Вываживание рыбы с фрикционом
Как пользоваться фрикционом в момент вываживания? В момент рыбалки у вас случилась долгожданная поклевка трофея. Фрикцион вы настроили правильно, если воспользовались моими советами. Вы подсекаете, и понимаете, что трофей действительно крупный. Он машет головой, плавает из стороны в сторону. В таком случае фрикцион лучше ослабить, чтобы он сходил спокойно. Но не нужно делать это слишком сильно. Ослаблять его, чтобы происходило вот это все. Натяжка должна быть.
Не забывайте, что амортизирует и гасит рывки рыбы не только фрикцион, фидергам, леска, но и удилище. Поэтому настраиваем таким образом, чтобы сопротивление фрикцион создавал, рывки гасил, но и при этом работал бланк. Если вы чувствуете, что бланк трясется, нагружается, ослабляется, в этот момент вы ни в коем случае не крутите катушку. Вы просто поднимаете удилище максимально вверх, создавая больший угол, и ждете. Начинаете крутить только после того, как эти качки закончились.
Подкручиваете. Если опять происходят качки и бланка, опять даете рыбе успокоиться, просто максимально вертикально держите удилище. Таким образом вы подведете трофей к берегу, и будете уверены в том, что оснастка, леска, крючок выдержат эту нагрузку. Но очень частая ошибка, которую я наблюдаю практически на каждой рыбалке – под берегом люди забывают немножко затянуть фрикцион. Делаем это для того, чтобы не дать рыбе завести в цепу, которой очень много в прибрежной зоне. Это могут быть островки камыша, поваленные деревья, заросли, просто упавшие в воду ветки. Аккуратно подводим рыбу к берегу, стараемся гасить ее рывки бланком, фрикцион мы уже затянули. Одним движением делаем так, чтобы рыба показалась на поверхности и вдохнула. Вторым движением подсаком берем ее, и ваш трофей у вас.
Регулировка фрикциона на безынерционке
Прежде чем активно пользоваться фрикционом на рыбалке, необходимо правильно его настроить. Существует неисчислимое множество подходов к настройке этого механизма. Одни рыболовы затягивают его максимально крепко, дабы обеспечить эффективную подсечку, что оправдано, например при ловле судака с его твердым небом. Другие отпускают фрикцион свободно, чтобы гарантировать сверхдальний заброс и гарантированно застраховать снасть от поломок в случае зацепа. Все это – дело вкуса и опыта, нарабатывающегося годами.
Мы же остановимся на классическом варианте, предполагающем регулировку этого механизма в зависимости от разрывной нагрузки лески (под максимум). Для оптимально точной настройки потребуется груз массой порядка 70-80% от разрывной нагрузки лески. Устанавливать фрикцион на максимально допустимое значение крайне не рекомендуется!
Итак:
- Снаряжаем спиннинг. Снасть должна быть приведена в полную боевую готовность и оснащена приманкой с крючком.
- Затягиваем фрикцион и отпускаем на один щелчок. Этим мы уже дали минимальную, но недостаточную свободу механизму.
- Цепляем крючок к лежащему на земле грузу. Лучше, если груз будет располагаться на расстоянии нескольких метров, но некоторые рыболовы просто выполняют подъем груза по вертикали.
- Выполняем импровизированную подсечку и вываживание «трофея», постепенно ослабляя фрикцион. Груз должен оставаться на месте, сдвигать его на себя не нужно.
- Как только фрикцион сработал на сброс лески (вы услышали трещотку), можно поставить себе мысленную «пятерку» и отправляться на рыбалку.
В таких условиях фрикцион настраивают редко: обычно сия процедура производится уже на рыбалке. Крючок просто цепляют за дерево, отходят на несколько метров и тянут удилище в сторону, под углом 45-90o с леской, либо осуществляют подмотку. Как только изгиб удилища достигнет близких к критическим значений, фрикцион потихоньку отпускают до трещотки.
Фрикционы на мультах, предназначенных для ловли в заброс, настраивают аналогичным образом. В качестве регулятора выступает крыльчатая звездочка. Многие рыболовы поступают проще: затягивают фрикцион до максимума, а затем отпускают его на пару щелчков. В случае необходимости можно всегда отпустить фрикцион в процессе вываживания, повернув звездочку на себя.
Сложные и мощные мультипликаторы для троллинга настраиваются несколько иначе, причем всегда на полностью свободной шпуле (отпущенном рычаге). Регулятор подкручивают, устанавливая оптимальные нагрузки как в рабочем (промежуточном) положении рычага, так и на максимально затянутом фрикционе.
Характеристики катушки
При покупке следует обращать внимание на следующие технические характеристики катушки для спиннинга:
- размер шпули;
- скорость вращения ротора;
- вес.
Катушка для спиннинга устроена следующим образом:
- рукоять;
- антиреверс;
- шпуля;
- фрикцион (тормоз);
- лесоукладыватель (держатель лески).
Скорость и механизм работы ротора
Катушка оснащена ротором. Его механизм вращения состоит из 2 элементов:
- Устройства подачи шпули.
- Главной пары (передает вращение от ручки на ротор).
В роторе есть следующие детали:
- Ведомая шестеренка.
- Ведущее колесо.
На колесном валу имеется 4-гранное отверстие для рукояти катушки. При вращении ручки крутится и ведущее колесо. В итоге ведомая шестеренка вращает ротор.
Главная пара представляет собой редуктор с передаточным числом (так, 4,6:1, 6,5:1 и др.). Соотношение первого и второго числа — это отношение числа зубцов ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей.
Механизмы катушки безынерционные
Чем мощнее ротор, тем больше диаметр шестерни в редукторе (главной паре).
Устройство подачи шпули — это каретка и иные элементы, периодически возвращающиеся в исходное положение. Существуют 2 типа устройства:
- Кривошипная шестерня-кулиса.
- Винтовая подача (уменьшает люфты).
Устройство с кривошипной кулисой имеет следующие детали:
- малая шестеренка (на колесном валу);
- шестерня-«паразитка»;
- каретка + направляющие;
- шток.
Вращение от рукоятки сначала передается на малую шестеренку, а затем на «паразитку». В итоге шестерня двигает каретку.
Рукоять
Ручка вращает механизм катушки для спиннинга. Однако иногда приходится ее переставлять в удобное положение (под правую или под левую руку).
Рукоять катушки для спиннинга
Чтобы переставить ручку, необходимо выполнить следующие действия:
- Снять гайку на фрикцион и шпулю (или нажать на кнопку фиксатора).
- Снять шайбы. Причем нужно снимать и шестеренки, расположенные под шпулей.
- Отвинтить ручку.
- Выполнить перестановку рукоятки. Причем ручку нужно переставить на противоположную сторону корпуса катушки.
- Вкрутить винт в отверстие.
- Надеть шайбы и шестеренки, расположенные под шпулей.
- Надеть гайку на фрикцион и шпулю (или установить обратно фиксатор с кнопкой).
Скоростные катушки для рыбалки оснащены двойной ручкой. У них бывает и одна рукоять с компенсатором. Компенсаторное устройство предотвращает вибрацию, появляющуюся из-за несбалансированности ручки для катушки спиннинга.
Антиреверс
Под обратным ходом катушки на спиннинг понимается вращение ручки и ротора, которое направлено в сторону намотки лесы на шпулю. Обгонная муфта отвечает за блокировку движения рукоятки «на себя». Таким образом, во время рыбалки антиреверс не позволяет ротору провернуться в обратную сторону, а лесе — «завязнуть» и образовать ненужные узлы.
Антиреверс устанавливается внутрь катушки. Снаружи ее корпуса установлен рычаг, отключающий стопор обратного вращения или проводящий его в действие.
Современные катушки оснащены мгновенным антиреверсом. Он идеально подходит и при применении плетеной малорастяжимой лесы.
Фрикцион
Фрикцион настраивает силу натяжения, необходимую для стягивания лесы со шпули. В итоге он снижает силу удара и уменьшает рывки как при вываживании, так и при подсечке.
Также фрикцион страхует удилище от сильных нагрузок. Таким образом предотвращается поломка удочки и обрыв лесы.
Фрикцион катушки для спиннинга
При регулировке фрикциона силу торможения нужно настроить таким образом, чтобы она была на 1/3 меньше силы натяжения применяемой лески. Так, на рыбалке применяется леса с разрывной нагрузкой в 6,0 кг. В итоге фрикцион должен давать такое усилие, при котором отпускается (стравливается) леска в 4,0 кг.
В итоге продлевается срок эксплуатации удилища. Ведь после регулировки фрикциона удочка подвергается меньшей нагрузке.
Для успешной настройки фрикциона нужно привести рыболовную снасть в рабочее состояние. Алгоритм действий выглядит таким образом:
- На лесу надевается крючок приманки.
- Леска цепляется за дерево.
- При отдалении от дерева принимается положение, как при вываживании.
- Удочка сгибается, а леса — максимально натягивается.
- Фрикцион отпускается до трещотки.
Регулировка фрикциона успешно завершена.
Размеры шпули
Еще одним немаловажным параметром катушки для спиннинга является размер шпули. Каждая цифра показателя удочки представляет собой произведение длины лесы на ее диаметр. Таким образом определяется вместительность шпули.
Для ловли маленьких рыбок подходят шпули до 2500 (с тестом до 5-20, 7-21 и 5-25 г). Для рыб среднего размера применяются изделия от 2500 до 3500 (макс). Для ловли крупных рыб используются шпули 4000 и выше.
Настройка фрикционного тормоза
Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.
Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.
Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.
Комментарии
У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.
Варианты катушек:1 — с передним фрикционом;2 — с задним фрикционом;3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»).Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки).Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки
1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом
Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично
А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.
Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.
1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.
Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.
Блин, сожми чуть-чуть свои РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ «опытного рыболова», а то суть постА не виднА!
Фрикционы (фрикционные диски)
Фрикционы (фрикционные диски, пакеты фрикционов) — элементы сцепления между передачами в устройстве АКПП, необходимые для включения и передачи крутящего момента. Фрикцион состоит из основы (стального диска). На указанный диск наклеена специальная фрикционная накладка.
Основной задачей фрикционов является смыкание (сжатие) и размыкание (разжатие) в строго определенный момент, благодаря чему нужная шестерня КПП, которая соответствует той или иной передаче, останавливается или начинает вращаться. Фрикционы сжимаются и разжимаются под давлением трансмиссионной жидкости ATF.
Устройство фрикционных дисков АКПП и принцип работы
Прежде всего, бывает два вида фрикционов:
- металлические диски с фрикционной накладкой, которые находятся в зацеплении с корпусом автоматической коробки. Такие фрикционы неподвижны.
- мягкие фрикционы, вращающиеся одновременно с солнечными шестернями. Такие фрикционы изготовлены из мягкого материала (например, прессованный картон) и имеют упрочняющее напыление (графитовое и т.д.)
Более современные типы АКПП получили доработанные фрикционные диски с наладками, в результате чего увеличен ресурс фрикционов, улучшено теплоотведение и т.д. Набирают фрикционные диски так называемыми «пакетами» (пакет фрикционов), когда один диск из металла, а другой из мягкого материала. Указанные пары дублируются по нескольку раз, чтобы образовать готовый пакет. Например, простой 4-х ступенчатый автомат имеет 2 или 3 набора фрикционов.
Однако в момент включения передачи трансмиссионная жидкость ATF под давлением проходит по каналам гидроблока, в результате чего диски сжимаются (фрикционы плотно прижаты друг к другу). В результате подключается нужная шестерня, при этом остальные шестерни в АКПП останавливаются.
Срок службы фрикционов и основные поломки
Многие автолюбители хорошо знают, что наиболее распространенной неисправностью коробки — автомат является износ фрикционных дисков (износ фрикционов). При этом избежать такого износа невозможно, однако грамотное обслуживание и эксплуатация АКПП позволяет увеличить ресурс пакетов фрикционов до 250-400 тыс. км. пробега.
Для этого необходимо своевременно менять масло в коробке автомат (каждые 40-50 тыс. км.), следить за уровнем масла в коробке, не допускать перегревов, не буксовать на машине с АКПП и т.д. Если же фрикционные диски вышли из строя, как правило, можно услышать, что фрикционы сгорели. На практике это проявляется таким образом, что передачи АКПП не включаются, передачи пробуксовывают и т.д. Давайте разбираться.
Причина — потеря свойств масла АТФ и старение, снижение давления, загрязнение самой жидкости продуктами износа КПП, проблемы с каналами гидроблока, соленоидами и т.д. В совокупности давление масла на фрикционы упадет, сжатие не будет таким эффективным и фрикционные диски в этом случае буксуют.
Получается, от трения они нагреваются и «подгорают», происходит разрушение фрикционных пакетов. Зачастую запах гари можно также заметить при анализе жидкости ATF, когда масло в коробке автомат пахнет горелым именно по причине проскальзывания и подгорания фрикционов.
Что в итоге
Как видно, фрикционные диски АКПП являются неким подобием сцепления в МКПП. При этом элемент достаточно надежен, однако только в том случае, если с давлением масла в коробке «автомат» все в порядке и сама жидкость чистая.
Снижение давления обычно происходит в случаях, когда:
- уровень масла (ATF) в коробке не соответствует норме;
- сама трансмиссионная жидкость потеряла свои свойства и/или сильно загрязнена;
- возникли проблемы с маслонасосом, снижена пропускная способность фильтра масла АКПП или масляного радиатора;
- забиты каналы гидроблока, некорректно работают соленоиды и т.п.
Для решения проблемы в одних случаях может быть достаточно промывки масляного радиатора, замены масла в коробке автомат, а также масляного фильтра. В других ситуациях может потребоваться разборка АКПП для замены пакетов фрикционов, промывки каналов гидроблока, проверки работоспособности соленоидов.
Так или иначе, при выявлении первых признаков проскальзывания фрикционов, необходимо прекратить эксплуатацию ТС и доставить автомобиль на СТО с целью проведения углубленной диагностики АКПП.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Когда владельцем машины были обнаружены перечисленные в прошлом разделе причины повреждения фрикционов, ему нужно предпринять такие меры:
- Незамедлительно остановить транспортное средство.
- Вызвать эвакуатор, так как дальнейшее движение машины в таком состоянии может привести к более дорогому ремонту.
Чтобы осуществить точное диагностирование авто эксперты рекомендуют доверить это дело работникам специализированных станций технического осмотра. Стоит отметить, что если машина ещё на гарантии, её нужно направить к официальному дилеру, где помогут устранить имеющиеся проблемы.
Если водители имеет необходимые навыки, для ремонта автомобиля, допускается самостоятельное решение вопроса. Перед тем, как приступить к самостоятельной замене фрикционных дисков, нужно заняться очисткой помещения, чтобы предотвратить возможное попадание в элементы АКПП пыли, грязи. Для успешной работы лучше использовать качественный ремкомплект, который подойдёт конкретно под Ваше авто. Обычно такой набор состоит из дисков, прокладок, сальников, фильтров.
Этапы ремонта автоматической коробки передач следующие:
- Выполняется слив масла. Это осуществимо с помощью сливного отверстия или шланга, отсоединяемого от радиатора.
- Снимается коробка. Из-за её значительного веса рекомендуется применение трансмиссионного домкрата.
- Осуществляется разбор АКПП.
- Устанавливаются все элементы из набора.
- Собирается и устанавливается коробка.
Такие действия не вызовут затруднений, главное придерживаться правильной последовательности. Ещё один важный момент: после сборки масло заливается немного больше максимального уровня, ориентируясь на специальную разметку, а после запускается авто и выполняется его обкатка.
Важно! Такой ремонт в домашних условиях должен проводиться только при 100% уверенности в своих силах, иначе неквалифицированные действия приводят к ещё более значительным проблемам
Принцип работы
Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.
Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона.
Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают.
Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать – кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.
Как работает фрикцион, сможет понять любой рыбак, который имеет базовые знания по курсу школьной физики. Принцип работы тормоза: его настраивают вращением регулятора на какую-либо нагрузку. Когда во время лова нагрузка на фрикцион становится больше нормативного значения, то включается устройство.
Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.
Методика настройки:
- Крепят катушку на удочку, пропускают шнур через все кольца.
- Закрепляют конец шнура за неподвижный предмет на суше.
- Потом нужно приложить нагрузку на удочку, имитируя вытягивание рыбы.
- При этом регулируется нагрузка и включение тормозного узла.
Передний или задний фрикцион что лучше
Какие катушки лучше с байтраннером или передним фрикциономКак выбрать катушку для спиннинга – фрикцион. Эксперт 1000.fish о фрикционе катушкиКатушка с задним фрикционом В чем прикол?Быстрая регулировка заднего тормоза у рыболовных катушекКакую катушку выбрать для спиннинга X
Список форумов » Харьковский спиннинг » Рыболовные снастиЧасовой пояс: UTC + 2 часа |
Список форумов » Харьковский спиннинг » Рыболовные снастиЧасовой пояс: UTC + 2 часа |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8 |
Вы не можете начинать темыВы не можете отвечать на сообщенияВы не можете редактировать свои сообщенияВы не можете удалять свои сообщенияВы не можете добавлять вложения |
Передний фрикцион
Передний фрикционный тормоз более актуален именно для спиннинговой ловли, особенно при использовании лайтовых и ультралайтовых снастей.
Передний фрикцион отличается большей чувствительностью, тогда как задний тормоз в некоторых случаях может быть неэффективным при слишком тонкой настройке, а впоследствии пропускать резкие рывки относительно небольшой рыбы.
Однако вместе с тем передний фрикцион имеет и существенный недостаток: его неудобно регулировать на стадии вываживания потенциального улова. В такие моменты задний фрикцион гораздо удобней.
Считается, что передний фрикционный тормоз более надежный благодаря своей простой конструкции.
Очень важный совет: при транспортировке и хранении катушки выкручивайте фрикцион на максимальную мягкость. Это продлит срок его службы!!!
Задний фрикцион
Второй – задний фрикцион используется преимущественно в фидерной или троллинговой ловле.
Он обладает меньшей чувствительностью по сравнению с передним, но при ловле крупной рыбы более тяжёлыми, мощными снастями высокий уровень чувствительности по большому счёту и не нужен.
Задний фрикцион менее чувствительный но более удобный по причине его расположения в задней части катушки!!!
Настройка фрикционного тормоза
На первый взгляд никаких сложностей в настройке фрикциона нет. Нужно лишь настроить тормоз так, чтобы тот реагировал на сильное сопротивление рыбы или серьёзный зацеп, и впоследствии стравливал некоторое количество лески.
Однако помните, что для срабатывания фрикционного тормоза при натяжении пропущенной через все кольца лески нужно приложить больше усилий, чем когда леска стягивается прямо с катушки, без пропуска через кольца удилища. То есть для оптимальной настройки фрикциона необходимо, чтобы леска была уже пропущена через все кольца спиннинга.
Способ настройки фрикциона
Так, можно попробовать настроить фрикцион следующим способом: конец лески привязываем к некоторому предмету, а затем постепенно тянем удилище под тупым углом до 120 градусов и выставляем срабатывание фрикциона при 70-75% нагрузки (при нагрузке в 100% леска, естественно, рвётся).
Таким образом, с одной стороны вы ликвидируете возможность нежелательного схода лишней лески на стадии вываживания, а с другой – обеспечите рыбе добротное сопротивление без угрозы обрыва снасти.
Если вы думаете, что у подсеченной рыбы очень мягкие губы, фрикцион нужно ослаблять еще сильнее, это уменьшит шанс схода рыбы.
Разновидности фрикционных тормозов
Бывает 2 вида фрикциона:
- передний (считается спиннинговым)
- задний (считается фидерным)
У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.
Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.
Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.
Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.
Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.
Оснастка отводной поводок — правила монтажа, техника ловли.
Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.
Как настроить фрикционный тормоз и байтраннер
Второй момент при вываживании рыбы – правильно отрегулированный фрикционный тормоз, который в немалой степени влияет на конечный результат борьбы. При этом нет единого стандарта для степени затягивания фрикциона. Одни ловят с полностью затянутым тормозом, ослабляя его лишь в момент вываживания крупной рыбы, другие, наоборот, держат ослабленным.
Третий вариант работы фрикциона – производить регулировку в зависимости от степени разрыва лесы. Каждый рыболовов прав по-своему, однако при этом не стоит забывать об условиях лова – ведется ли ужение тяжелыми приманками или легким пикером.
Фрикцион – специально разработанное устройство в составе механизма безынерционной катушки. Его предназначение – контроль за силой и скоростью сматывания лесы. Фрикционный тормоз может располагаться как на передней части корпуса, так и на задней. В матчевой ловле, например, предпочтителен задний фрикцион и небольшая шпуля.
Разностороннее расположение тормоза ни в коей мере не оказывает влияния на его принцип срабатывания. Особенно актуален он во время вываживания трофейных экземпляров, когда при сильных рывках леса стравливается с катушки. При правильной настройке это позволяет применять лесу более тонкого диаметра.
- Катушка с передним фрикционом. Считается наиболее чувствительной, способной реагировать на незначительное сопротивление лесы. Имеется пара недостатков, например, его не совсем удобно настроить в процессе вываживания из-за лесы, которая идет от лесоукладывателя до пропускного кольца. Вторая проблема – не так комфортно менять шпулю.
- Катушка с задним фрикционом. Восприимчивость ее несколько ниже, поэтому катушку используют для мощных снастей, таких, как фидер, троллинг. Достаточно удобно вести регулировку прямо во время вываживания.
Можно констатировать факт, что отнюдь не все рыболовы настраивают фрикцион. Кто-то не умеет, другие не хотят. Однако есть еще один фактор – использование китайских катушек с низкопробным механизмом торможения. В принципе, ничего сложного в регулировке нет.
Сработать устройство должно при активном сопротивлении крупной рыбы, чтобы леса не оборвалась, а спиннинг не переломился. Зная, как отрегулировать шпулю безынерционной катушки, не стоит забывать о том, что делать это лучше на берегу водоема. Это объясняется тем, что нагрузка, которую нужно приложить для стравливания лесы непосредственно с катушки или через пропускные кольца – совершенно разная.
Леса, скользящая через кольца под прямым углом к удилищу требует значительно больших усилий. Поэтому настройка и должна происходить именно при подобных условиях. Лучше всего привязать конец оснастки к неподвижному предмету и отрегулировать фрикционный тормоз так, чтобы он начинал срабатывать примерно при 80 процентах усилий от разрывной способности лесы.
Стоит помнить, что существуют катушки, снабженные байтраннером, что переводится как «бегущая насадка». Эта система предназначена для моментального сбрасывания лесы во время поклевки. Ознакомиться с этим можно в статье «Фидерная ловля: снасти бюджетные, улов трофейный ».
Он удобен при следующих случаях:
- для исследования рельефа водоема с помощью маркерного поплавка;
- для установки удилища на подставку, чтобы при поклевках вершинка не гнулась, а леса сматывалась за счет спущенного байтраннера.
Использовать байтраннер несложно: после заброса снасти и установки удилища на подставку механизм ставится в рабочее положение
Правда, сначала важно настроить фрикционный тормоз. В момент подсечки байтраннер выключается после оборота шпули. В данной статье речь пойдет о настройке именно безынерционных катушек
Чтобы правильно настроить такую катушку, а точнее ее фрикцион, сначала необходимо установить ее на удилище, потом правильно намотать на нее леску, и уже после этого заниматься настройкой фрикционного тормоза
В данной статье речь пойдет о настройке именно безынерционных катушек. Чтобы правильно настроить такую катушку, а точнее ее фрикцион, сначала необходимо установить ее на удилище, потом правильно намотать на нее леску, и уже после этого заниматься настройкой фрикционного тормоза.
Для опытных рыбаков всё это кажется довольно простым, но для новичков данная информация будет очень ценной. Итак, начнем с установки безынерционной катушки.
Устанавливается катушка предельно просто, и проблемы с этой процедурой не должны возникнуть даже у абсолютных новичков. Сначала нужно открутить крепление, затем катушка вставляется в специальный держатель, расположенный на рукоятке удилища.
Бывает, что в процессе рыбалки держатель катушки немного откручивается, поэтому время от времени подкручивайте его.
Для чего нужен фрикцион?
Фрикционный тормоз необходим для гашения рывков, снижая нагрузку на леску, что, соответственно, минимизирует возможность разрыва. Обидно ведь, когда у самого берега щука сделает свечку.
Считается, при правильной регулировке фрикциона можно использовать тонкую леску без риска ее оборвать. Данный тип тормоза приемлем для безынерционных катушек, на которые наматывается большое количество метров лески, дабы фрикцион мог дать рыбе разгуляться, прежде чем та устанет, а в момент передыха снова затягивать – тут уже кто кого.
Виды фрикциона.
По месту расположения:
– Передний. Наиболее распространен у производителей, находится сверху поэтому когда меняется шпуля – заменяется и тормозная система. Используют такой вид на скоростных катушках.
Получается, что настроенный фрикцион 3 кг вдруг превращается в 4, 5. Данному тормозу присущ эффект самозатягивания, т.е. когда регулирующая гайка относительно шпули начинает затягиваться, то усиливает возможность разрыва лески.
– Задний. Расположен у нижней части корпуса, применяется чаще на силовых катушках, где необходимо стягивающее усилие до 0,5 на килограмм. А вот тонкую леску использовать на таких катушках опасно – при свободном положении тормоза будет ее слишком свободное стягивание, при затянутом – увеличивается риск порваться.
Также существует возможность быстрой смены стягивающего усилия – бейтраннер. Это очень удобно, если нужно сделать подсечку при поклевке или выуживании рыбы. Наиболее любима такая система в карповой ловле.
Какой выбрать?
У каждого вида есть свои достоинства и недостатки. Так, например, катушки с передним фрикционом более компактны, легче, что хорошо для спиннинговой рыбалки, в то время, как для фидерного и матчевого способа ловли предпочтение больше отдается задней тормозной системе – с ним гораздо легче подружиться в работе, можно изменять силу натяжения прямо во время выуживания улова.
Также немаловажен ценовой диапазон шпуль, так, для безынерционной катушки с задним тормозом стоимость этой запчасти куда дешевле, чем у переднего.
Регулировка фрикционного тормоза.
Это не так легко, как кажется. Производится с помощью регулировочного винта – наверху у переднего и внизу у заднего фрикциона
Важно не переусердствовать в затягивании тормоза, это может плохо сказаться на целостности удилища, а также самой катушки
Получается, что в этом деле должна присутствовать тонкость или глаз алмаз опытного рыбака, потому что если плохо затянуть, то ухудшается качество подсечки, а если очень хорошо – вероятен обрыв лески.
Поэтому затягивание лески нужно делать исходя из расчета 2/3 – 3/4 от разрывной нагрузки. Можно усиливать затяжку лески постепенно, на ощупь, т.е. постепенно затягивая фрикцион, проверять силу отдачи.
Итак, это основные моменты относительно тормозной системы катушки.
Всем отличной рыбалки! Ещё больше интересного вы можете найти по этой ССЫЛКЕ. А также читайте: Подбор донной снасти для ловли карпа.
http://xn--80akhglzhib.xn--p1ai/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE/http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/414677http://ribaku.info/snasti/chto-takoe-friktsionhttp://drivertip.ru/osnovy/chto-takoe-friktsiony-akpp-kak-rabotaet.html
голоса
Рейтинг статьи
Обслуживание пакета фрикционов АКПП: как это происходит?
Для стабильной работы фрикционных дисков коробки-автомат важно соблюдать регламент по техническому обслуживанию. Главными причинами выхода из строя фрикционов АКПП является загрязненное трансмиссионное масло и аккумуляция влаги или охлаждающей жидкости
В первом случае металлический абразив и повышенная температура приводят к ускоренному износу фрикционного напыления на поверхностях дисков, во втором случае – фрикционный слой накапливает в себе стороннюю жидкость, что приводит к появлению пробуксовок коробки или деформации самих дисков.
Предотвратить преждевременную выработку пакета фрикционов поможет своевременная замена системы фильтрации и трансмиссионной жидкости, а также резинотехнических изделий – сальников и уплотнительных прокладок по периметру коробки.