Комплектация лодок марки “Крым”
Вне зависимости, для какой модели выполнена комплектация судна – базовой, спортивной или же Крым-М, в ней присутствует одинаковое оборудование:
- два разборных весла, снабженных уключинами;
- черпак для забора воды, попавшей в плавсредство;
- запасной блок плавучести для установки на дно;
- дистанционное управление, с помощью которого можно управлять всеми функциями мотора;
- съемный тент, изготовленный из палаточной ткани.
Среди туристов и рыбаков все три начальные модификации остаются популярными и сегодня
Кстати, спортивный вариант, как и последняя модификация – лодка Крым 5, имеет смотровые окна в тенте, а материал пристегивается молнией. Путешествие по воде становится более комфортным. Спортивный вариант катера дополнен спидометром и тахометром.
У туристов и рыбаков все три начальные модификации остаются популярными и сегодня. Причиной популярности большая часть владельцев данного вида водного транспорта называет его удобство. Спинки на передних сидениях откидываются, а подушки съемные. Поэтому их очень удобно чистить и сушить.
Хотя сиденье на корме выполнено в виде сплошного дивана, оно тоже может складываться. Откинутая спинка легко открывает доступ к багажнику. Кстати, в последних моделях моторок число отсеков багажника увеличено до трех, а их общий объем достигает 0,84 куб. м. Удобная конструкция сидений позволяет расположиться в лодке на ночлег, но только в том случае, если в путешествие отправилось не больше трех человек.
Конструкция лодок «Крым»
Среди маломерных плавсредств различают 3 модификации катеров «Крым»:
- базовая — первая модель;
- модернизированная;
- спортивная.
Заводские технические характеристики
«Крым» (базовая) | «Крым М» (модернизированная) | «Крым 3» (спортивная) | |
длина (мм) | 4300 | 4300 | 4700 |
ширина (мм) | 1600 | 1600 | 1800 |
высота борта на миделе (мм) | 650 | 650 | 800 |
угол килеватости днища на миделе (градус) | 15 | ||
угол килеватости днища на транце (градус) | 4,5 | 4,5 | 7 |
масса с оборудованием и снаряжением (кг) | 190 | 195 | 245 |
вмещает пассажиров (человек) | 5 | 5 | 5 |
грузоподъемность (кг) | 400 | 400 | 500 |
допустимая мощность ПМ л.с. | 30 | 30 | 60 |
скорость с полной нагрузкой с двумя моторами «Вихрь-М» (км/ч) | 39 | ||
скорость под мотором «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой максимальная (км/ч) | 36 | 36 | |
скорость под мотором «Вихрь-30» (30 л.с.) с полной нагрузкой (км/ч) | 36 | 36 | |
металл корпуса | АМг5М | АМг5М | АМг5М |
технология соединения | сварка | сварка | сварка |
толщина обшивки бортов и палубы / днища (мм) | 1,5 / 2 | 1,5 / 2 | 1,5 / 2 |
У всех трех моделей одинаковая заводская комплектация, в нее входит:
- разборные весла с уключинами – 2 шт.;
- черпак для воды;
- съемный тент;
- пульт дистанционного управления функциями мотора;
- запасной пенопластовый блок.
Стоит отметить, что у лодки «Крым 3» усовершенствован съемный тент: он застегивается на «молнии» и в нем предусмотрены смотровые окна. Также спортивная модель снабжена тахометром и спидометром.
Корпус
Корпус конструировался с применением штамповки листовых деталей. Набор корпуса первой модели катера выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами. В модернизациях «Крым М» и «Крым 3» днище подкреплено штампованными шпангоутами П-образного профиля. Корпус катера изготовлен из сплава магния с алюминием. Этот материал долговечен и не подвержен коррозии, поэтому такое плавсредство можно использовать в морской воде.
Катера этой серии снабжены блоками плавучести, сделанными из качественного пенопласта. Размещены блоки под кормовым диваном и в носовой части мотолодки — рядом с форштевнем. Благодаря этому лодка останется на плаву в горизонтальном положении, даже если полностью наполнится водой.
Тент, изготовленный из палаточного материала, можно использовать в таких вариациях: в полуоткрытом виде натягивается только верхняя часть для защиты от солнечных лучей; в дождь, ветер или при некомфортной низкой температуре воздуха к верхней части можно пристегнуть боковины. Лобовое стекло плоское с боковыми щитками, которые обеспечивают защиту кокпита от брызг.
Кокпит
Размеры внутреннего пространства для пассажиров и рулевого на мотолодке «Крым» составляют: 2.05 м на 1,3 м. В кокпите мягкие сиденья расположены в два ряда. У двух передних сидений спинки независимые, подушки съемные. При необходимости поработать веслами, спинки можно откинуть вниз — в таком положении они не будут мешать. Сплошная спинка кормового дивана откидывается, тем самым открывая доступ в багажник.
В форпике имеется небольшое багажное отделение, а над ним рундук с крышкой.
Отличия лодки «Крым М» от мотолодки «Крым»
В ходе эксплуатации первой модели катера «Крым» выявились кое-какие несовершенства. В результате доработки появилась модернизированная мотолодка «Крым М», отличающаяся более прочным корпусом и дополнительными удобствами для экипажа. В частности, все 5 сидений имеют съемные мягкие подушки, что облегчает их чистку и сушку. Борта мотолодки оборудованы полочками для размещения багажа.
Спортивная модель отличается от двух предыдущих большими размерами, соответственно, большей вместимостью и комфортностью. Внутреннее пространство очень удобно спланировано, в рундуках места для размещения багажа более чем достаточно. Мореходные качества этой модели также существенно лучше: острые выпукло-килеватые носовые обводы обеспечивают возможность судну достаточно мягко идти навстречу волне на средней скорости.
У любого транспортного средства имеются как достоинства, так и недостатки. Водный транспорт исключением не является.
Достоинства
- Антикоррозийный материал корпуса.
- Непотопляемость.
- Умеренная килеватость, благодаря чему, даже при максимальной загруженности моторная лодка «Крым» легко выходит на глиссирование.
- При попутных и диагональных волнах «Крым» устойчив по курсу, в волну не зарывается и не зарыскивает.
- Широкий транец приспособлен к установке 2 моторов.
Недостатки
- Сплав АМг5М, из которого сделан корпус, довольно мягкий. За годы эксплуатации судна в результате ударов о воду днище становится волнистым, из-за чего ухудшаются скоростные качества катера.
- Лодки, выпущенные до 90-х годов, имеют хрупкую носовую часть.
- Не очень хорошая мореходность: при волне выше 75 см скорость лодки падает и при резком повороте есть опасность перевернуться.
История и цели создания
Впервые проект данного мотосудна был представлен общественности в 1969 г. В. Нелипой, проживающем в городе Феодосия, во время конкурса на лучший проект малого судна для промышленного производства
В результате, эскиз получил вторую премию, а также привлек внимание судостроительных предприятий. В 1970 г
Пермский судостроительный запустил производство проекта. Несколько лет модель производилась там, позже эстафету принял «Хабаровский судостроительный завод».
С 1980 г. в Перми стала выпускаться версия М, заменив предыдущую модификацию. Но, в Хабаровске она продолжала изготавливаться до первой половины 1990–х годов. В первый год была изготовлена всего пара сотен катеров, быстро распространившихся по магазинам. Перед запуском конвейера судно прошло серию испытаний командой профессионалов, совершив 4,5 тысячный переход от Астрахани до Москвы. В течение этого периода конструкторы наблюдали ходовые качества моторки в самых различных условиях: трехбальный шторм, 13 шлюзов, сильный ветер и долгие пробеги. Устранение обнаруженных недоработок стало основой для последующей версии.
Лодка «под себя»
Усовершенствованию подвергаются очень часто плавсредства рыбаков, ведь комфортная ловля рыбы – залог удачного отдыха. Поэтому улучшение приобрела и лодка «Крым». Тюннинг своими руками проводился касательно в большей степени внешнего вида, нежели тактико-технических характеристик.
- Замена штатного тента, который неудобно монтировать. Многие водномоторники установили реечную систему с протяжным механизмом, который по выбору владельца натягивает либо маскировочную сетку, либо жёсткий тент на водоотталкивающей основе.
- Замена штатных сидений вращающимися механизмами. Очень удобная система как для отдыхающих, так и для рыбака. Также можно поставить кресла от иномарок с электрическим приводом, которые при полном разложении создадут мягкий диван для отдыха.
- Фанерный настил в виде пола. Такая модернизация чаще используется на плавсредствах для активного отдыха, когда требуется максимум удобств.
- Бомболюк. Кулибины любят вырезать люк на носовой части лодки. Нужно заметить, что такая модернизация — не на непотопляемость, если при модернизации не выбрасывать с борта часть блока плавучести. Ведь при резке металла вырезается и часть пенопластового блока.
Крым, Крым-М
ГлавнаяОписание лодкиКрым, Крым-М
Основные сведения о моторной лодке «Крым»
Общая длина: 4,20 м. Общая ширина: 1,6 м. Глубина на миделе: 0,65 м. Угол килеватости транца: 4,5 °. Вес с оборудованием и материалами: 190 кг. Грузоподъемность: 400 кг. Вместимость пассажиров, 5 чел. Допустимая мощность ПМ: 30 л.с. Частота вращения двигателя: 20 л.с при полной нагрузке: 30 км / ч с водителем, 36 км / ч
Скорость лодки с двигателем Suzuki DT30 (30 л.с.) с одним водителем (70 кг), 46 км / ч с водителем и пассажиром (70 кг + 100 кг), 42 км / ч
Теплоход «Крым», выпускаемый с 1970 года, предназначен для туризма и путешествий по рекам, прибрежным участкам водоемов и морей с высотой волн до 0,75 м и удалением от берега до 3000 м. Позже «Крым» модернизировали. Обновленная версия «Крым-М», которая отличается от оригинальной конструкции большей прочностью корпуса и некоторыми дополнительными услугами для экипажа. Корпуса самолетов «Крым» и «Крым-М» изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМг5, соединения деталей выполнены контактной и аргонодуговой сваркой. Материал корпуса имеет повышенную коррозионную стойкость, благодаря чему лодку можно использовать в морской воде. Толщина нижней обшивки — 2 мм, боковин и перемычки — 1,5 мм. В дизайне широко применяется штамповка деталей из листового металла. Комплект корпусов ранее выпущенной серии строился по смешанной системе: с лонжеронами и шпангоутами; в модели «Крым-М» днище поддерживается исключительно П-образными фасонами.
Выпуклые обводы крымского днища с умеренной килеватостью и скуловой брызговик обеспечивают высокие гидродинамические качества.
Теоретический корпус катера «Крым»
Размер кабины составляет 2,05 х 1,3 м, сиденья мягкие. Носовые сиденья имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки можно сложить, например, для гребли. Спинка заднего дивана цельная; полулежа, открывает доступ к кормовой части багажника. Все сиденья легко снимаются. Разложив их на половицах, вы можете быстро создать мягкую кровать для троих.
На транце установлена водонепроницаемая переборка, закрывающая моторный отсек, закрытый сверху крышкой. Переборка предотвращает попадание загрязненной топливом воды в кабину судна. Транец и переборка оснащены быстро открывающимися выхлопными устройствами, а подпружиненный колпачок на транце может открываться во время движения катера. В моторном отсеке Крыма можно хранить лежащий на лодке двигатель и танк на нем, а крышку можно закрыть на замок. В движении крышка умещается под передним сиденьем.
Носовой рундук снабжен чемоданом для походного снаряжения, а над ним небольшой рундук с крышкой.
Непотопляемость катера «Крым» обеспечивают плавучие пеноблоки, закрепленные под кормовым сиденьем и в носовой части у носа. Даже полностью затопленный крымский катер держится на плоском киле.
Лодка оборудована пультом дистанционного управления рулевым управлением, реверсом и дроссельной заслонкой подвесного мотора. Слева от рулевой колонки есть кнопка остановки. Съемный тент в тентовой ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом варианте для защиты от солнца устанавливается только верхняя часть. В непогоду к верху крепят глухие боковые стенки, оборудованные окнами из прозрачной пленки. Плоское лобовое стекло оснащено боковыми щитками для защиты кабины от брызг.
Катер «Крым» оборудован парой складных весел с уключинами, веслом и донным запасным поплавком.
Аксессуары и принадлежности к лодке «Крым»
Тент, маскировочная сетка и вращающиеся кресла больше нужны для прекрасного времяпрепровождения, а вот рыбаков интересует вопрос о том, как более эффективно разместиться на лодке нескольким людям, чтобы в процессе ловли не мешать друг другу. В средствах массовой информации представлено очень много вариантов для размещения рыбаков на корпусе моторной лодки вне зависимости от модификаций, хотя в большинстве случаев усовершенствованию подвергается лодка «Крым-М».
В первую очередь, рекомендуется наварить 7-8 подставок для удилищ на носу судна, непосредственно перед лобовым стеклом. Подставки должны быть в виде стаканов длиной 30-40 см и толщиной, достаточной для входа рукояти удочки с большим зазором. На корме и транце лучше не устанавливать такие подставки, так как они будут очень часто мешать. Также справа и слева от ветрового стекла не помешает наварить 20-30 см подножки для более удобного перемещения к удилищам, размещённым в носовой части моторной лодки.
Если на носу судна вырезан люк, многие рыбаки рекомендуют установить в нём пластиковую бадью, в которую можно бросать пойманную рыбу, не загрязняя палубу чешуёй. Не стоит забывать и про освещение в вечернее и ночное время – это головная боль всех рыбаков на воде. Дополнительный аккумулятор и пара светодиодных ламп с высокой просеиваемостью решат проблему.
Ходовые качества
На ходу при курсе 0-45 градусов против зыби наблюдается сильное забрызгивание. На гребни всходит хорошо. Однако не зря эксплуатация лодки допускается при высоте волны 25 см, потому что иначе она зарывается носом. При полных оборотах двигателя удары ощущаются, но не так сильно, как на Казанке. Для уменьшения забрызгивания достаточно увеличить количество пассажиров. При курсе в 90 градусов качка плавная, Астраханка ведет себя устойчиво. Попутная волна корму не забрызгивает, двс остается сухим. На скорости 15 км/ч при повороте направо диаметр циркуляции составляет 8 м, налево — 10 м. При этом крен равен 3°. Торможение: 20 м за 30 сек. до полной остановки.
Румпельное управление лодкой при 4-метровом корпусе неудобно, т.к. водитель не видит притопленные коряги. Желательно ставить ДУ, без которого не обойтись при наличии тента, поскольку защитная ткань еще больше сужает обзор. Превышение мощности двигателя приводит к тому, что мотобот зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию. Чего не происходит при разрешенных ПМ . Благодаря небольшому весу, а также малой килеватости днища низкого расположения легко проходит сложные мелководные участки, поросшие камышом. В одиночку вполне реально погрузить на прицеп, перетащить через отмель.
Поскольку сборка производилась не на авиационном предприятии, а на небольших судостроительных заводах. В результате заклепки стали слабым местом, поскольку разбалтываются на ходу от ударов. Поэтому нужно периодически проверять качество швов. Для этого достаточно побелить наружную сторону катера мелом, налить в кокпит небольшое количество жидкости. Меловое покрытие сразу покажет, где есть протечки даже в том случае, если капель не видно. По отзывам владельцев безопаснее Казанки, удобнее Крыма за счет широкого корпуса и практически плоского днища. При правильном хранении Ярославка устойчива к коррозии.
На глисс выходит при 12-сильном Ветерке с двумя пассажирами. Четверо — уже перебор. Преимущество Харьковчанок и Астраханок в том, что при своих габаритах уверенно идут под маломощными двигателями. Это дает существенную экономию на топливе. При попытке установить ДУ владельцы сталкиваются с тем, что изначально не установлена торпеда. Приходится прибегать к тюнингу. Правда, для прогулочно-развлекательных мероприятий с шайбами и лыжами стоит подыскать другой вариант. Астраханки рассчитаны на тихую езду и спокойную прогулку.
Не утихают споры насчет наличия прогиба кормовой части днища. Одни владельцы говорят, что он есть, другие утверждают, что его нет. Это связано с тем, что выпуск производился на трех заводах. Изначально прогиб должен был прижимать корму к воде для более легкого выхода на глисс. Однако на практике он приводит к снижению скорости и зарыскиванию. Еще в советское время умельцы предложили решение этой проблемы в виде поперечного редана. При его установке уменьшается смачиваемая площадь, улучшается управляемость на поворотах, легче выходить на глисс, Астраханка бежит быстрее, чем до тюнинга.
https://www.youtube.com/watch?v=6K7Rb9l7yRIVideo can’t be loaded: лодка МКМ — спуск на воду (https://www.youtube.com/watch?v=6K7Rb9l7yRI)
Чем Ярославки хороши?
- Мягкий ход
- На ветру парусность незаметна
- Можно стоять поперек течения
- Удобно рыбачить бреднями. Ни за что не цепляются, т.к. корпус полностью открыт
- Малая осадка
В море на них выходить не стоит, равно как и на водоемы, где при резкой смене погоды возможны штормы с гребнями выше 30 см. По этой причине рекомендованная удаленность от берега составляет всего 1 км.
Ходовые качества
Нелиповцы проделали колоссальную работу, чтобы в полной мере раскрыть мореходность третьей серийной представительницы. Конструкция позволяет довольно быстро и легко выходить в глисс. Два ПМ обеспечивают хороший запас мощности, что, в свою очередь, дает отличные скоростные характеристики. Выпукло–килеватые, острые очертания в носу придают мотоботу способность преодолевать встречную волну. Борта не заливает при поперечном волнении. Скорость под отечественными ПМ достигает более 40 км/ч, но при преувеличении ее наблюдаются удары дна о воду и оно быстро и необратимо выходит из строя.
Катер под номером “4” по паспорту способен ходить по мелководным участкам до 0,5 м, а дальность поездок при волнении 1 балл — 200 км. Обладал бы превосходными ходовыми характеристиками, если бы не постоянно ломающийся водомет. В противоположность данному устройству, корпус шикарно покоряет волны. Автомобильный двигатель в краткий промежуток времени набирает обороты, а переход к глиссированию практически неощутим. Полные обводы выше ватерлинии в носовой части исключают рыскливость.
Уникальная способность плавсредства — оно умеет подходить к берегу на самых малых оборотах, а также — сниматься с мели, просто размывая ее напором воды. К достоинствам добавляется маневренность, проходимость, короткий тормозной путь в 6—7 м. В корме повышают поворотливость скошенные участки скулы.
Особенности конструкции
Конструкторы еще при проектировании судна уделили особое внимание конструкции корпуса, придав ему не только такое важное свойство, как непотопляемость, но и выбрав для него материал, способный без ущерба выдерживать эксплуатацию в морской воде. Для изготовления корпуса использован алюминиево-магниевый сплав, имеющий повышенную стойкость к коррозии
Как и первая модель судна, так и последующие, имеют хорошую маневренность, обеспеченную выпукло-килеватыми обводами днища, снабженного брызгоотбойником
Не менее важно для эксплуатации и такое свойство, как плавучесть. Все модификации, включая и Крым 4, утопить практически невозможно
Водное транспортное средство создавалось специально для туристов таким образом, чтобы на ней можно было путешествовать не только по рекам и водохранилищам
Для этой цели вдоль кормы судна и под его кормовыми сиденьями размещены блоки плавучести, изготовленные из пенопласта. Даже если моторная лодка будет полностью заполнена водой, она останется на плаву, а ее положение будет ровным.
Для их удобства на судне Крым-М имеются 5 сидений. Вес груза, который способен вместить катер без пассажиров, составляет 400 кг. При полной заводской комплектации вес лодки составляет 190 кг. Днище имеет угол килеватости 4,5 градуса. Для эксплуатации судна изготовители рекомендуют устанавливать 20-сильный мотор, способный при полной нагрузке развивать скорость 30 км|час.
Особенности мотолодки «Крым»
Слабая килеватость катера позволяла довольно быстро выходить на режим глиссирования. Однако это преимущество оборачивалось недостатком при преодолении встречной волны. Попытка преодоления волны в лоб на большой скорости приводила к сильным ударам по корпусу, что вызывало не только дискомфорт у пассажиров, но и деформацию днища. Проявлялось это в виде волнообразных вмятин в металле между шпангоутами и стрингерами лодки.
Неспособность лодки бороться со встречной волной — главный недостаток, из-за которого существует лагерь непримиримых противников этого катера.
К 1976 году конструкторы попытались исправить ситуацию, создав модифицированную версию мотолодки «Крым-М». Набор днища лодки был усилен за счет мощных и широких П-образных шпангоутов. Но эти меры не помогли подружить катер со встречной волной.
Еще одним недостатком лодки является неудачная кормовая часть судна. На лодках первых годов выпуска подмоторная ниша одновременно являлась багажником для хранения подвесного мотора. Отсек закрывался сверху крышкой с замком, при этом не существовало никакого механизма слива воды из подмоторной ниши. При сильной волне в направлении кормы в отсек попадала и накапливалась вода, вызывая ощутимый кормовой дифферент. Для предотвращения таких явлений на корме лодок обычно оборудуется самоотливный рецесс. Но на мотолодке «Крым» эта конструкция была внедрена только в 1992 году.
Несмотря на то что «Крым» уже давно не выпускается, популярность этого катера у водномоторников не ослабевает. Доброе имя эта лодка заслужила еще во время дальних рекордных походов по рекам и озерам в бытность СССР. А долговечный материал корпуса делает это судно выгодным приобретением и сейчас.
История и цели создания
Лодочная серия появилась благодаря талантливому конструктору Г. В. Нелипе, занявшему одно из призовых мест в известном конкурсе проектов малого водномоторного транспорта. Идея молодого инженера получила развитие в 1970 году в Перми на судостроительном заводе “Кама”. С 1970 до 1980 года производилась первая модификация. Все 80–е и первую половину 90–хх гг. Пермское и Хабаровское предприятия выпускали версии “1” и “М”.
Продукция получила широкую известность и активно раскупалась в магазинах. Покупатели требовали продолжения удачно начавшейся серии и конструкторы ЦКБ “Нептун”, один из которых, В. А. Баснин, как раз и озвучил “семейную” направленность новинки, принялись за новую модификацию. В 1978 году на гонках в Лиепае впервые общественности была представлена модель “3”, получившая положительные отзывы экспертов, а также 2–е и 3–е места в классах Т–700 и Т–1000. Ко дню соревнований завод успел изготовить 50 единиц товара. Через год серийный представитель уже распространялся в полном объеме.
Версия с рубкой была запланирована, как полноценная модификация, но спрос на нее оказался маленьким, и наделка стала элементом, который отдельно заказывался по каталогу. 1984 г. ознаменовался премьерой четвертой серийной линии. Главное отличие заключалось в установке водомета на базе автомобильного двигателя “ЗМЗ–24–01”. Руководитель проекта В. Нелипа получил от ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова высшую оценку мотора — отличный уровень КПД. Продолжительность изготовления “4” и “4П” была недолгой, поэтому эти экземпляры встречаются редко, купить или отремонтировать их сложно в силу недостатка запчастей и опыта работы с ними. В 80–е и 90–е годы интерес к этой продукции постепенно угас, вся серия остановилась.
Видео лодка Крым 3:
https://www.youtube.com/watch?v=k4Ft7uUg5vEVideo can’t be loaded: Тюнинг Крым 3 (https://www.youtube.com/watch?v=k4Ft7uUg5vE)
Непотопляемость
У “3” запас плавучести представлен пластинами пенопласта, запаянными в герметичные полиэтиленовые упаковки. Конструкторы грамотно поместили их в форпик и в кормовом отсеке в рундуке у рецесса. Но! Все усложняют возможные протечки днища по причине его ненадежности.
Информации по непотопляемости следующей версии в официальных источниках нет, но на форумах есть негативные отзывы о недолговечности блоков плавучести. Что касается остойчивости, то здесь все однозначно: высокие борта, осадка при полной загрузке не более 30 см и способность справляться с различными волнами создают великолепные условия для безопасного выхода на воду.
Достоинства
- Самое приятное при использовании данного катера — комфорт. Он сквозит буквально во всем. Инженеры–разработчики тщательно продумали все до мелочей: калитка в ветровом стекле, ступени для того, чтобы подниматься на палубу, множество мест для личных вещей и инструментов, откидной столик, удобные диваны и сиденья. По замыслу создателей, это должен быть “дом на воде”, в котором путешествие становится приятным даже при наличии маленьких детей
- Металлическая рубка, которую производители предлагали заказывать дополнительно, предоставляет защиту от солнечных лучей, ветра, брызг и т. д. В ней предусмотрен верхний люк для проветривания. Высота этой конструкции довольно приемлема для людей среднего роста. Однако, для мужчины от 195 см пространства маловато. Наделка запирается на навесной замок, защищая транспортное средство от непрошенных гостей
- Очень просторная палуба, где пассажирам будет вольготно не только ездить, но и спать. Поролоновые матрацы покрывают раскладные койки, доходящие в длину до 1,75 м.
- Так как вся кладь помещается в обширную систему хранения вещей и снаряжения, под ногами ничего не лежит и не затрудняет проход к корме, который, в свою очередь, свободен в силу удачного размещения продольных рундуков
- Топливный отсек — мечта капитана, ибо вмещает в себя 7 емкостей для горючего стандартного в то время 20–литрового объема
- Глиссер не боится идти против надвигающейся волны вследствие килеватых обводов днища и бортов, обладающих неплохой высотой
- Устойчивость к коррозии предполагает длительный срок службы модели
- Продукция рассчитана на 2 достаточно сильных двигателя. Соответственно, скоростные характеристики у нее соблазнительны для любителей быстрых прогулок
- “4” отличаются скоростными возможностями и хорошей способностью глиссировать
Тюнинг
При желании вполне реально выполнить тюнинг лодки «Крым». Большинство возможных изменений касаются внешнего оформления плавательного средства. Технические характеристики здесь усовершенствовать достаточно сложно. Что же можно сделать в целях тюнинга судна? Здесь стоит отметить следующее:
- Совершенствование тента на лодку. Штатную конструкцию можно заменить на реечную систему, что снабжена протяжным механизмом. Сюда устанавливают более жесткий тент на лодку, изготовленный из водоотталкивающего материала. Дополнительно можно использовать сетку с маскировочным рисунком.
- Заводские сидения стоит заменить вращающимися креслами. Такое изменение способствует созданию повышенного комфорта во время рыбалки.
- При необходимости можно снять стандартное стекло на лодку «Крым», заменив его материалом, более устойчивым к ударным нагрузкам.
- На пол рекомендуется уложить настил из фанеры. Подобная доработка позволит более удобно передвигаться, находясь в лодке.
- Некоторые рыболовы совершенствуют лодку «Крым», наваривая на носу судна подставки под удилища. Последние рекомендуют размещать перед лобовым стеклом. Подставки лучше делать в форме стаканов, длина которых составляет до 40 см. Их диаметр должен быть достаточным для вхождения рукояток удилищ самой большой толщины.
- Выполняя тюнинг, стоит позаботиться об освещении для удобной ловли рыбы в ночное время. Решается проблема путем установки на лодку нескольких дополнительных аккумуляторов, а также светодиодных ламп.
История и цели создания
Впервые проект этой моторной лодки был представлен публике в 1969 году жителем Феодосии В. Нелипой на конкурсе на лучший проект малой лодки для промышленного производства
В результате эскиз получил вторую премию и привлек внимание судостроительных компаний. В 1970 году пермский судостроительный завод «Кама» приступил к производству этого проекта
Модель производилась здесь несколько лет, после чего эстафету принял Хабаровский судостроительный завод».
С 1980 года в Перми начали производить версию М, пришедшую на смену предыдущей модификации. Но в Хабаровске его продолжали производить до первой половины 1990-х годов. В первый год было изготовлено всего пару сотен лодок, которые быстро разошлись по магазинам. Перед спуском на воду транспортер прошел серию испытаний командой профессионалов, совершив 4,5-тысячный переход из Астрахани в Москву. За это время конструкторы наблюдали за ходом катера в самых разных условиях: трехбалльный шторм, 13 замков, сильный ветер и длительные пробеги. Устранение выявленных дефектов легло в основу следующей версии.
Недостатки
- Несмотря на обширный перечень несомненных достоинств, есть один недостаток, который сводит на нет достоинства дизайнеров — слабое дно. До серийного номера 1000 работникам фабрики удавалось выпускать продукцию отличного качества, которая до сих пор исправно обслуживает владельцев. Поэтому было решено заменить на полноценные реданы уголки. В результате этого нововведения днище корабля боится ударов о воду. В области ложных лоскутков стали появляться трещины, благодаря которым хозяева имели возможность лицезреть трещины и перетекание влаги внутрь
- Из предыдущего недостатка следует нюанс: нерадивый владелец такой эксклюзивной модели «убьет» ее за один сезон. Необходимо постоянно следить за состоянием фонда. В противном случае деформации и дефекты станут необратимыми. Трещины необходимо удалить: сразу заклепать или спаять. Исправить ситуацию можно тщательной настройкой нижней части тела
- Разрешенная по паспорту «полная» скорость ухудшает состояние катера. Удары по поверхности воды больше корма и повороты срываются, 60 сил многовато при таком недостатке. Для длительного использования поделки вместе с ней необходимо придерживаться потолка от 40 до 45 литров.
- Лобовое стекло в случае грозы и дождя пропускает влагу в салон
- Транец необходимо отрегулировать в соответствии с современными ПМ, подняв его на желаемую высоту
- Кабели дистанционного управления реверсом и дроссельной заслонкой недостаточно длинные, в их управлении есть недостатки
- По жалобам владельцев версии «4» была установлена крайне неудачная водомет. К тому же пластик довольно быстро изнашивался. Были жалобы на состояние поплавков
- Отдельно для упомянутой выше лодки стоит отметить надежность силового набора — готовый печатный набор был проклеен мокрыми углами. Из 2-х поперечин по бокам крепятся не цельные рамы, а составные рамы. Что осталось от такой сборки через какое-то время можно увидеть на фото
Полезные рекомендации
Опытные владельцы лодки «Крым» советуют обратить внимание на несколько моментов при эксплуатации такого плавательного средства. В целях увеличения скорости рекомендуется установка нескольких моторов
Такое решение также способствует повышению маневренность судна и снижению вероятности возникновения аварийных ситуаций. В тех случаях, когда один мотор глохнет, можно добраться до пункта назначения на другом.
Если управление лодкой «Крым» затруднено ввиду сильной загруженности, лучше передвигаться на небольшой скорости в режиме глиссирования. При передвижении по курсу, противоположному волнам, стоит вести судно максимально аккуратно. Лишь в таком случае можно избежать деформации металла в области кормы.