Ветерок» себя во многом оправдывает, несмотря на все минусы.
Система зажигания моторов «Ветерок»
Что касается системы зажигания, то она была очень схожей с мотором «Москва», основу составляло магнето МЛ-2-С. Однако, чтобы облегчить запуск мотора, в маховик добавлен третий магнит. Это позволило добиться более сильной искры, ну и, соответственно, упрощение пуска. Отличия были и в карбюраторе — применялась воздушная заслонка для запуска и сделан подвижный главный жиклер.
Для холостой работы в моторе уже применяется муфта, благодаря которой из схемы был исключен редуктор (из-за смазки которого создавалось доп. сопротивление). Муфта находится на вале вертикального расположения, благодаря чему упрощен пуск.
Внизу дейдвуда установлена помпа водного охлаждения, внутри которой применена резиновая крыльчатка (Взаимозаменяемая с мотором «Москва»). Изначально в редукторе использовались шестеренки, в которых зубчики расположены прямо.
Большинство рыболовов хвалят данный агрегат не только за тишину работы, но и за облегченную конструкцию, ведь его вес составляет всего 26 килограмм.
3) проверять наличие масла в редукторе через заливное (контрольное) отверстие и отсутствие воды через сливное отверстие
Наружная обойма подшипника входит в корпус свободно и удерживается от проворачивания и осевого смещения резиновым кольцом 11, которое одновременно служит для уплотнения корпуса. В полость сальника со стороны, обращенной к муфте, нужно налить около 1 мл керосина и медленно проворачивая вал относительно стакана, следить за просачиванием керосина через уплотнение.
Замене подлежат шестерни с явными следами износа, сколами и выкрашиваниями рабочих поверхностей зубьев. Нормальная работа редуктора будет обеспечена только в том случае, когда толщина устанавливаемой прокладки будет точно соответствовать толщине прежней. Соприкосновение зубьев одной шестерни с выступами на зубьях другой вызывает скрежет и стуки при работе редуктора и быстрое разрушение зубьев.
После регулировки следует еще раз промыть детали, собрать узлы проставки и редуктора и соединить их, затянув гайки на соединительных шпильках. В стакан 27 (см. Приложения, каталог деталей, проставка) запрессовывается сальник 28 и подшипник 29 (№201). При установке корпуса 14 помпы лопасти крыльчатки нужно направлять в корпус пальцами или тупым предметом. На 1 кг уменьшена масса мотора.
Снижена масса поршня путем ликвидации приливов от бобышек до днища. На ранее выпущенные «Ветерки» может быть установлен сборочный узел от «Ветерка-8М»: шатун с поршнем (чертежный №611800С6). Новый мотор имеет усовершенствованный пусковой механизм, в котором устранен наклеп в отверстии шкива и заедание шестерни. В новой модели мотора применен более совершенный узел румпеля, отличающийся более удобной формой рукоятки.
О запуске «Ветерка-8Э»
С первого дня эксплуатации «холодный» мотор заводился пусковым механизмом с большим трудом, хотя запуск производился в соответствии с инструкцией. Два последних сезона «холодный» мотор в июньскую жару удавалось заводить только за маховик пусковым шнуром. После регулировки винтом момента зажигания мотор удавалось запускать пусковым механизмом, но после работы на полном газу в течение 20—30 мин и уменьшения оборотов до средних — малых мотор глох и запустить его уже «горячим» было очень трудно.После замены карбюратора К-ЗЗБ на новый для остановки мотора необходимо закрывать воздушную заслонку, так как мотор продолжает работать при закрытой дроссельной заслонке. Запустить мотор вновь также очень трудно.Ход поршня верхнего цилиндра от положения его при совмещении установочных рисок (на маховике и основании) до ВМТ составляет 2,8 мм, в то время как рекомендуемая величина хода поршня должна быть равна 3,2—3,7 мм.Прошу сообщить, в том ли причина плохой работы мотора? Можно ли и каким образом установить нормальный рекомендуемый ход поршня (3,2—3,7 мм) в этом случае?
- под карбюратором, на клапанной перегородке (с обеих сторон);
- под вставкой продувочного канала на блоке цилиндров, между блоком цилиндров и картером.
Информация об изображенииПодгибка рычага на карбюраторе
Технические характеристики и устройство моторов Ветерок
Подвесные лодочные моторы семейства «Ветерок» предназначены для установки на лодки хозяйственного, прогулочного, туристского и спортивного назначения. Они успешно эксплуатируются на моторных и гребномоторных лодках, таких как «Казанка», «Южанка», «Форель», («Кефаль»), «Таймень», «Язь», «Автобот», «Казанка-6», «Романтика-2», «Таврия», на надувных резиновых лодках «Орион-8» и др. Широко используются эти моторы на деревянных водоизмещающих лодках, на разнообразных малых судах самостоятельной постройки, в качестве резервного двигателя для яхт.
Моторы «Ветерок» предназначены для установки на лодки с высотой транца до 380 мм (модели с удлиненным дейдвудом «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У» рассчитаны на высоту транца до 500 мм) и могут эксплуатироваться в любых водоемах глубиной не менее 500 мм. «Ветерок-12» применяется на спортивных мотолодках в классе двигателей с рабочим объемом 250 см3. «Ветерок-8» («Ветерок-8Э») и «Ветерок-12» («Ветерок-12Э») в значительной мере унифицированы (рис. 1). Моторы с индексом «Э» отличаются от исходных моделей только комплектацией электронной бесконтактной системой зажигания.
Техническая характеристика моторов «Ветерок»
«Ветерок-8Э» «Ветерок-12Э»Тип двигателя |
Тип двигателя |
Двухтактный карбюраторный бензиновый
Номинальная мощность при частоте вращения 4800 об/мин, кВт (л. с.)
Число цилиндров
Рабочий объем цилиндров1, см3
Диаметр цилиндра, мм … .
Ход поршня 2, мм
Эффективная степень сжатия3
Направление вращения маховика при виде сверху
По часовой стрелке
Тяга на швартовах, не менее Н
Система зажигания
От маховичного магдино МБЭ-3 с выносными трансформаторами 2112
Свеча зажигания
АП (ГОСТ 2043—74)
Напряжение, В/мощность, Вт, системы освещения
Зазор между электродами в свече, мм
Карбюратор
Топливо и масло
Бензин автомобильный А-76 (ГОСТ 2084—77) с добавлением масла М-8В1 (ГОСТ 10541—78)
Часовой расход топлива, кг/ч не более
Фазы газораспределения, град.:
выпуск
Передаточное отношение редуктора
Смазка редуктора
Масло автомобильное трансмиссионное ТАп-15В (ГОСТ 23652- 79)или другие автомобильные летние трансмиссионные масла
Диаметр гребного винта, мм
Шаг гребного винта, мм
Число лопастей
Емкость топливного бака, л
Масса мотора, кг
Габаритные размеры мотора (с поднятым вверх румпелем), мм:
350
длина
500
Моторы «Ветерок» состоят из следующих основных узлов и систем:
моторной головки с верхним и нижним кожухами (двигатель в сборе с магдино, высоковольтными трансформаторами, пусковым механизмом, карбюратором, бензонасосом, деталями управления карбюратором и опережением зажигания);
промежуточной передачи с подвеской (промежуточный корпус с механизмом переключения муфты холостого хода, плита управления с румпелем, подвеска с деталями крепления к транцу лодки, поворота и откидывания мотора);
подводной части (редуктор с зубчатой передачей и валом гребного винта, проставка с муфтой холостого хода, водяной насос, гребной винт);
системы питания двигателя (бензобак, бензиновый шланг с ручной подкачизающей грушей, карбюратор и диафрагменный бензонасос);
системы зажигания (магдино, высоковольтные трансформаторы, свечи зажигания);
системы охлаждения (всасывающий трубопровод, водяной насос, напорный трубопровод, рубашка охлаждения двигателя). Продольный разрез мотора показан на рис. 2.
Внешние характеристики двигателей моторов «Ветерок» — зависимости мощности и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора — изображены на графике (рис. 3).
Общие сведения и конструкция
Перед нами базовая модификация популярного в СССР лодочного мотора. Двигатель предназначен для малоразмерных и среднеразмерных глиссирующих лодок и катеров со стандартными параметрами транца – 380 мм в высоту. Рассматриваемая модель подходит для использования в туристических и хозяйственных целях. Кроме того, этот агрегат был востребован и в спортивных соревнованиях. Еще надо отметить тот факт, что Ветерок использовался в качестве резервной или вспомогательной силовой установки для катеров и яхт. Выносливость мотора такова, что его можно эксплуатировать в соленых морских водах.
Компоновка мотора «Ветерок» предусматривает вертикальное расположение всех узлов. Какие-либо новшества по понятным причинам отсутствуют, и есть только проверенные технические решения, что, впрочем, является главным достоинством мотора на сегодняшний день. Его можно обслуживать в гаражных условиях. В целом, этот двигатель можно считать одним из самых ремонтопригодных моторов. Надо признать, что все конструкторские разработки, использованные в моторе Ветерок-7, раннее были опробованы в других двигателях, в том числе зарубежных. Эта особенность еще больше привлекла потребителей, поскольку мотор был собран из проверенных компонентов, а это говорит о надежности и долговечности.
В основе мотора Ветерок-8 лежит двухтактная двухцилиндровая компоновка. Также стоит отметить дефлекторную продувку и лепестковые клапаны, с помощью которых происходит автоматическое всасывание топливной смеси. Цилиндры имеют чугунные гильзы, что благоприятно сказалось на надежности. В месте расположения продувочных окон есть некая полость, которая плотно закрывается крышкой.
Обратим внимание на переднюю часть картера. К ней фиксируется своеобразная перегородка с выпускными клапанами. Такая компоновка является одним из элементов упрощенной конструкции
Кроме того, мотор оснащен поворотным магнето, что дает возможность регулировать угол опережения зажигания при включенном моторе. Все эти настройки можно осуществлять через пульт дистанционного управления. Мотор Ветерок-8 разработан инженерами Ульяновского моторного завода. Семейство двигателей «Ветерок» пришло на смену устаревшему мотору «Стрела». Более новое устройство получило рабочий объем 178 кубов, и было лишено некоторых недостатков, свойственных предшественникам. Особенно стоит отметить улучшенную систему жидкостного охлаждения, которая не дает мотору перегреться вне зависимости от нагрузки. Довольно компактные габариты и небольшой вес поспособствовали возможности перевозки двигателя на дальние расстояния, причем устройство можно поместить в багажник легкового автомобиля. Кроме того, не возникнет проблем и при установке мотора на 380-миллиметровый транец лодки
Такая компоновка является одним из элементов упрощенной конструкции. Кроме того, мотор оснащен поворотным магнето, что дает возможность регулировать угол опережения зажигания при включенном моторе. Все эти настройки можно осуществлять через пульт дистанционного управления. Мотор Ветерок-8 разработан инженерами Ульяновского моторного завода. Семейство двигателей «Ветерок» пришло на смену устаревшему мотору «Стрела». Более новое устройство получило рабочий объем 178 кубов, и было лишено некоторых недостатков, свойственных предшественникам. Особенно стоит отметить улучшенную систему жидкостного охлаждения, которая не дает мотору перегреться вне зависимости от нагрузки. Довольно компактные габариты и небольшой вес поспособствовали возможности перевозки двигателя на дальние расстояния, причем устройство можно поместить в багажник легкового автомобиля. Кроме того, не возникнет проблем и при установке мотора на 380-миллиметровый транец лодки.
Обкатка
Лодочный двигатель Ветерок-8, как и любая советская разработка, требует постоянного контроля. Своевременное обслуживание и проверка всех рабочих органов находятся в числе обязательных процедур, без которых невозможно оценить потенциал мотора, который заложили в него разработчики. Советские инженеры изначально создали мотор с расчетом на то, чтобы его можно было ремонтировать своими силами. Об этом говорит широкая сервисная сеть, доступность запчастей и унификация деталей с другими моделями тех лет выпуска.
Помимо регулярного обслуживания, нужна еще одна процедура под названием обкатка. Согласно общепринятым нормам, которые распространяются и на современные моторы, обкатка выполняется сразу после покупки устройства
В данном случае не важно, двигатель новый или старый. Так как в нашем случае агрегат поддержанный, обкатка ему еще более необходима
Благодаря этой процедуре владелец сможет убедиться, насколько хорошо двигатель справляется с поставленными задачами
В идеале обкатка должна адаптировать мотор к окружающей среде, погодным и температурным условиям, а также потребностям владельца
Не менее важно правильно подготовиться к обкатке. Благодаря этой процедуре владелец сможет убедиться, насколько хорошо двигатель справляется с поставленными задачами
В идеале обкатка должна адаптировать мотор к окружающей среде, погодным и температурным условиям, а также потребностям владельца
Благодаря этой процедуре владелец сможет убедиться, насколько хорошо двигатель справляется с поставленными задачами. В идеале обкатка должна адаптировать мотор к окружающей среде, погодным и температурным условиям, а также потребностям владельца
Не менее важно правильно подготовиться к обкатке
Итак, первое что надо сделать, это установить мотор на транец лодки в вертикальном положение. После этого можно заливать расходные материалы. Речь идет о моторном масле типа TCW-3, трансмиссионном редукторном масле, а также горючей смеси. Кстати, топливную смеси надо изготовить заранее – путем смешивания бензина и масла в пропорции 50:1.
Кроме того, важно проверить все рабочие органы перед обкаткой. Например, особенное значение имеет жидкостное охлаждение, из которого должна выходить струя воды в виде фонтана под давлением
Этот признак говорит о том, что система исправна
Этот признак говорит о том, что система исправна.
Местом проведения обкатки должен быть только открытый водоем – река, озеро, ставок, ручей, море и т. д. Иными словами, надо создать естественные условия, в которых мотор будет использоваться в дальнейшем. Только так можно оценить потенциальные возможности силовой установки. Обкатка в бочке возможна только в крайнем случае, но такой способ не подходит для полноценной 10-часовой обкатки, о которой пойдет речь далее в статье.
Этапы обкатки
- Включаем двигатель, доводим его до холостого хода таким образом, чтобы он смог нагреться до рабочей температуры. На это уйдет в пределах 30-60 минут
- Очередное повышение оборотов должно происходить постепенно. Так, сначала надо установить низкие обороты. Примерно в этот момент можно отчаливать от берега
- По мере постепенного набора скорости и плавного увеличения тяги надо контролировать работу системы охлаждения. Дело в том, что она может работать с перебоями, когда мощность мотора будет вплотную подбираться к 80-90% мощности
- Через восемь-девять часов производительность мотора составит 90-100%. Перегрева можно избежать путем уменьшения оборотов на некоторое время. Когда двигатель остынет, вновь увеличиваем тягу. Таким образом, мотор будет работать в переменном режиме – на низких, средних, высоких и максимальных оборотах, что очень полезно для адаптации деталей
- В конце процедуры выключаем зажигание, предварительно прогрев мотор на холостых оборотах. Меняем отработанные материалы и свечи, и готовим мотор к следующему использованию. Обкатка завершена.
«Ветерок-12»
Моторы «Ветерок-12» выпускались в СССР и позже в России Ульяновским моторным заводом с 1967 по 1984, с 1993 по август 2008 года.
За годы выпуска мотор «Ветерок-12» несколько раз модернизировался:
Первая существенная модернизация произошла в 1978 году, в результате которой «Ветерок-12» был оснащен электронным бесконтактным магнето МБЭ-1, снабжённым генераторной катушкой, обеспечивающей работу сигнальных огней лодки, суммарной мощностью до 30 Вт. Модернизированный мотор сменил своего предшественника и получил обозначение «Ветерок-12Э». Но уже в 1984 году из-за политики руководства страны против массового использования населением моторных лодок, выпуск 12-сильных Ветерков был прекращен.
В 1993 году производство 12-сильного Ветерка было возобновлено, мотор был модернизирован по аналогии с уже обновленным в 1987 году «Ветерком-8М». Обновленный мотор «Ветерок-12М» получил следующие изменения по сравнению с предшественником «Ветерком-12Э»:
Критерии выбора
Любой двигатель имеет свои преимущества и минусы, поэтому определиться с выбором непросто. Тем, кто предпочитает работу устройства практически без шума, можно приобрести импортный мотор. Его основным минусом является тот факт, что самостоятельно починить его в случае поломки практически невозможно.
Следовательно, длительные путешествия на десятки километров вдали от станции техобслуживания лучше не совершать. Кроме того, средняя вместимость бака таких моторов составляет 12 литров, что также не способствует долгим путешествиям.
Отечественные лодочные двигатели более шумные, но подлежат ремонту своими силами. Для экспедиций на длительные расстояния подойдет мотор с топливным баком на 20 литров. Агрегаты от российских производителей выгодны своей простотой, надежностью и характеристиками. Кроме того, они не привередливы к качеству бензина.
Немаловажным критерием выбора является цена изделия. Отечественные двигатели на порядок дешевле, а также запасные детали на них найти намного проще.
Преимущества и недостатки мотора
Производитель постоянно модернизировал конструкцию мотора для улучшения потребительских характеристик. Основные достоинства мотора:
- высокая надежность и долговечность;
- возможность технического обслуживания и ремонта в любых условиях повысила его ремонтопригодность;
- нетребовательность к качеству моторного масла и возможность работы на низкооктановом бензине;
- низкий расход топлива;
- небольшая масса по сравнению с аналогами;
- узкая нижняя часть редуктора снижает подводное сопротивление;
- легкий пуск двигателя;
- простота замены гребного винта;
- высокая эффективность работы винта.
При эксплуатации мотора выявлены следующие его недостатки:
- применение устаревших узлов, не позволяющих форсировать двигателя для повышения удельной мощности;
- наличие только одной передачи вперед, задний ход отсутствует;
- невозможность аварийного отключения зажигания мотора (отсутствие аварийной кнопки);
- старые модели карбюратора не имели систему, улавливающую топливо, которое проливалось;
- отсутствие системы поддержки теплового режима (отсутствует термостат);
- оригинальное крепление винта, что исключает взаимозаменяемость винтов от других марок;
- мотор с левым вращением винта, большинство других марок имеет правое вращение;
- оригинальная система дистанционного управления, не позволяющая применять альтернативные системы;
- большие количество узлов, соединений.
Технические характеристики лодочного мотора Ветерок 12
- Мотор получил вполне простую и понятную конструкцию, работал в 2-тактном режиме, мощность в 12 лошадок достигалась наличием 2-х цилиндров.
- Также устройство и конструкция позволяли быстро проводить ремонт и обслуживать технику.
- Одной из особенностей мотора можно назвать наличие дефлекторной продувки цилиндров.
- Для работы применяется зажигание МЛ-10−2С, для работы желательно использовать свечу зажигания А7 или 5Ус.
- Классическая версия Ветерок 12 выпускалась с 1967 по 1978 годы, работала на оборотах до 5000, рабочий объем составил 250 см. куб.
- Диаметр цилиндра составил 60 мм, в конструкции предусматривали топливный бак на 20 литров.
- При этом мотор остался не тяжелым — вес составил 26,5 кг.
Описание
Последняя глобальная модернизация лодочного мотора состоялась в 1993-ем году. В качестве основы был выбран Ветерок 12Э 1987-го года. Обновленная модель получила ряд принципиальных изменений, которые сохранились до завершения выпуска мотора.
Среди них:
- магнето МБЭ-3 повышенной надежности с улучшенным охлаждением тиристоров;
- антикавитационная плита новой формы;
- более высокая степень сжатия (7);
- увеличенный до 20 л топливный бак;
- игольчатый подшипник вместо бронзово-графитовой втулки;
- ступица гребного винта более высокой надежности;
- румпель улучшенной конструкции;
- два гребных винта (грузовой и скоростной).
При этом эталоном надежности отечественный мотор так и не стал. Нагрузки на втулки аппарата существенно превышали критические. И если 8-сильные «Ветерки» работали десятилетиями, то более мощные «собратья» регулярно выходили из строя. Средний срок эксплуатации мотора Ветерок 12 составлял 2-3 года, после чего двигатель начинал ломаться. Единственным решением данной проблемы стала бережная эксплуатация. Без полного газа больших нагрузок не создавалось, поломки случались реже.
С технической точки зрения Ветерок 12 был очень далек от совершенства. Устаревшие технологии, используемые при его производстве, не позволяли конкурировать с иностранными аналогами по показателям экономичности и производительности. Именно потому 12-сильную модификацию вскоре сменил 14-сильный мотор с улучшенной конструкцией.
За годы выпуска двигатель неоднократно модернизировался. Среди наиболее известных версий мотора следует выделить:
- Ветерок 12Э – первая глобальная модернизация (1978-ой год);
- Ветерок 12Р. Версия, выпущенная в 1995-ом году. Данный мотор получил реверс-редуктор, но был выпущен ограниченной серией из-за малого спроса.
- Ветерок 12У, Ветерок 12РУ. Модель с усиленным редуктором и удлиненным дейдвудом, предназначенная для более массивных яхт и лодок.
Достоинства модели Ветерок 12:
- отличная ремонтопригодность. Отечественный продукт можно чинить в домашней мастерской без наличия специальных навыков;
- сравнительно малая масса;
- большой КПД гребного винта и малое подводное лобовое сопротивление;
- простой пуск;
- маленькая стоимость мотора (почти в два раза меньше, чем иностранные аналоги) и запчастей к нему;
- высокая надежность;
- неприхотливость и возможность работы с бензином низкого качества;
- высокое качество обработки и окраски;
- красивый дизайн.
Недостатки двигателя:
- отсутствие заднего хода в большинстве модификаций;
- устаревшие детали;
- неудобное крепление гребного винта;
- сильный шум при работе;
- отсутствие термостата, без которого поддерживать нормальный тепловой режим становится крайне тяжело;
- крайне нестабильная работа на начальном этапе движения;
- большое усилие при ручном запуске.