Как управлять лодкой с мотором
Если вы купили прогулочный катер, то должны научиться им управлять. Обратное было бы настоящей глупостью.
Управление лодкой с мотором не слишком отличается от вождения сухопутного транспорта, но сопровождается рядом особенностей. Вода в отличие от дорожного полотна является подвижной и неустойчивой средой, на безопасность лодочной прогулки влияют:
- природные факторы (глубина водоема, сила и направление течения, высота волн, скорость ветра и другие атмосферные явления);
- конструкционные особенности лодки (форма корпуса, мощность мотора, конфигурация руля и винта);
- а также сочетание этих нюансов.
Пускаться в плавание в первый раз в одиночку профессионалы не советуют. Как минимум нужно несколько раз прокатиться на лодке с инструктором или опытным капитаном, а лучше всего пройти обучающий курс.
Внимательно наблюдая за действиями умелого судоводителя, можно запомнить основной алгоритм управления.
Пошаговая инструкция по управлению судном с навесным мотором
- КОМПЛЕКТАЦИЯ. Перед плаванием проверьте наличие дополнительных средств безопасности и защиты на борту: спасательные жилеты для всех пассажиров и команды, огнетушитель, фонарик, весла на случай отказа двигателя, источник громкого звукового сигнала, багор.Возьмите за правило заполнять бензобак согласно такому правилу: 1/3 на дорогу в пункт назначения, 1/3 на дорогу обратно, 1/3 — резерв.На борту обязательно должна находиться карта с проложенным маршрутом следования. Особенно это касается незнакомых мест, когда заблаговременное исследование дна дает информацию об отмелях, порогах и других возможных препятствиях. Ныне отчасти бумажные карты может заменить использование картплоттера с функцией эхолота.
- ПОДГОТОВКА МОТОРА. Эксперты советуют:
- перед запуском во избежание взрыва производить осмотр топливной магистрали на предмет образования течи ГСМ;
- после запуска ПЛМ дать поработать несколько минут мотору без нагрузки.
- ОТХОД ОТ ПРИЧАЛА. При отходе от пирса следует внимательно отнестись к швартовым концам. Если он будет болтаться за бортом, его можно намотать на винт, создав тем самым аварийную ситуацию. Для запуска навесного лодочного двигателя с ручным управлением:
- откройте заслонку подсоса;
- несколько раз сильно дерните за трос ручного запуска, пока мотор не заведется;
- закройте заслонку и установите рычаг переключения скоростей на переднюю или заднюю;
- можно отправляться в плавание, управляя румпелем мотора.
Попав в открытое пространство водной акватории, можно увеличивать скорость и наслаждаться выполнением маневров, у берега следует двигаться только медленно и осторожно. Маломерным катерам следует избегать сближения с большими судами, капитан должен быть готов адекватно корректировать ход катера в условиях возникновения волн после прохождения крупного судна вблизи
НЮАНСЫ УПРАВЛЕНИЯ. Неопытному капитану бывает трудно привыкнуть к особенностям управления лодкой при совершении поворотов и так называемых реверсных маневров (движения назад). При повороте штурвала в левую сторону корма уходит в противоположную (правую) сторону, а в ходе реверса такой же маневр приводит к повороту кормы налево. Идти параллельно волнам опасно — вода может захлёстывать через борт внутрь корпуса. При сильном волнении имеет смысл идти к волне под углом не менее 45 ⁰.
Маломерным катерам следует избегать сближения с большими судами, капитан должен быть готов адекватно корректировать ход катера в условиях возникновения волн после прохождения крупного судна вблизи.
ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ. Ответственность за несоблюдение правил плавания описана в КоАП РФ (статья 11). По аналогии с дорожным сухопутным движением предусмотрена ответственность за несоблюдение правил безопасности, навигационных ограничений, управление водным транспортом в нетрезвом виде, превышение скорости. Кроме того при совершении водных прогулок важно соблюдать правила посадки и высадки пассажиров.На воде действуют определенные правила обгона и совместного плавания судов, например, при встрече моторной лодки и парусного корабля приоритет будет на стороне парусника.Так же существуют негласные правила хорошего тона, по которым можно судить о компетенции находящегося за штурвалом.
Удачного плавания! 26.09.2016, 08:30
Практические занятия на катере
Практика осуществляется только весной, летом и осенью. Однако некоторые центры предлагают проходить обучение и зимой (при этом снижают стоимость курса), так как есть незамерзающие акватории. Занятия допустимо проводить до -10 градусов. В южных городах уроки даются круглый год. При выборе обучающего центра рекомендуется поинтересоваться тем, на каких судах осуществляются уроки. В Хамовниках и других районах Москвы это могут быть следующие виды:
- Моторная яхта «Марина». Длина ТС 13 метров, ширина 3 метра, вмещает до двенадцати пассажиров. Установлен двигатель мощностью 150 лошадиных сил.
- Моторная яхта «Мэри». Обладает длиной 13,5 метров, шириной 3 метра, вмещает также 12 человек. Мощность мотора — 80 лошадиных сил, построена специально для учебных целей.
- Гидроцикл YAMAHA EX1050. Имеет длину 3,13 и ширину 1,13 метров, количество людей на борту — не более трех. Оснащен двигателем в 100 лошадиных сил, благодаря чему развивает скорость до 100 км/ч.
- Парусная яхта «Ассоль». Длина ТС 4,5 метра, ширина доходит практически до двух метров. Вмещает до 4 пассажиров, используется для обучения судоводителей и повышения квалификации на курсах IYT.
- Моторная яхта «Вега». Водный транспорт длиной 19 метров и шириной 5,2 метров с высотой борта 2,7 способен перевозить 12 человек (грузоподъемность более 7 тысяч кг). Установлен мощный двигатель в 150 лошадиных сил. Подходит для выхода в море и длительных рейсов.
Теоретическая подготовка
Получить удостоверение судоводителя невозможно без сдачи теоретического экзамена
Важно отметить, что теорию преподают в обучающих центрах круглый год. Однако ее можно изучать дистанционно или самостоятельно, после чего пройти аттестацию судоводителей на право управления маломерным судном
Сделать это помогут учебные издания или специальные сайты, на которых есть билеты. В них представлены задания с вариантами ответов, но лишь один из них является правильным.
Внутренние водные пути
Если есть желание получить права на лодку, чтобы путешествовать по внутренним водным путям, придется изучить 20 билетов. В каждом по 10 вопросов с 4 вариантами ответа. Несколько вопросов, приведенных в качестве примера, можно найти ниже.
Вопрос 1. В случае совершения административного нарушения судно может быть задержано:
- До рассмотрения дела.
- До составления протокола.
- До вступления постановления в силу.
- До устранения причины.
Ответ: 4.
Вопрос 2. Для чего нужен барометр-анероид?
- Измеряет температуру воды.
- Отражает силу и направление ветра.
- Показывает атмосферное давление.
- Показывает влажность воздуха.
Ответ 3.
Вопрос 3. Что необходимо сделать, если патрульное судно Государственной инспекции по маломерным судам производит горизонтальное движение флагом-отмашкой?
- Остановить судно.
- Приблизиться к борту патруля ГИМС.
- Пройти по борту со стороны отмашки.
- Лечь на обратный курс.
Ответ: 1.
Билеты, которые будут на экзамене, можно найти на официальном сайте ГИМС МЧС РФ. Время от времени в них вносят изменения, поэтому перед тестированием не будет лишним ознакомиться с нововведениями.
Морские пути
Открыть категорию и район плавания морские пути возможно, выучив еще 20 билетов. В них также по 10 вопросов с 4 вариантами ответа. Во время теоретического экзамена выдается только один билет. Несколько заданий, которые могут быть на экзамене представлены ниже.
Вопрос 1. Выберете вариант административного наказания, предусмотренный за управление маломерным судном лицом, которое не имеет прав судоводителя?
- Предупреждения.
- Предупреждения или штраф.
- Лишение прав владельца судна.
- Только штраф.
Ответ: 4.
Вопрос 2. Кто может управлять водным транспортом?
- Лицо, у которого есть справка или сертификат о завершении курсов судоводителей.
- Лицо, имеющее действующий диплом на право занятия должности судоводителя.
- Лицо, у которого есть права судоводителя.
- Любой гражданин РФ, достигший восемнадцати лет.
Ответ: 3.
Внутренний экзамен
Каждому ученику в конце учебы необходимо подтвердить то, что он освоил весь материал во время прохождения курса, иначе сертификат не выдадут. Для этого в школе или обучающем центре проводят внутренние экзамены.
Кандидату назначается дата тестирования, в этот день раздаются билеты с вопросами, на которые нужно ответить. В большинстве городов этап осуществляется на компьютерах. При успешной сдаче теории ученик допускается к практической части. Как правило, трудностей со сдачей билетов не возникает, если будущий судоводитель изучал все правила и регулярно проходил тесты. Уже было сказано, что в билете всего 10 заданий, можно сделать не более двух ошибок. За неверные ответы дополнительные вопросы не задаются (как в случае с теоретическим экзаменом на автомобильные права, где за 1 ошибку добавляют 5 вопросов). Желающим управлять гидроциклом и получить на это удостоверение выдается еще один билет.
Машиной управлять легче, чем лодкой?
Выход на реку разрешен. Владельцы катеров, лодок и гидроциклов сдавали экзамен
10 июня 2020. Экзамен в ГИМС. Судоходный сезон по рекам открыт. А нужно заметить, что жители Кирова с каждым годом стали все чаще приобретать водный транспорт: моторные лодки, катера, гидроциклы, используемые для личных целей — рыбалки или развлечений. Но прежде чем рассекать по водной глади реки, нужно свой транспорт зарегистрировать и получить удостоверение судоводителя (права на вождение).
Экзамен, как и в автошколе, сдается в несколько этапов: теоретический и практический. Последний принимают сотрудники ГИМС (государственной инспекции по маломерным судам). Чтобы получить зачет, претенденты на удостоверение судоводителя должны выполнить несколько довольно сложных заданий: проехать на моторной лодке «змейку», спасти «утопающего», пройти по фарватеру. Те, кто сдают экзамен на право управления гидроциклом, должны продемонстрировать свое мастерство на нем.
Как раз 10 июня, когда официально разрешается выход на легкомоторных суднах по рекам, сотрудники ГИМС принимали экзамен. Испытания проводились на карьере за Новым мостом. Для прохождения экзамена заранее были установлены «буйки» для прохождения «змейки», сделан фарватер. Сдавали 5 человек. Кому-то из них нужно удостоверение для управление катером, другим — чтобы ездить на гидроцикле. Как отмечают сами экзаменуемые, обучиться управлению машиной легче, чем водному транспорту. Это только на первый взгляд кажется, что по реке можно свободно ездить, не задумываясь о правилах движения. На самом деле, тут тоже есть свои знаки и различные ограничения. Не менее жесткие, чем на суше.
Александр Новоселов: — Теоретический экзамен сдавать проще. Если учил, то ты сдашь. Всего дается 8 вопросов, можно допустить 2 ошибки. На гидроцикл предоставляется меньше вопросов, но тоже 2 ошибки. На катер — немного по-другому. Вопросы там такие, что человеку «с берега», который никогда не касался управления водным транспортом, разобраться в них достаточно сложно. Потому как удостоверение, которое мы получим, оно — российского масштаба. То есть с ним можно ездить по рекам не только нашей области. Оно и на море пригодится, имеется ввиду ,в прибрежной полосе. На гидроцикле, например. Поэтому и билеты сложные. Управлять машиной выучиться проще. По сравнению с катером, она как-то все равно сама едет. А катером нужно сильнее управлять.
Самым сложным в практическом экзамене, по мнению стажеров, является спасение «утопающего». Это задание выполняют, когда ездят на катере. Сегодня катер в испытаниях не использовался. При выполнении этого задания инспектор задает направление течения, направление ветра, которого, быть может, на самом деле нет или оно другое. В соответствии с заданными параметрами надо подойти с определенной стороны к «утопающему», чтобы не задеть его, не задавить и чтобы он под лодку не нырнул.
Александр Новоселов: — На расстояние вытянутой руки его нужно схватить. Это очень сложно, особенно когда ветер на самом деле есть. Это самое сложное при сдаче экзамена. А инспектора на ошибки «глаза не закрывают». Если что-то неправильно сделаешь, то все. Придется сдавать в другой раз.
Получить права на лодку или гидроцикл, в общем-то, не так дорого. За 2,5 недели обучения в среднем нужно заплатить 5 тысяч рублей. «Сюда входит и теория, и практическое вождение. Желающих выучиться в целом немало. Группы набираем по 15-20 человек», — сообщил Олег Рублев, преподаватель одного из учебных центров Кирова, где есть возможность получить права управления легомоторными судами.
В каких случаях требуются права на катер
Права на управление маломерным судном необходимы для управления судном, подлежащим регистрации в реестре маломерных судов.
Не подлежат регистрации маломерные суда, масса которых не превышает 200 кг, и мощность установленного двигателя не превышает 10 л.с. То есть права на управление катером (маломерным моторным судном) требуется, если мощность двигателя находится в пределах от 10 до 75 л.с., а полная масса укомплектованного катера с мотором превышает 200 кг.
Масса катера определяется не по паспортным данным, а взвешиванием вместе с мотором и полной комплектацией необходимых средств.
В случае если мощность двигателя катера превышает 75 л.с., то он выходит за категорию маломерного судна, и поднадзорен речному или морскому регистру.
Ответственность водителей
Судоводитель обязан:
- реализовывать требования настоящих Правил ГИМС, ППВВП, Международных правил предупреждения столкновения судов в море, которые приняты Лондонской Конвенцией, обязательных постановлений, норм пропуска, охраны жизни пассажиров, людей на воде и природы;
- осуществлять проверку перед плаванием на исправность лодки и его устройств, оснащенность необходимыми компонентами, спасательными изделиями и иными предметами относительно установленных норм;
- перед посадкой самостоятельно выполнять инструктаж – правила поведения, обеспечить удобство и безопасность при посадке, высадке и на время пребывания на транспортном средстве;
- штурман должен сообщать в органы территориального значения и отделы ГИМС об обнаружении загрязнения природы, вод, массовой гибели рыбы;
- оказывать помощь людям при необходимости, сообщать о случившемся в МЧС;
- выполнять запросы должностных лиц МЧС и иных инстанций по вопросам плавания, порядка, охраны на водных объектах;
- останавливаться при обнаружении сигнала остановки, поданного инспектором;
- плавать в бассейнах, которые соответствуют классу судна, знать условия, обстановку на месте плавания.
Штрафы:
- вождение без прав – до 2-х тыс. рублей.
- отсутствие регистрации – 2 тыс. рублей.
- управление в нетрезвом виде – до 2-х тыс. рублей.
- отказ от мед.освидетельствования – до 1,5 тыс. рублей.
Человек может лишиться прав на период – 12-24 месяца. Мотолодка при этом взимается специальными органами на штрафстоянку.
Разновидности судов, на которые распространяются эти права
Они распространены на любые маломерные транспортные средства. Удостоверение предоставляет право управлять только тем типом катера, которое есть в листе документа. На водный транспорт особой конструкции эти разрешения тоже действительны.
Аттестация на право управления маломерным судном
К экзамену ГИМС допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие справку о прохождении медицинского освидетельствования и оплатившие государственную пошлину. Следует подготовить пакет документов и подать заранее заявление на прохождение аттестации. Теория сдается по билетам, после чего кандидат допускается к практике.
Ученик не просто показывает отработанные упражнения, но и отвечает на вопросы, задаваемые инспектором. Экзаменуемый должен уметь подготовить судно к выходу на воду, проверить исправность оборудования, безопасно управлять транспортным средством, соблюдать знаки навигации. Необходимо уметь читать сигналы, посылаемые другими лодками и катерами, швартоваться, высаживать пассажиров, спасать утопающих. Если грубых ошибок не допущено, экзамен считается сданным, а информация заносится инспектором в протокол.
Обучение судовождению давно проводят дистанционно, но без практики невозможно сдать экзамен. Желательно хотя бы взять несколько уроков, чтобы научиться выполнять базовые упражнения.
Процесс получения прав ГИМС
Процесс в каком-то смысле похож на получение прав на автомобиль, хотя есть и значимые отличия. Рассмотрим его поэтапно.
Этап 1. Обучение
Просто так пойти и сдавать на права не получится — для прохождения экзаменов необходимо предоставить документ о прохождении обучения. Правда, критерии вида документа не очень четко сформулированы — многие школы предлагают просто распечатать результаты внутреннего теста. Подробно этот этап рассматривать не будем.
Этап 2. Подача документов
Для сдачи экзаменов необходимо подать документы в определенный день (см. время работы подразделений ГИМС на сайте МЧС).
Состав документов:
- Заявление на бланке личной карточки судоводителя, в котором как раз, на ряду с прочим, необходимо указать, к каким категориям судов и районам плавания вы хотите быть допущенными.
- Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (транспортным средством);
- Две фотографии размером 3×4 см (цветные и на матовой бумаге);
- Документ, удостоверяющий личность судоводителя (предъявляется в день сдачи экзаменов).
Известно, что в качестве медицинской справки подразделения принимают распространенные медсправки о допуске к управлению автомобилем — это можно уточнить по телефону.
Этап 3. Теоретические экзамены
Теоретические экзамены нужно сдавать по каждому заявленному типу судна и району плавания. Принимаются методом компьютерного тестирования, как в ГИБДД, путем выбора правильных ответов на вопросы экзаменационного билета для каждого типа судна и района плавания.
Каждый экзаменационный билет содержит 10 вопросов, для его успешного прохождения нужно допустить максимум 2 ошибки.
Для сдачи на категорию МПВ дополнительно потребуется сдать маршрутную прокладку на бумажной карте.
В случае несдачи экзамена, повторная попытка разрешается минимум через неделю.
Этап 4. Практические экзамены
Далее необходимо сдать практические экзамены на право управления судном нужного вам типа. Время и место вам сообщит ГИМС.
Экзамен похож на сдачу площадки при получении прав на автомобиль — вас попросят совершить несколько маневров. Продолжительность экзамена — максимум 45 минут (не считая времени на подготовку).
Положительная оценка ставится, если не было сделано ни одной грубой ошибки, и не больше двух иных ошибок, не влияющих на безопасность мореплавания.
Как и с теоретическим экзаменом, пересдача возможна не ранее, чем через неделю.
Грубыми ошибками считаются:
- Нарушение правил маневрирования, в том числе при расхождении с другими судами.
- Ошибки толкования навигационных знаков, нарушения режимов судоходства и правил маневрирования, определяемых этими знаками.
- Неправильное выполнение маневра «человек за бортом».
- Неверный учёт особенностей движителя судна, его маневренных, скоростных и инерционных характеристик, а также дрейфа и течения, создающих угрозу навала судна при подходе к причалу или отходе от него.
Если происходит экзамен на морские категории, то также грубыми считаются:
- Действия при постановке на якорь и снятие с него, создающую угрозу обрыва якорной цепи, или не обеспечивающие удержание судна на якоре.
- Промахи при определении опасных целей визуально или с помощью радара.
- Ошибки при снятии пеленгов на ориентиры большие 5º.
- Ошибки более одной мили при определении места судна с нанесением точки обсвервации на карту.
- Ошибки в расчёте курса, несвоевременное выполнение его корректуры, приведшие к отклонению направления движения мимо назначенного района.
- Неспособность передать или получить информацию, связанную с безопасностью мореплавания, используя имеющиеся на судне средства связи.
Необходимо помнить, что не все подразделения ГИМС обладают судами всех типов — например, парусными яхтами. Поэтому вам нужно будет договориться с кем-нибудь, кто обладает правами и сможет пригнать необходимое судно к оговоренному с сотрудниками ГИМС месту и времени. При этом вас попросят заключить типовой договор о праве безвозмездного использования сотрудниками ГИМС судна для проведения практического экзамена. Эта формальность требуется для исключения коррупционной составляющей. Разумеется, кроме вас, никто на вашем или арендованном судне сдавать экзамен не будет, если вы этого не разрешите. К слову, это удобно, если вы обучались на конкретном парусном судне целой командой — яхтенные школы обычно предоставляют такую услугу за небольшую плату.
Этап 5. Получение прав
Пройдя все круги аттестации, необходимо просто дождаться получения удостоверения. Это может быть сделано не в день прохождения последнего экзамена, а в другие дни, обычно где-то через неделю или две — опять же, необходимо уточнять в конкретном подразделении ГИМС.
Справка в ГИМС для сдачи на права
Для получения любого водительского удостоверения кандидату надо пройти медицинское освидетельствование, которое подтверждает его пригодность. Справку формы 003-В/у в ГИМС для сдачи на права маломерного судна можно получить в государственной поликлинике по месту жительства или частном центре. Перед оформлением необходимо сказать, для какой именно категории требуется обследование. В списке следующие врачи:
- офтальмолог;
- оториноларинголог;
- терапевт;
- хирург;
- невролог;
- нарколог;
- психиатр.
Нередко судоводителям предлагают пройти медицинское обследование в организации, где проводят курсы. Однако психиатр и нарколог принимают только по месту жительства или регистрации, согласно федеральному закону №437-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Справка, как и всегда, действует 12 месяцев со дня выдачи, действительна она даже в последний день. Стоимость комиссии — от 600 до 1000 рублей в зависимости от региона.
Медицинское освидетельствование необходимо не только для тех, кто впервые получает права на лодку, гидроцикл или катер. Удостоверение меняют каждые 10 лет, поэтому после окончания срока действия документа надо сделать справку. Для возврата прав после лишения обследование она также требуется.
Подготовка к сдаче экзаменов
Удостоверение ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) нужно получать для эксплуатации судов и средств водного транспорта, подлежащих регистрации в федеральном реестре. Если мощность транспортного средства не превышает 10.8 л.с., а его разрешенная масса не выходит за пределы 200 кг., регистрацию и сдачу экзаменов на управление проходить не нужно.
Получение удостоверения ГИМС на право управления маломерным судном возможно только после сдачи теоретического и практического экзамена. Для этого соискатель должен пройти предварительную подготовку. Вот что нужно учесть при выборе образовательного учреждения и прохождения курсов:
- обучение для эксплуатации ГИМС проводится по 4 основным дисциплинам, а также по дополнительным направлениям, в зависимости от категории маломерного судна (в билеты для экзаменов будут включены вопросы по каждой дисциплине);
- обучающие курсы могут проводиться в центрах при ГИМС, либо в независимых образовательных учреждениях (при выборе организации уточните наличие лицензии, так как это требование является обязательным);
- по окончании курсов, которые длятся в течение 3-5 недель, нужно сдать внутренние тесты и получить допуск к экзамену в ГИМС.
Теоретическая и практическая подготовка проводится на платной основе. В зависимости от типа образовательной программы, курсы можно пройти очно, заочно, либо с использованием интернет-сервисов и электронных тренажеров.
Преимуществом дистанционных вариантов обучения является возможность пройти курс в любое время года. После положительной сдачи внутренних тестов, будет выдана карточка с допуском к экзаменам в ГИМС.
Схема оформления в ГИМС прав на катер
После приобретения катера, судовладельцу необходимо:
- провести первичный осмотр катера (судна), где проводиться сверка номеров катера, двигателя с паспортами на катер и на двигатель;
- подать документы, необходимые для регистрации катера, в ГИМС;
- получить судовой билет;
- укомплектовать катер необходимыми средствами обеспечения, которые записаны в судовом билете;
- пройти технический осмотр катера.
Судовладелец для регистрации катера предоставляет следующие документы в ГИМС:
- карточку-заявление установленного образца (как правило, заполняется в электронном виде работниками ГИМС после подачи всех документов);
- документ, удостоверяющий личность (+копия);
- ИНН (копия);
- подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретение катера (судна) и двигателей (подвесных моторов);
- копии и подлинники технических паспортов на катер (судно), двигатели или подвесные моторы;
- документы, подтверждающие уплату пошлины за регистрацию катера (судна) и выдачи судового билета.
После прохождения необходимых процедур для получения прав на управление катером, и регистрации катера в ГИМС можно вдоволь наслаждаться отдыхом на водных просторах.
Внешний вид прав на управление водным транспортом
Документ выглядит со стороны как аккуратная заламинированная карточка А7 с данными о капитане. Спереди находится фотография водителя, его полное имя, дата рождения и место, где он проживает.
Длинное число — это серия и номер удостоверения, он понадобится для того, чтобы найти водителя в реестре. Сзади приводится информация о типе судна, разрешенного к управлению, а также воды, где это управление можно осуществлять.
Такой документ, как водительские права, должен постоянно находиться рядом с капитаном. Если полиция остановит судно, а у водителя не окажется прав, ему назначат штраф, а плавательное средство отбуксируют на специализированную стоянку.