Конструкция каноэ «Радуга М»
Корпус лодки является цельным, отлитым из трехслойного сэндвич-полиэтилена. Модели представлены в разных расцветках. Они имеют острые нос и корму, фальшборты и ярко выраженный киль. Полиэтилен сделан в форме контура с неодинаковой толщиной плоскостей, увеличивающей жесткость бортов. В конструкцию лодки входят стрингеры, привальные брусья, штевни, шпангоуты. Она обладает уплощенным днищем с продольными реданами, анатомическим сиденьем, предусматривающим расположение гребца лицом вперед, симметричными по миделю оконечностями, острыми обводами. Борта лодки обладают завалом внутрь и жестко соединяются в оконечностях и в средней части кницами и бимсами.
В конструкцию каноэ «Радуга М» входят ручки для переноски и сливное отверстие. Она обладает довольно большим внутренним пространством, позволяющим транспортировать туристическое снаряжение на дальние расстояния, закрытыми кормовой и носовой частями, оснащается однолопастным веслом. При необходимости на каноэ можно установить бортовой подвесной мотор малой мощности и купольный парус с рулевым пером.
Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» — шпангоуты
увеличить, 2082х2906, 465 КБ
обозначение позиций — см. «Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34» выше.
После сборки всех трех шпангоутов вынесите на них линию ДП и контрольную ватерлинию (от ОЛ на расстоянии 500 мм). По этой контрольной линии прибейте шергень-планки шириной 50-70 мм.
Изготовлять транец нужно, пользуясь размерами рабочего чертежа, на котором уже учтен его наклон.
Корпус лодки собирается в положении вверх килем. На стапеле (две доски, поставленные на ребро) размечается положение шпангоутов и транца. Шпангоуты выставляются на свои места с проверкой по диаметральной плоскости отвесом, и по горизонту контрольной линии — шланговым уровнем. Закрепив выверенный поперечный набор, врезайте продольные связи — киль, стрингера и ребра жесткости. До установки обшивки необходимо поставить переборку на шп. 1 ½ и узел ниши — рецесса.
Листы фанеры надо предварительно раскроить и склеить «на ус», соединив в поясья на всю длину лодки. Затем готовые листы укладываются на тщательно смалкованный набор, изнутри детали набора обчерчиваются, после чего листы снимаются для обрезки припуска и сверловки отверстий Ø1-1,5 мм с шагом 50-70 мм для крепежа. Обшивка ставится на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями «в загиб» по продольному набору и шурупами по шпангоутам и транцу.
Днище, транец и борта необходимо снаружи тщательно ошкурить и зашпаклевать, а затем оклеить одним или двумя слоями стеклоткани АСТТ(б)-С2 на смоле. Предварительно обработанные реданы и брызгоотбойник выставляются на уже оклеенный корпус и в свою очередь сами оклеиваются полосками стеклоткани.
До зашивки палубы надо вклеить в снятый со стапеля и перевернутый килем вниз корпус сиденья и уложить пенопласт между шп. 1 и 1 ½, 2 и 3 на высоту флоров. Пенопласт и днище изнутри между шп. 3 и транцем следует оклеить стеклотканью. Изнутри корпуса транец по периметру лучше оклеить «мокрым угольником» — полосой стеклоткани шириной 80-100 мм.
Штурвал, барабан, шкивы можно изготовить по чертежам, опубликованным на этой странице. Пульт удобно расположить, как показано на чертеже общего вида. Оба штуртроса следует пустить по одному борту.
Для обеспечения непотопляемости обязательно надо уложить блоки пенопласта по бортам между шп. 2 и транцем; объем пенопласта должен быть не менее 0,15 м³.
Ю. А. Зимин, «Мотолодка для спортивных плаваний «Радуга-34», «Кия» 1974 г.
Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Подписывайтесь!
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Другие проекты спортивных мотолодок на сайте: |
---|
Спортивный гоночный катамаран |
Гоночная мотолодка «Старт-3» — проект и постройка |
Проект глиссера класса R2 |
Спортивная скоростная мотолодка — проект Ренато Леви |
Конструкция
Лодка «Catran 460» выполнена в стеклопластиковом двухсекционном корпусе. Обводы типа кафедрал, близкого к тримарану, обеспечивают высокую остойчивоть и легкий ход. Килеватость корпуса составляет 18 градусов. В районе гидролыжи этот показатель составляет 8 градусов. На днище отформованы три пары продольных реданов.
Линия борта «скатывается» к корме, придавая лодке современный вид и защищая борт от низкого причала. Катер полностью непотопляем: блоки плавучести размещены в межсекционном пространстве в бортах и днище и заполнены полиуретановой пеной. В кормовой зоне обустроены две купальные платформы на кринолинах, удлиняющие корпус «Катрана» по сравнению с «Радугой».
Теоретический чертеж и схема общего расположения мотолодки «Радуга-34»
Таблица плазовых ординат мотолодки «Радуга-34» | ||||
---|---|---|---|---|
Линия | № шпангоута | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Высоты от ОЛ, мм | ||||
Борт — ЛБ | 740 | 700 | 617 | 500 |
Кокпит | 784 | 744 | 661 | 544 |
Редан Р-1 | 174 | 73 | 15 | |
Редан Р-2 | 302 | 199 | 140 | 125 |
Редан Р-3 | 430 | 325 | 265 | 250 |
Полушироты от ДП, мм | ||||
Борт — ЛБ | 682 | 823 | 850 | 801 |
Кокпит | 482 | 623 | 650 | 601 |
Редан Р-1 | 179 | 221 | 230 | 230 |
Редан Р-2 | 348 | 425 | 448 | 450 |
Редан Р-3 | 520 | 627 | 667 | 670 |
Размеры реданов в поперечных сечениях | |||||
---|---|---|---|---|---|
Редан | № шпангоута | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Р-1 | х у | 13 9 | 15 9 | 15 9 | 15 9 |
Р-2 | х у | 40 29 | 40 26 | 40 24 | 40 23 |
Р-3 | х у | 38 25 | 40 30 | 40 30 | 40 30 |
При установке мотора «Вихрь» или «Нептун» с «гоночным» двухлопастным винтом (шаг 340-360 мм) на мотолодке с одним водителем можно достичь скорости около 60 км/час. Для сравнения упомянем, что скоростной норматив I разряда для класса Т-500 на дистанции 5 миль намного ниже — 42 км/час.
Конструкция и технология постройки корпуса аналогичны многократно описанным в сборнике. На листе фанеры, пользуясь таблицей плазовых ординат, надо построить очертания шп. 1, 2 и 3 и вычертить все элементы набора лодки. Переведя нужные линии на кальку, перенесите разметку (накалывая шилом) на материал — бруски и фанеру. Готовые детали собирайте прямо на фанерном плазе, смазывая кницы и торцы брусков (футоксов) шпангоутной рамки эпоксидной смолой. Разложив детали рамки, прихватите каждую двумя тонкими гвоздями к плазу
Поставьте на места кницы и «наживите» их гвоздями, затем, осторожно приподняв рамку стамеской, подложите кницы с другой ее стороны, пробейте гвозди насквозь, снимите и переверните рамку и сразу же загните концы гвоздей
Прогулочно-туристская каютная мотолодка
Длина общая | 5.1 м |
---|---|
Ширина | 2.1 м |
Высота борта | 0.83 м |
Спальных мест | 2 |
Высота в каюте | 1.2 м |
Вес | 280 кг |
Грузоподъемность | 550 кг |
Мощность двигателя | 40-60 |
Конструкция корпуса | Фанера (по набору) |
Галерея | |
сравнить |
Метки: радуга, каютная мотолодка
Описание:
Опубликовано в КиЯ №67 (3) 1977
В наших северных широтах, как подсказывает практика, для длительных семейных путешествий необходима каютная мотолодка длиной около 5м. При меньших размерениях не удается обеспечить обитаемость; при больших – судно не будет выходить на глиссирование с имеющимися у нас в продаже подвесными моторами, потребуется установка автомобильного конвертированного двигателя и реверс-редуктора, что значительно осложняет дело.
Бесспорно, килеватый корпус с обводами глубокое V был бы наиболее мореходным вариантом, позволяющим поддерживать высокую скорость даже на волне крупных водоемов, однако для этого также потребовалась бы мощность автомобильного двигателя. При умеренных же мощностях подвесных моторов оказывается более выгодным корпус компромиссного типа – с сочетанием плоских и килеватых элементов, с отгибами скулы (на всей носовой половине длины), напоминающими спонсоны тримарана.
При рациональном выборе обводов и тщательной проработке конструкции корпуса такой вариант позволяет добиться сравнительно малого веса и приемлемого сочетания скоростных и мореходных качеств катера. При рассмотрении теоретического чертежа “Радуги-51” можно заметить, что по обводам днища она во многом напоминает предыдущую модель этого же “семейства” – более легкую и на 1 м меньшую по длине “Радугу-41” тот же узкий почти плоский участок на днище – лыжа, компенсирующая потерю гидродинамического качества на наклонных боковых участках днища; такие же улучшающие выход на глиссирование отгибы скулы, обрывающиеся на шп.4 и дальше (на кормовой половине корпуса) имеющие вид горизонтального широкого уступа – брызгоотбойника; такая же широкая палуба в носу. Опыт успешной эксплуатации “Радуги-41” давал все основания для того, чтобы заложить те же принципы в основу теоретического чертежа нового судна.
Для уменьшения забрызгивания и заливания мотолодки при ходе на волне нижняя часть передней стенки рубки сделана наклоненной в нос – она будет играть роль волноотбойника. Для удобства пассажиров и безопасности на носовой палубе, в кокпите и на крыше рубки сделаны низкие релинги-поручни.
При планировке “Радуги” используются все преимущества “тримаранных” обводов с большой шириной на уровне скулы и притупленной носовой палубой. При длине корпуса всего 5,1м каюта получилась довольно просторной: она имеет площадь 2,1х1,75м при высоте 1,2м; здесь можно разместить два. а то и три спальных места, стол, рундуки (под диванами) и шкафчики.
Ссылки к проекту Радуга-51:
КиЯ №67 (3) 1977 (формат DjVu)
Журнал “Катера и яхты”, в котором опубликованы чертежи лодки “Радуга-51” (стр. 82)
“Радуга-51” на www.boat.ru
Чертежи мотолодки из журнала “КиЯ” на сервере www.boat.ru
“Радуга-51” на форуме motolodka.ru
Список тем на forum.motolodka.ru, связанных с проектом “Радуга-51”
- Самострой Радуга-51
- Радуга – 51
- 2 Иван (Радуга 51)
- Радуга – 51… вопрос…
- Радуга 51 – вопросы по сборке
- Проект Радуга 51. Как сделать выкройки листов фанеры?
- Радуга-51. Мысли по самострою.
- Радуга-51: как оклеивать стеклотканью?
Теоретический чертеж и общий вид
Теоретический чертеж и общий вид
Конструкция корпуса
Фотогалерея
Фотография “Радуги-51”
Фотография “Радуги-51”
Водометный вариант “Радуги 51” на берегу
Водометный вариант “Радуги 51” на ходу
Формирование спонсонов из пенопласта
Лодки того же размера, что и Радуга-51
Сом |
Север 520 |
Суперкосатка |
Норд-вест-53 |
С вопросами и предложениями обращайтесь по адресу:
info@boatplans.ru
Компоновка
«Catran 460» — это линейка катеров, представленная в различных компоновках внутреннего пространства. К 2014 году доступны три модели: базовая — с одной консолью на миделе, модификация «М» — с двойной консолью, разделяющей открытый кокпит на две зоны и «Люкс» — с каютой в носовой части лодки.
Базовая модель
Стартовая модель оснащается широкой центральной консолью с постом управления и двойным сиденьем за ней. Боковые проходы небольшие, но вполне достаточные. Эта компоновка в большей мере подойдет для рыбалки. Замыкают кокпит два притопленных в кормовую переборку рундука-сиденья с небольшой потопчиной-столиком между ними. В широкой носовой зоне располагается полуторное неглубокое сиденье.
Модификация «Catran 460 М»
«Catran 460 М» — это двухконсольное исполнение с более широким проходом в носовую зону. Проход закрывается как секцией ветрового стекла, так и нижней калиткой. Сиденья за консолями размещаются на коробах-рундуках и выполнены в виде табуретов. Доступны для заказа и пластиковые кресла с поворотным механизмом на тех же рундуках.
Модификация «Catran 460 Люкс»
Каютный вариант лодки «Catran 460 Люкс» тяжелее модели «М» на 20 кг. Невысокая рубка, выполненная отдельным сегментом образует небольшой салон с V-образным диваном. Длина каюты составляет 180 см. Функциональность этого пространства невысока, однако, учитывая общую длину лодки, каюту можно назвать вполне достойной. Изнутри рубка обшита ворсистым материалом и освещается через боковые иллюминаторы и палубного люка. Дверь в кату – распашная. Она может быть выполнена моноблоком или же двумя створками, может быть глухой пластиковой, или «стеклянной».
Моторная лодка «Радуга 41».
Основные характеристики лодки:
Длина наибольшая — 410 cм. Ширина наибольшая — 198 см. Высота борта — 78 см. Вес — 110 кг. Грузоподъемность — 400 кг. Мощность двигателя 25-50 л/с.
При умеренной нагрузке (2 человека, 80 — 130 кг горюче-го, походное снаряжение), обычной для глиссирующих мотолодок, отправляющихся в дальнее спортивное плавание, достаточная комфортабельность и хорошие скоростные качества при плавании на волне могут быть получены на корпусах с комбинированными обводами. Такой корпус имеет на днище узкий плоский участок — лыжу в сочетании с наклонными участками днища, соответствующими обводами «глубокое V».Плоский участок не только повышает гидродинамическое
качество корпуса,но и уменьшает осадку лодки, что особенно важно при подходе к берегу на таких мелководных акваториях, как Финский залив, южная часть Ладоги, оз. Ильмень
Из других особенностей обводов «Радуги-41» можно отметить широкую палубу в носовой части, хоро-шо отражающую вниз брызги, и отгибы днища вниз у скулы. Плоский участок скулы в районе 4 — 6 шпангоута, имеющий больший угол атаки по отношению к днищу, улучшает выход лодки на глиссирование при большой нагрузке и позволяет совершать крутые повороты на полной скорости, не опасаясь за остойчивость.
Оптимальный вариант моторной установки для этой мотолодки — два подвесных мотора «Нептун-23». При использовании «Радуги» для прогулки (1 — 2 человека, 20 — 40 л топ-лива) с гребными винтами увеличенного шага может быть получена максимальная скорость хода свыше 60 км/ч. Так, при установке двух 20-сильных «Вихрей» с гребными винтами, имеющими шаг 360 мм, была получена скорость 62 км/ч с одним водителем и 59 км/ч с нагрузкой два человека.
Дополнительные удобства для пассажиров «Радуги» представляют глубокий кокпит, хорошо защищенный от ветра и брызг высокими ко-мингсами и лобовым стеклом, мягкие сиденья.
Конструкция корпуса мотолодки «Радуга-34»
увеличить, 2067х936, 237 КБ
1 — киль 20х40; 2 — стрингер 13х25; 3 — стрингер 10х30; 4 — стрингер 10х20; 5 — подлегарс (опорный брусок сидений) 10х30; 6 — сиденье кормовое, δ=4; 7 — подушка сиденья 40х50х450 (поролон в чехле из текстовинита); 8 — дно подмоторной ниши, δ=2; 9 — сухарь 15х20; 10 — комингс, δ=6; 11 — рейка 30×40; 12 — спинка кормового сиденья 10х100х450; 13 — дуга тента, труба Ø15-20; 14 — оргстекло δ=4-6; 15 — лобовой лист кокпита, δ=4; 16 — съемный щит, δ=4; 17 — бимс 30х15; 18 — сиденье носовое, δ=4; 19 — рейка 10х15; 20 — зашивка шп. 1½, δ=2; 21 — рейка шпангоута 15х45; 22 — заполнитель δ=15; 23 — брусок 4х40х150 (4 шт.); 24 — бимс 15х30; 25 — зашивка шп. 2, δ=2; 26 — кницы, δ=2; 27 — стойка 10х15; 28 — обшивка днища, δ=6; 29 — обшивка скулы δ=4; 30, 31 — обшивка бортов и палубы δ=3; 32 — обшивка транца, δ=4; 33 — рейка заполнителя, δ=20; 34 — доска 20х125; 35 — лист δ=4; 36 — обвязка транца по бортам, 20х30; 37 — днищевая ветвь 20х45; 38 — фанера, δ=4; 39 — заполнитель, δ=20; 40 — брусок 40х15х400; 41 — фанера δ=4; 42 — петля рояльная.