Обзор лодки «Фофан»

Общее описание лодки «Фофан»

Пластиковая лодка «Фофан» изначально появилась в деревянном варианте, а сегодня весь корпус лодки изготавливается из стеклопластика зарубежного производства. Является односкорлупным судном, в котором система непотопляемости реализована за счёт герметичных блоков с воздухом в области кормы и носа. На рынке представлена и парусная модификация лодки «Фофан», которая неоднократно фигурировала на соревнованиях и завоёвывала призовые места.

Пластиковая лодка «Фофан» является односкорлупным судном

Лодка «Афалина Фофан» была сконструирована инженером А. П. Фан-дер-Флитом. После построения лодки в строгом соответствии с проектом, шлюпка оказалась:

  • остойчивой: имеет минимальный риск переворачивания и небольшое кренение;
  • удобной: габариты лодки оказались подходящими для прогулок, спасательной и спортивной деятельности;
  • проходимой: минимальная осадка позволяла добираться до труднодоступных мест;
  • безопасной: ребёнок не перевалится за высокий борт. Правда, взбираться на лодку с воды проблематично.

В изначальном варианте лодка имеет круглоскулые обводы, клинкерную обшивку и выгнутые шпангоуты. Длина – 4-4,5 м. Самодельные судна часто изготавливается из следующих конструктивных элементов:

  • ясеневые шпангоуты гнутой формы;
  • шпация (18,2 см);
  • склеенная транцевая доска;
  • форштевень;
  • стандартная обшивка в толщину 1 см, собирающаяся методом пазового соединения;
  • все элементы держались на клееных соединениях, а пазы имели медные заклёпки размером 4 мм.

В современном варианте исполнения производители просто повторяют деревянную конструкцию судна, но с помощью пластика и полиэфирной смолы. Круглоскулая стеклопластиковая лодка с оборудованием и снабжением весит 85 кг. Производители разрешают устанавливать на лодку мотор мощностью до 5 л. с., этого достаточно для развития скорости около 10 км/ч. При покупке такой лодки не требуется регистрация в ГИМС. Выбирая мотор, нужно отдать предпочтение короткому дейдвуду, транец рассчитан на «ногу» 380 мм, обычно обозначается буквой S.

От производителя зависит тип комплекта

Лодка выпускается в различных расцветках: зелёных, серых, белых и т. п. За окрашивание в нестандартные цвета придётся доплачивать, зато вместе с судном поставляются деревянные вёсла. Тип комплекта зависит от производителя, сегодня многие верфи выпускают данную модель, хотя одной из самых распространённых является лодка «Афалина».

Преимущества замены дерева стеклопластиком на стадии изготовления лодки «Фофан»:

  • долговечность. Пластик не разрушается под воздействием воды, а доски со временем ссыхаются и разрушаются;
  • лёгкость обслуживания. Стеклопластик не нуждается в окрашивании, это, скорее, декоративная опция. Дерево без обработки быстро испортится;
  • больше полезной площади. Прочность пластика превосходит дерево, что позволяет уменьшить размеры бортов;
  • дешевле изготовление лодки. Стеклопластик стоит дороже, но требует меньше человеко-часов на изготовление.

Удачное соотношение ширины и длины имеет конструкция лодки

Конструктивные чертежи корпуса фофана «Невка»

Даже простое сравнение проекций «корпус» теоретического чертежа старого фофана и новой лодки «Невка» показывает, что для увеличения объема кормовой части пришлось изменить форму транца, несколько погрузив его в воду, и приполнить днищевые обводы. Это позволит, в частности, избавиться от дифферента, свойственного фофанам под действием веса мотора и сидящего на корме рулевого, и улучшит остойчивость.

Несколько технологических указаний, которые могут оказаться полезными начинающим судостроителям-любителям

Лодка собирается в положении вверх килем с обшивкой по заранее выставленным шпангоутам. В качестве клея применяется эпоксидное связующее.

Сборочный стапель с габаритными размерами 4,6×0,6 м сколочен из досок сечением 50×150. При помощи подкладок его следует установить таким образом, чтобы предварительно отфугованные верхние рабочие грани были строго горизонтальны. Не лишним будет закрепление стапеля к полу с помощью, например, шурупов или гвоздей. По центру стапеля — в ДП лодки — надо туго натянуть стальную проволоку, по которой будут в дальнейшем ориентироваться в поперечном направлении шпангоутные рамы. На продольных досках стапеля наносятся риски — положение шпангоутов и проставляются их номера.

Удобно вычерчивать рабочий плаз на стандартном (1,5×1,5 м) листе фанеры. Если стол, на котором будет лежать лист фанеры, ровный и прочный, то фанеру можно взять небольшой толщины (4-6 мм). В противном случае потребуется фанера толщиной 10-12 мм. На фанерном щите вычерчивается проекция «корпус» теоретического чертежа.

Фофан по проекту А. П. Фан-дер-Флита

Он и был положен в основу многими изготовителями дощатых прогулочных, а то и спасательных лодок, но каждый вносил те или иные изменения в зависимости от местных условий, имеющегося материала и опыта взявшихся за дело мастеров. И, как правило, достоинства первоначального проекта более или менее терялись, во всяком случае, лучше фофан не становился.

Теоретический чертеж (проекция «корпус») дощатого фофана Фан-дер-Флита, имевшего габаритные длину — 4,48 м и ширину — 1,45 м

В 1940 г. в Ленинграде были сделаны первые попытки возродить первоначальный вид лодки Фан-дер-Флита, а в дальнейшем, уже после войны, за ее промышленный выпуск взялись некоторые предприятия, специализирующиеся на деревянном малом судостроении.

Так, судя по каталогам продукции ленинградских Судоверфи ВЦСПС и Завода спортсудостроения, крупными сериями выпускались фофаны трех типов, мало отличающихся один от другого:

— двухместная однопарка «Охтинка» (3,94×1,17 м; вес — 87 кг),

— четырехместная двухпарка «Охта» (4,46×1,48 м; 133 кг),

— четырехместная двухпарка «Фофан-Ф2» (4,6×1,22 м; 100 кг).

В каталогах 70-80-х гг. можно найти фото и основные данные нескольких других вариантов фофана, выпускавшихся в СССР, в частности, на Украине и в Прибалтике. Это, например, лодка «Тракай» (4,57×1,36 м; разрешен ПМ до 3 л. с.; цена в 1985 г. — 150 руб.), особенность которой заключается в том, что она уже сделана остроскулой, причем днище набрано из досок вгладь.

Остается заметить, что постепенный закат эпохи дерева в промышленном малом судостроении привел к тому, что изготовители в погоне за упрощением технологии и удешевлением продукции перешли на выпуск фанерных лодок с остроскулыми обводами или легких безнаборных шпоновых лодок, а в дальнейшем — исключительно лодок из стеклопластика. Сыграло существенную роль и стремление приспособить прогулочную чисто гребную лодку для туризма с использованием легкого подвесного мотора. Так и получилось: как бы ни рекламировались новые лодки в качестве «вариантов фофана», все эти «Голавли», «Пеллы» (описание лодки см. на этой странице), «Пеликаны», «ЛГ-4», «Славянки», «Омули» и т. д. напоминали классическую лодку все меньше.

Наиболее удачной попыткой воспроизвести фофан в новом материале — стеклопластике — представляется работа петербургской фирмы «Арт-Марин». Их лодка имеет размерения 4,6×1,45 м при весе всего 70 кг. Тем не менее, широкой популярности и она пока не завоевала, а для самостоятельной постройки единичных экземпляров, естественно, не может быть рекомендована.

Один из фофанов ленинградской постройки, положенный в основу лодки производства «Арт-Марин» (4,6х1,45 м)

Лодка фофан — проект гребной лодки с реечной обшивкой

«Фофан — лодка массового катания». Морской словарь К. И. Самойлова, 1941 г., т. 2.

Сейчас уже далеко не все помнят, что означает это слово (как указывает «Толковый словарь живого великорусского языка» Вл. Даля, слово «фофан» означает «простак, простофиля». Обозначение этим словом распространенного типа лодки подчеркивает именно простонародное ее происхождение), а еще 25-30 лет назад оно было на слуху, тысячи фофанов строились в разных концах страны и усиленно эксплуатировались на лодочных прокатных и спасательных станциях, туристских и охотничьих базах. Это были испытанные временем, легкие на ходу на веслах и довольно безопасные деревянные круглоскулые лодки длиной 4,0-4,5 м с клинкерной обшивкой кромка на кромку на часто поставленных гнутых шпангоутах.

На странице «Лодка Фан-дер-Флита — проект прогулочной гребной шлюпки для любительской постройки» уже рассказывалось о том, откуда пошли эти народные лодки в их «классическом» виде. Сто лет назад на конкурсе, объявленном могущественным тогда Российским обществом спасания на водах, победил проект инженера А. П. Фан-дер-Флита.

Фофан по проекту А. П. Фан-дер-Флита

Он и был положен в основу многими изготовителями дощатых прогулочных, а то и спасательных лодок, но каждый вносил те или иные изменения в зависимости от местных условий, имеющегося материала и опыта взявшихся за дело мастеров. И, как правило, достоинства первоначального проекта более или менее терялись, во всяком случае, лучше фофан не становился.

Теоретический чертеж (проекция «корпус») дощатого фофана Фан-дер-Флита, имевшего габаритные длину — 4,48 м и ширину — 1,45 м

В 1940 г. в Ленинграде были сделаны первые попытки возродить первоначальный вид лодки Фан-дер-Флита, а в дальнейшем, уже после войны, за ее промышленный выпуск взялись некоторые предприятия, специализирующиеся на деревянном малом судостроении.

Так, судя по каталогам продукции ленинградских Судоверфи ВЦСПС и Завода спортсудостроения, крупными сериями выпускались фофаны трех типов, мало отличающихся один от другого:

— двухместная однопарка «Охтинка» (3,94×1,17 м; вес — 87 кг),

— четырехместная двухпарка «Охта» (4,46×1,48 м; 133 кг),

— четырехместная двухпарка «Фофан-Ф2» (4,6×1,22 м; 100 кг).

В каталогах 70-80-х гг. можно найти фото и основные данные нескольких других вариантов фофана, выпускавшихся в СССР, в частности, на Украине и в Прибалтике. Это, например, лодка «Тракай» (4,57×1,36 м; разрешен ПМ до 3 л. с.; цена в 1985 г. — 150 руб.), особенность которой заключается в том, что она уже сделана остроскулой, причем днище набрано из досок вгладь.

Остается заметить, что постепенный закат эпохи дерева в промышленном малом судостроении привел к тому, что изготовители в погоне за упрощением технологии и удешевлением продукции перешли на выпуск фанерных лодок с остроскулыми обводами или легких безнаборных шпоновых лодок, а в дальнейшем — исключительно лодок из стеклопластика. Сыграло существенную роль и стремление приспособить прогулочную чисто гребную лодку для туризма с использованием легкого подвесного мотора. Так и получилось: как бы ни рекламировались новые лодки в качестве «вариантов фофана», все эти «Голавли», «Пеллы» (описание лодки см. на этой странице), «Пеликаны», «ЛГ-4», «Славянки», «Омули» и т. д. напоминали классическую лодку все меньше.

Наиболее удачной попыткой воспроизвести фофан в новом материале — стеклопластике — представляется работа петербургской фирмы «Арт-Марин». Их лодка имеет размерения 4,6×1,45 м при весе всего 70 кг. Тем не менее, широкой популярности и она пока не завоевала, а для самостоятельной постройки единичных экземпляров, естественно, не может быть рекомендована.

Один из фофанов ленинградской постройки, положенный в основу лодки производства «Арт-Марин» (4,6х1,45 м)

Конструктивные чертежи корпуса фофана «Невка»

увеличить, 2273х2143, 361 КБ (нижняя часть вида сверху — для варианта двухпарки).

Даже простое сравнение проекций «корпус» теоретического чертежа старого фофана и новой лодки «Невка» показывает, что для увеличения объема кормовой части пришлось изменить форму транца, несколько погрузив его в воду, и приполнить днищевые обводы. Это позволит, в частности, избавиться от дифферента, свойственного фофанам под действием веса мотора и сидящего на корме рулевого, и улучшит остойчивость.

Несколько технологических указаний, которые могут оказаться полезными начинающим судостроителям-любителям

Лодка собирается в положении вверх килем с обшивкой по заранее выставленным шпангоутам. В качестве клея применяется эпоксидное связующее.

Сборочный стапель с габаритными размерами 4,6×0,6 м сколочен из досок сечением 50×150. При помощи подкладок его следует установить таким образом, чтобы предварительно отфугованные верхние рабочие грани были строго горизонтальны. Не лишним будет закрепление стапеля к полу с помощью, например, шурупов или гвоздей. По центру стапеля — в ДП лодки — надо туго натянуть стальную проволоку, по которой будут в дальнейшем ориентироваться в поперечном направлении шпангоутные рамы. На продольных досках стапеля наносятся риски — положение шпангоутов и проставляются их номера.

Удобно вычерчивать рабочий плаз на стандартном (1,5×1,5 м) листе фанеры. Если стол, на котором будет лежать лист фанеры, ровный и прочный, то фанеру можно взять небольшой толщины (4-6 мм). В противном случае потребуется фанера толщиной 10-12 мм. На фанерном щите вычерчивается проекция «корпус» теоретического чертежа.

«Невка» — фофан с реечной обшивкой

Автор задался целью хотя бы в какой-то мере вновь приблизиться к деревянному, имеющему собственную плавучесть оригиналу, но одновременно упростить конструкцию и изготовление лодки, заменив дощатую обшивку кромка на кромку «монолитной» реечной обшивкой вгладь, уменьшив число шпангоутов и сделав набор, привальные брусья и форштевень ламинированными, т. е. изготовляемыми не из цельных заготовок гнутыми, а выклеиваемыми из тонких реек. Другой задачей было несколько видоизменить обводы так, чтобы сделать возможной установку малосильного подвесного мотора и лишь ненамного ухудшить ход под веслами.

Основные данные лодки «Невка»
Длина габаритная/по КВЛ, м4,5/4,0
Ширина наибольшая, м1,5
Высота борта на миделе, мм500
Высота форштевня, мм700
Высота борта на транце, мм550
Допустимый вес (однопарки), кг82
Допустимая мощность ПМ, л. с.4
Грузоподъемность, кг300

Конструктивные чертежи корпуса фофана «Невка»

увеличить, 2273х2143, 361 КБ (нижняя часть вида сверху — для варианта двухпарки).

Даже простое сравнение проекций «корпус» теоретического чертежа старого фофана и новой лодки «Невка» показывает, что для увеличения объема кормовой части пришлось изменить форму транца, несколько погрузив его в воду, и приполнить днищевые обводы. Это позволит, в частности, избавиться от дифферента, свойственного фофанам под действием веса мотора и сидящего на корме рулевого, и улучшит остойчивость.

Несколько технологических указаний, которые могут оказаться полезными начинающим судостроителям-любителям

Лодка собирается в положении вверх килем с обшивкой по заранее выставленным шпангоутам. В качестве клея применяется эпоксидное связующее.

Сборочный стапель с габаритными размерами 4,6×0,6 м сколочен из досок сечением 50×150. При помощи подкладок его следует установить таким образом, чтобы предварительно отфугованные верхние рабочие грани были строго горизонтальны. Не лишним будет закрепление стапеля к полу с помощью, например, шурупов или гвоздей. По центру стапеля — в ДП лодки — надо туго натянуть стальную проволоку, по которой будут в дальнейшем ориентироваться в поперечном направлении шпангоутные рамы. На продольных досках стапеля наносятся риски — положение шпангоутов и проставляются их номера.

Удобно вычерчивать рабочий плаз на стандартном (1,5×1,5 м) листе фанеры. Если стол, на котором будет лежать лист фанеры, ровный и прочный, то фанеру можно взять небольшой толщины (4-6 мм). В противном случае потребуется фанера толщиной 10-12 мм. На фанерном щите вычерчивается проекция «корпус» теоретического чертежа.

Описание

Внимание! Пластиковая лодка «Фофан» имеет вес с оборудованием и снабжением (без мотора) — 85 кг. А значит, при использовании ее с мотором (максималка всего 5 л

с.) — не подлежит регистрации в ГИМС, и права не нужны.
Внимание! Пластиковая лодка «Фофан» может использоваться с парусным оборудованием (опция).
Лодка «Фофан» — это открытая моторно-гребная лодка. Стеклопластиковый корпус, выполненный из импортных материалов, имеет односкорлупную конструкцию с воздушными ящиками в носу и корме. Корпус лодки изготовлен из стеклопластика на основе полиэфирной смолы единой секцией. Цветовое исполнение по желанию (синий, зеленый, белый, серый и болотный цвет). В комплект входит пара деревянных весел. Транец идёт под короткую ногу — 380 мм (S).

Немного истории. Прогулочная гребная лодка «Фофан» появилась на свет в России в начале 20-го века в результате конкурса на разработку проекта «народной» шлюпки, который проводился Российским обществом спасения на водах. Первая премия была присуждена гражданскому инженеру А. П. Фан-дер-Флиту. Шлюпка, построенная по его проекту, обладала всеми качествами, требующимися от судна, в которое часто садятся люди, не умеющие грести и вообще не обладающие опытом плавания на малых судах.

Резюме

Моторно-гребная лодка «Фофан» отличается умеренным отношением длины к ширине днища, а это значит, что лодка одновременно и довольно легка на ходу под веслами, и имеет хорошую остойчивость, достаточную, чтобы можно было использовать ее под парусом. Она широко используется на прокатных лодочных станциях, туристических базах, в качестве спасательных речных шлюпок и для разного рода хозяйственных разъездов.

Эти лодки производства Череповецкой Верфи «Афалина» основанной в 1992 году. Минимальная базовая комплектация делает продукцию этой верфи очень доступной.

Прочный и надежный «Фофан» будет служить вам долго (независимо от своего возраста), не требуя к себе дорогого обслуживания и ухода. А если вы все-таки решите продать лодку, чтобы купить другую, или просто продать, то скидку будут просить из-за года мотора, а не лодки.

Общее описание лодки «Фофан»

Пластиковая лодка «Фофан» изначально появилась в деревянном варианте, а сегодня весь корпус лодки изготавливается из стеклопластика зарубежного производства. Является односкорлупным судном, в котором система непотопляемости реализована за счёт герметичных блоков с воздухом в области кормы и носа. На рынке представлена и парусная модификация лодки «Фофан», которая неоднократно фигурировала на соревнованиях и завоёвывала призовые места.

Пластиковая лодка «Фофан» является односкорлупным судном

Лодка «Афалина Фофан» была сконструирована инженером А. П. Фан-дер-Флитом. После построения лодки в строгом соответствии с проектом, шлюпка оказалась:

  • остойчивой: имеет минимальный риск переворачивания и небольшое кренение,
  • удобной: габариты лодки оказались подходящими для прогулок, спасательной и спортивной деятельности,
  • проходимой: минимальная осадка позволяла добираться до труднодоступных мест,
  • безопасной: ребёнок не перевалится за высокий борт. Правда, взбираться на лодку с воды проблематично.

В изначальном варианте лодка имеет круглоскулые обводы, клинкерную обшивку и выгнутые шпангоуты. Длина – 4-4,5 м. Самодельные судна часто изготавливается из следующих конструктивных элементов:

  • ясеневые шпангоуты гнутой формы,
  • шпация (18,2 см),
  • склеенная транцевая доска,
  • форштевень,
  • стандартная обшивка в толщину 1 см, собирающаяся методом пазового соединения,
  • все элементы держались на клееных соединениях, а пазы имели медные заклёпки размером 4 мм.

В современном варианте исполнения производители просто повторяют деревянную конструкцию судна, но с помощью пластика и полиэфирной смолы. Круглоскулая стеклопластиковая лодка с оборудованием и снабжением весит 85 кг. Производители разрешают устанавливать на лодку мотор мощностью до 5 л. с., этого достаточно для развития скорости около 10 км/ч. При покупке такой лодки не требуется регистрация в ГИМС. Выбирая мотор, нужно отдать предпочтение короткому дейдвуду, транец рассчитан на «ногу» 380 мм, обычно обозначается буквой S.

От производителя зависит тип комплекта

Лодка выпускается в различных расцветках: зелёных, серых, белых и т. п. За окрашивание в нестандартные цвета придётся доплачивать, зато вместе с судном поставляются деревянные вёсла. Тип комплекта зависит от производителя, сегодня многие верфи выпускают данную модель, хотя одной из самых распространённых является лодка «Афалина».

Преимущества замены дерева стеклопластиком на стадии изготовления лодки «Фофан»:

  • долговечность. Пластик не разрушается под воздействием воды, а доски со временем ссыхаются и разрушаются,
  • лёгкость обслуживания. Стеклопластик не нуждается в окрашивании, это, скорее, декоративная опция. Дерево без обработки быстро испортится,
  • больше полезной площади. Прочность пластика превосходит дерево, что позволяет уменьшить размеры бортов,
  • дешевле изготовление лодки. Стеклопластик стоит дороже, но требует меньше человеко-часов на изготовление.

Удачное соотношение ширины и длины имеет конструкция лодки

«Хариус» — фофан из фанеры

Публикуемые чертежи и проект простой по конструкции гребной лодки фофан, рассчитанной на греблю двумя парами распашных весел и вместимость 4 человека, должны восполнить пробел в ряду малых судов, рекомендуемых для самостоятельной постройки.

Незаслуженно забытым оказался класс прогулочных гребных лодок, ранее бывший столь популярным в крупных речных и приморских городах. Сотни таких лодок деревянной конструкции строились на небольших местных верфях и поступали в торговую сеть и на лодочные прокатные станции. В Ленинграде, например, в погожие летние вечера Фонтанка, Нева, устья других рек еще в 50-х годах буквально кишели «фофанами», на которых горожане устремлялись на воду подышать чистым речным воздухом, посидеть с удочкой на глади залива или выкупаться в теплой воде мелководного Лахтинского разлива.

Со временем сокращалась, а затем и совсем прекратилась серийная постройка деревянных лодок (говорят, что хороший «шлюпочник» — тонкие доски, имеющие минимум дефектов, — стал дефицитным, да и для верфей столь дешевая продукция стала невыгодной), утратила свою чистоту вода рек и заливов близ больших городов — теперь, чтобы выкупаться и приятно провести время на берегу, нужно отъехать от города на 50 и более километров. Может быть, поэтому стали столь редкими здесь гребные лодки и шлюпки, уступив свои позиции быстроходным моторным лодкам.

А между тем, отсутствие полноценной замены «фофана» в ассортименте поступающих в торговую сеть лодок с каждым годом ощущается все более остро. Вместительные гребные лодки необходимы жителем поселков, расположившихся на берегах озер и небольших рек; без такой лодки становится неполноценным отдых горожан — владельцев садовых участков и дач, если рядом, по крайней мере, протекает речка с глубиной около полуметра. Гребные лодки нужны базам отдыха, туристским базам и пунктам проката на излюбленных рыболовами-любителями озерах. Именно для этого довольно широкого круга лиц, предпочитающих отдых на экологически чистых акваториях, и предназначен проект «Хариуса» — упрощенного варианта лодки «фофан».

Основные данные гребных лодок «Хариус» и типа «Фофан»
 «Хариус»«Фофан»
Длина наибольшая, м4,304,37
Длина по КВЛ, м4,013,61
Ширина наибольшая, м1,371,43
Ширина по КВЛ, м1,001,09
Высота борта на миделе, м0,480,48
Водоизмещение по КВЛ, м³0,240,16
Масса корпуса, кг9075
Допустимая нагрузка, чел.45
Примечание: КВЛ — конструктивная ватерлиния для обеих лодок при осадке 0,15 м

Обе лодки имеют одинаковые главные размерения и, хотя существенно различаются по обводам корпуса, практически идентичные ходовые качества, остойчивость и всхожесть на волну. Обводы «Хариуса» больше напоминают другую гребную лодку, в прошлом широко использовавшуюся для прибрежного морского рыболовного промысла, — дори. От дори предлагаемая лодка отличается меньшим наклоном форштевня и транца, большей длиной по килю, килеватым и более широким днищем.

«Невка» — фофан с реечной обшивкой

Автор задался целью хотя бы в какой-то мере вновь приблизиться к деревянному, имеющему собственную плавучесть оригиналу, но одновременно упростить конструкцию и изготовление лодки, заменив дощатую обшивку кромка на кромку «монолитной» реечной обшивкой вгладь, уменьшив число шпангоутов и сделав набор, привальные брусья и форштевень ламинированными, т. е. изготовляемыми не из цельных заготовок гнутыми, а выклеиваемыми из тонких реек. Другой задачей было несколько видоизменить обводы так, чтобы сделать возможной установку малосильного подвесного мотора и лишь ненамного ухудшить ход под веслами.

Основные данные лодки «Невка»
Длина габаритная/по КВЛ, м4,5/4,0
Ширина наибольшая, м1,5
Высота борта на миделе, мм500
Высота форштевня, мм700
Высота борта на транце, мм550
Допустимый вес (однопарки), кг82
Допустимая мощность ПМ, л. с.4
Грузоподъемность, кг300

Лодка фофан — проект гребной лодки с реечной обшивкой

«Фофан — лодка массового катания». Морской словарь К. И. Самойлова, 1941 г., т. 2.

Сейчас уже далеко не все помнят, что означает это слово (как указывает «Толковый словарь живого великорусского языка» Вл. Даля, слово «фофан» означает «простак, простофиля». Обозначение этим словом распространенного типа лодки подчеркивает именно простонародное ее происхождение), а еще 25-30 лет назад оно было на слуху, тысячи фофанов строились в разных концах страны и усиленно эксплуатировались на лодочных прокатных и спасательных станциях, туристских и охотничьих базах. Это были испытанные временем, легкие на ходу на веслах и довольно безопасные деревянные круглоскулые лодки длиной 4,0-4,5 м с клинкерной обшивкой кромка на кромку на часто поставленных гнутых шпангоутах.

На странице «Лодка Фан-дер-Флита — проект прогулочной гребной шлюпки для любительской постройки» уже рассказывалось о том, откуда пошли эти народные лодки в их «классическом» виде. Сто лет назад на конкурсе, объявленном могущественным тогда Российским обществом спасания на водах, победил проект инженера А. П. Фан-дер-Флита.

Общее описание лодки «Фофан»

Пластиковая лодка «Фофан» изначально появилась в деревянном варианте, а сегодня весь корпус лодки изготавливается из стеклопластика зарубежного производства. Является односкорлупным судном, в котором система непотопляемости реализована за счёт герметичных блоков с воздухом в области кормы и носа. На рынке представлена и парусная модификация лодки «Фофан», которая неоднократно фигурировала на соревнованиях и завоёвывала призовые места.

Пластиковая лодка «Фофан» является односкорлупным судном

Лодка «Афалина Фофан» была сконструирована инженером А. П. Фан-дер-Флитом. После построения лодки в строгом соответствии с проектом, шлюпка оказалась:

  • остойчивой: имеет минимальный риск переворачивания и небольшое кренение;
  • удобной: габариты лодки оказались подходящими для прогулок, спасательной и спортивной деятельности;
  • проходимой: минимальная осадка позволяла добираться до труднодоступных мест;
  • безопасной: ребёнок не перевалится за высокий борт. Правда, взбираться на лодку с воды проблематично.

В изначальном варианте лодка имеет круглоскулые обводы, клинкерную обшивку и выгнутые шпангоуты. Длина – 4-4,5 м. Самодельные судна часто изготавливается из следующих конструктивных элементов:

  • ясеневые шпангоуты гнутой формы;
  • шпация (18,2 см);
  • склеенная транцевая доска;
  • форштевень;
  • стандартная обшивка в толщину 1 см, собирающаяся методом пазового соединения;
  • все элементы держались на клееных соединениях, а пазы имели медные заклёпки размером 4 мм.

В современном варианте исполнения производители просто повторяют деревянную конструкцию судна, но с помощью пластика и полиэфирной смолы. Круглоскулая стеклопластиковая лодка с оборудованием и снабжением весит 85 кг. Производители разрешают устанавливать на лодку мотор мощностью до 5 л. с., этого достаточно для развития скорости около 10 км/ч. При покупке такой лодки не требуется регистрация в ГИМС. Выбирая мотор, нужно отдать предпочтение короткому дейдвуду, транец рассчитан на «ногу» 380 мм, обычно обозначается буквой S.

От производителя зависит тип комплекта

Лодка выпускается в различных расцветках: зелёных, серых, белых и т. п. За окрашивание в нестандартные цвета придётся доплачивать, зато вместе с судном поставляются деревянные вёсла. Тип комплекта зависит от производителя, сегодня многие верфи выпускают данную модель, хотя одной из самых распространённых является лодка «Афалина».

Преимущества замены дерева стеклопластиком на стадии изготовления лодки «Фофан»:

  • долговечность. Пластик не разрушается под воздействием воды, а доски со временем ссыхаются и разрушаются;
  • лёгкость обслуживания. Стеклопластик не нуждается в окрашивании, это, скорее, декоративная опция. Дерево без обработки быстро испортится;
  • больше полезной площади. Прочность пластика превосходит дерево, что позволяет уменьшить размеры бортов;
  • дешевле изготовление лодки. Стеклопластик стоит дороже, но требует меньше человеко-часов на изготовление.

Удачное соотношение ширины и длины имеет конструкция лодки

«Невка» — фофан с реечной обшивкой

Автор задался целью хотя бы в какой-то мере вновь приблизиться к деревянному, имеющему собственную плавучесть оригиналу, но одновременно упростить конструкцию и изготовление лодки, заменив дощатую обшивку кромка на кромку «монолитной» реечной обшивкой вгладь, уменьшив число шпангоутов и сделав набор, привальные брусья и форштевень ламинированными, т. е. изготовляемыми не из цельных заготовок гнутыми, а выклеиваемыми из тонких реек. Другой задачей было несколько видоизменить обводы так, чтобы сделать возможной установку малосильного подвесного мотора и лишь ненамного ухудшить ход под веслами.

Основные данные лодки «Невка»
Длина габаритная/по КВЛ, м4,5/4,0
Ширина наибольшая, м1,5
Высота борта на миделе, мм500
Высота форштевня, мм700
Высота борта на транце, мм550
Допустимый вес (однопарки), кг82
Допустимая мощность ПМ, л. с.4
Грузоподъемность, кг300

«Невка» — фофан с реечной обшивкой

Автор задался целью хотя бы в какой-то мере вновь приблизиться к деревянному, имеющему собственную плавучесть оригиналу, но одновременно упростить конструкцию и изготовление лодки, заменив дощатую обшивку кромка на кромку «монолитной» реечной обшивкой вгладь, уменьшив число шпангоутов и сделав набор, привальные брусья и форштевень ламинированными, т. е. изготовляемыми не из цельных заготовок гнутыми, а выклеиваемыми из тонких реек. Другой задачей было несколько видоизменить обводы так, чтобы сделать возможной установку малосильного подвесного мотора и лишь ненамного ухудшить ход под веслами.

Основные данные лодки «Невка»
Длина габаритная/по КВЛ, м4,5/4,0
Ширина наибольшая, м1,5
Высота борта на миделе, мм500
Высота форштевня, мм700
Высота борта на транце, мм550
Допустимый вес (однопарки), кг82
Допустимая мощность ПМ, л. с.4
Грузоподъемность, кг300
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий